Урок окружающего мира, 1 класс


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок окружающего мира, 1 класс
Автор: Шандибо Ольга Дмитриевна

Класс: Тема: Кто такие насекомые? УМК «Школа России»Цель: познакомить обучающихся с признаками и разнообразием насекомых.Задачи урока:- создать условия для самостоятельного поиска признаков насекомых;- воспитывать бережное отношение к насекомым;- учить отличать насекомых от других животных, используя основной признак;- учить работать в парах и группах.Планируемые результаты:Предметные: дети усвоят, что насекомые - это животные, у которых шесть ног, узнают о разнообразии животного мира; научатся узнавать и приводить примеры насекомых; повторят правила бережного отношения к природе.Метапредметные: регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную: изучение видов насекомых;познавательные: узнавать, называть и определять насекомых, составлять описание насекомого;коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, помогать учителю в ходе урока.Личностные: экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.Оборудование: компьютерная презентация, ноутбук, звукозапись голосов насекомых, фотографии с изображением насекомых (божья коровка, стрекоза, муравей, таракан, муха), карточки для работы в паре,  рабочая тетрадь.Ход урока:
  • Организационный момент.
  • -Здравствуйте, ребята. Сегодня на урок к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. (Дети здороваются)Садитесь.
  • Актуализация знаний
  • У: Все места на Земле обитаемы. А кем обитаемы? (живыми существами, животными ) Почти везде: на суше, в океане, в атмосфере и даже в вечных снегах обитают животныеИгра «Раздели на группы»На доске картинки с животными, дети должны разделить их на 4 группы.У: На какие группы можно разделить данных животных? Почему? Животных на Земле очень много и все они разные. Их можно объединить в группы по общим признакам. Перед вами таблица "Животные", которую мы с вами вместе с Мудрой Черепахой будем заполнять. (заполняем схему) В 1 классе мы познакомимся только с четырьмя группами животных, но вы должны знать, что их гораздо больше.У: Назовите профессии, связанные со знанием живых существ. (лесник, зоолог, орнитолог, ветеринар, дрессировщик).
  • Самоопределение к деятельности.
  • Муравьишка Вопросик пригласил нас в гости.- Положите голову на стол, закройте глаза и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнышко. И мы с вами идём по зелёному лугу. Послушайте.- Ребята, чьи голоса вы услышали? (пчела, комар, кузнечик) звучит звукозапись. По очереди на доске появляются картинки.Домовитая хозяйкаПолетает над лужайкой,Похлопочет над цветком —И поделится медком.  (Пчела)Не зверь, не птица,Нос, как спица.Летит – кричит,Сядет – молчит.Кто его убьёт – Свою кровь прольёт. (Комар)В луговой траве стрекочет,В руки к нам идти не хочет.Скачет он на длинных ножкахЧерез луг, через дорожки.Весь зелёный – и с травинкойМожно спутать его спинку. (Кузнечик)-Как их назвать одним словом? (Насекомые)III. Определение темы урока, постановка целей урока.-Кто догадался, какую группу животных мы будем изучать сегодня на уроке? (насекомых) -А как называется наука о насекомых? (Энтомология) слайд-А как называют людей, которые изучают насекомых? (Энтомологи)-А как вы думаете, энтомология интересная наука? Чем?- А какими качествами должен обладать ученый-энтомолог? (В профессии требуются такие качества, как: наблюдательность, умение подметить мельчайшие изменение формы, оттенки цвета и их сочетание, особенности поведения, усидчивость, аналитическое мышление.)-Предлагаю на этом уроке побыть учеными-энтомологами и ответить на главный вопрос урока: кто такие насекомые? слайд-Сегодня мы будем исследовать насекомых, узнаем, каких животных называют насекомыми.-Кто знает, почему их так называют «насекомые»?Работа со словарем. (Репкин, стр.Существительное насекомое через язык-посредник французский пришло к нам из латинского, в котором слово insectum обозначало маленькое животное с суставчатым телом: муху, пчелу, муравья и др. «Словарь живого великорусского языка В.И. Даля. Русский глагол "секу" и латинское seco однокоренные слова. Это маленькое животное так назвали из-за насечек, которые отделяют один член его тела от другого. Буквально насекомое значит "животное из насечек".На теле насекомых есть «насечки». Отсюда и название «насекомые». Рассмотреть слайд.-Посмотрите. Слайд Стрекоза. Слайд Оса. Вот насечки, или по-другому, сегменты.-А для чего они им нужны? (Насечки обеспечивают им подвижность тела).Вступительная беседа.Насекомые – самые древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились примерно 250 млн лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле. Они живут повсюду: на земле, под землёй, в воде и у воды – в ручьях, реках, прудах и озёрах, за исключением морских глубин.-А как передвигаются насекомые, знаете? (Они ползают, летают, прыгают, бегают, ходят, плавают)-А чем питаются? (Большинство из них поедает зелёные листья, стебли, некоторые питаются созревшими плодами, опавшими листьями и хвоей, нектаром цветов.Пчёлы, шмели, бабочки, мухи любят полакомиться медовым нектаром и вкусной цветочной пыльцой. Жуки-точильщики и древоточцы едят древесину и кору.Но есть в природе и насекомые-хищники, которые охотятся на других насекомых.)- Давайте посмотрим, из каких частей состоит тело насекомых. Слайд (Слайд с мухой) -Сначала показывает учитель.Попросить нескольких детей выйти и показать разные части насекомого. (дети сигналят «+» или «-» ).У каждого ребенка рисунок насекомого, по заданию учителя дети обводят разными карандашами части насек. (усики-красн, крыл-желт, голова-син, ноги-зел).- Проверьте по образцу.- Покажите соседу по парте. Проверьте соседа. На оценочной линеечке поставьте оценку соседу.Физминутка. Зрительная гимнастика (1 мин.) Цель - снятие мышечного напряжения глаз.Представьте, что в класс залетел жук. Я буду называть его движение, а вы повторяете его глазками: вверх - вниз, влево - вправо, круговое движение в обе стороны, близко - далеко, закройте глаза ладошками. Жук улетел. Можно продолжать работать.Парная работа.1 ряд - божья коровка, 2 ряд - кузнечик , 3 рядстрекоза.Показать как работать по плану. на примере мухи. (Слайд ) на доске.отмечать на карточке в таблице (голова -+, крылья- 2 (4), ноги- 6) -По окончанию исследования подготовьте выступление.- Чья пара будет готова, поднимет руки.-Проверка на доске. (кузнечик, божья коровка, стрекоза). Вызвать по одной паре с каждого ряда.Дети сигналят каждой паре. -Молодцы! Нашли все части тела.АНАЛИЗ:Слайд 9. (Рассматриваем) Найдите общий признак насекомых. Посмотрите на таблицы пар, теперь сравните все ответы. У: Итак, какие отличительные признаки есть у насекомых? (крылышки-2,4,4) - Какие вы видите сходства? (голова, грудь, брюшко и 6 ног) -Какой главный признак?Вывод:...насекомые то животные , у которых 6 ног.-Чтобы быстрее найти насекомых, обычно считают ноги. Если 6 ног, значит насекомое. Если больше или меньше, это не насекомое.-А наш Муравьишка будет насекомым? Докажите. (Выйти к доске и посчитать ноги).ФИЗМИНУТКА музыкальная V. Проверка усвоения нового материала.К нам на урок пришли необычные гости. У них нет школы и им не у кого спросить, являются ли они насекомыми? Они хотят знать, кто из них насекомое. Поможем им, ребята?Работа в группах. Исследование насекомых. 8 группРабота над проблемной ситуацией.Уважаемые ученые-энтомологи вы будете исследовать насекомых в группе.Давайте повторим правила работы в группе: работать дружно, слушать друг друга, следить за временем, договориться, кто может писать быстро и красиво, выбрать того. Кто пойдет отвечать. -По окончанию исследования подготовьте выступление.- Чья группа будет готова, поднимет руки.Фото: многоножка кивсяк, рак, богомол, паук, гусеница, клещ. У КАЖДОЙ ГРУППЫ.аждая группа должна ответить на вопрос, какое из этих животных насекомое? Почему? Выслушать детей - представителей от каждой группы. Если один от группы не хочет выходить , то можно нескольким детям.-Проверка на доске. (Фото: многоножка кивсяк, рак, богомол, паук, гусеница, клещ)Дети сигналят каждому выступающему.Если не прозвучит, то спросить, на что следует обратить внимание. (6 НОГ)Информация для детей, если появятся вопросы.1.Многоножка кивсяк. Она встречается под камнями, в прелой листве и других сырых местах. Передвигается она очень медленно. Сколько думаете у неё ног? У неё более 100 пар слабых ножек! Питается кивсяк опавшими листьями. Обнаружив присутствие врага, кивсяк не спасается бегством, а сворачивается в кольцо.2.Рак . (5 пар ног).-Сколько пар ног у рака?(4 пары ходильных ног и одна пара клешней.)3. Паук.-Сколько пар ног у паука? 4 пары ног или 8ног, и нет крыльев.-А кто знает, как называется группа, к которой относится паук? (Паукообразные) На брюшке у пауков есть желёзки, из которых выделяется жидкость, которая на воздухе застывает в виде ниточки-паутинки4. Клещ Кровососущее. Пастбищные клещи — переносчики возбудителей разнообразных заболеваний — относятся к семейству класса паукообразных. Тело клеща не разделено на отдельные членики, оно сплошное, 4 пары ног или 8ног, и нет крыльев. Итак, богомол – насекомое, а ещё кто?Мой рассказ:Богомол обычно стоит на четырёх из шести ног, а передние держит сложенными впереди, как будто молится. Но не дайте себя обмануть! На самом деле этот хищник поджидает в засаде насекомых, чтобы с быстротой молнии схватить неосторожную жертву.Если не выберут бабочку, настоять, что мудрая Черепаха не согласна. Она прожила 300 лет, её и прозвали мудрой, потому что она никогда не ошибается.Попросить подумать, почему гусеница насекомое.Ловушка гусеница не 6 ножек  ( из   или бабочек).Она ярка, красиваИзящна, легкокрыла.Сама похожа на цветокИ любит пить цветочный сок. (Бабочка)Показать жизненный цикл бабочки. слайд.На протяжении своей недолгой жизни насекомым часто приходится менять своё обличие. Они проходят несколько этапов развития. Вы можете наблюдать это на примере бабочки.  Жизненный цикл чешуекрылых состоит из 4 фаз: яйца, гусеницы, куколки и  (взрослого насекомого). Самки бабочек откладывают яйца. Стадия яйца у различных видов может длиться от нескольких дней в теплое время года до нескольких месяцев в том случае, если яйца зимуют. По мере развития яйца внутри него происходит формирование гусеницы, которая затем прогрызает оболочку и выходит наружу. В зависимости от вида, развитие гусеницы может продолжаться от нескольких дней до нескольких лет (у высокогорных и полярных видов). Гусеницы бабочек, живущих в северных широтах, порой не успевают завершить своё развитие за одно лето, из-за чего вынуждены впадать в зимнюю  до следующего лета. К примеру, гусеница бабочки волнянки  известна тем, что её стадия гусеницы может длиться до 14 лет. Гусеница зимует в виде куколки, а из куколки выходит бабочка.Физминутка. Игра «Узнай насекомое»Бабочка, воробей, Шмель, многоножка, Кузнечик, сом, Пчела. Муравей, мышь, Муха, паук, Оса. Жук, гусеница, Комар. (Прыгать, хлопать.)Представляете! Если взвесить всех насекомых на Земле, они окажутся тяжелее, чем остальные животные вместе.- А как по-вашему, зачем нужны насекомые природе? ( Все насекомые нужны природе. Они появились не просто так. В природе все насекомые выполняют свою роль. Многие насекомые приносят пользу человеку.)Что дают человеку насекомые? (.... ответы детей)-А какое красивое зрелище, когда в воздухе порхают бабочки!- польза: опыление, санитары, корм для птиц, мед, шелк.- Ребята, вы знаете о пользе насекомых. А как к ними нужно относится? (их нужно беречь и охранять, многие виды насекомых исчезают и поэтому занесены в Красную книгу) - Итог урока.Ну, вот наш урок подходит к концу, и Муравьишка хочет вас спросить:-С какой группой животного мира вы сегодня познакомились?-Как отличить насекомого от других животных? Посмотрите, чего не хватает у жука? Дорисуйте ноги вашему жуку. Сколько ног вы нарисовали?-Молодцы! Вы хорошо справились со всеми заданиями.Рефлексия.У каждого из вас на парте жучки. Если урок вам понравился и у вас хорошее настроение, вы всё поняли, то покрасьте своего жука в зелёный цвет; если что-то не поняли, то в желтый цвет. Если на уроке ничего нового не узнали и не запомнили, вам было скучно, то возьмите красный карандаш. Я бы хотела похвалить за хорошие ответы (активность, внимательность, любознательность) ... детей. Спасибо за урок!