«Методы проектов и исследований как средства развития познавательных способностей учащихся».
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Методы проектов и исследований как средства развития познавательных способностей учащихся».
Автор: Глухова Мария Ивановна
«Методы проектов и исследований как средства развития познавательных способностей учащихся».Одной из важнейших задач современного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс МОУ ДО метода проектов. Проект (от латинского projectus "брошенный вперед")-совокупность документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия либо предварительный текст какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел или план.Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта. Другими словами, проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности.Проектная технология предполагает: 1. наличие проблемы, требующей знаний и исследовательского поиска ее решения;2. практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;3. самостоятельную деятельность воспитанников;4. структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;5. использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности.Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта. Преимущества проектного метода:-является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;-повышает качество образовательного процесса;-служит развитию критического и творческого мышления.-способствует повышению компетентности педагогов.Основными этапами проектной деятельности являются:- Определение темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;- Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, составление плана работы, распределение обязанностей;- Выполнение запланированных действий, внесение необходимых изменений;- Подготовка и защита презентации;- Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта В практике используются следующие виды проектов:- исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;- ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);- информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);- творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, танца).По срокам реализации работа может выполняться от одного занятия до одного года .Проектная деятельность: роль педагогаНе столько преподавать, сколько создать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Педагог, как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и творческими способностями.Таким образом, освоение педагогами Центра технологии проектирования позволит повысить уровень профессионального мастерства и создать условия для эффективной воспитательно - образовательной работы