Возрастные особенности детей в 2-3 года. Факторы и условия, определяющие течение этого возрастного периода.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Возрастные особенности детей в 2-3 года. Факторы и условия, определяющие течение этого возрастного периода.
Автор: Сидоркевич Лидия Викторовна

Возрастные особенности детей в 2-3 года.Факторы и условия, определяющие течение этого возрастного периода.Подготовила педагог-психолог:Л.В. Сидоркевич К 2-3 годам ребенок приобретает определенный багаж как навыков, так и представлений о себе и об окружающем его мире. Если на 1-м году жизни ребенка не было нарушений в системе родители-ребенок, то к "кризису 2 - 3 лет" он должен подойти, имея внутри себя полную уверенность в любви к нему матери и отца, с удовлетворением потребности в безопасности и привязанности. В зависимости от предшествующего опыта, полученного ребенком, от состояния здоровья ребенка и в зависимости от текущей семейной ситуации этот возраст может пройти либо относительно спокойно для родителей и самого ребенка, либо может иметь выраженные "особенности" поведения, эмоционального реагирования и в какой-то степени закрепиться на долгие годы, оказывая влияние и на подростковый период жизни человека. Часто мамы детей этого возраста говорят: «ребенка как будто подменили». Вдруг вы обнаруживаете, что с ребенком все сложнее бывает договориться, он становится упрямым, все воспринимает в штыки, активно сопротивляется воздействию взрослых. Упрямство приносит и самому ребенку негативные переживания – приходится злиться, плакать. Или ваши походы на площадку, которые всегда приносили массу удовольствия, вдруг все чаще заканчиваются одним: слезами из-за игрушки, которую Ваш ребенок яростно отстаивал, или наоборот яростно отбирал у другого. И если совсем недавно можно было найти компромисс, то сейчас это оказывается невозможным. Появляется «я сам», которое, увы, не всегда радует родителей, так как проявляется иногда не там и не тогда, когда хотелось бы. Конечно, когда опаздываешь на важное мероприятие, а ваш ребенок одержим идеей - самому завязать шнурки, это может не всегда радовать. Агрессивность, упрямство, вспышки злобы, слезы, громкий плач, истерики… В целом это действительно очень сложный период как для родителей, так и для ребенка. Именно поэтому очень важно родителям понимать, что происходит, продолжая быть хранителями спокойствия, при этом быть готовым к беззаконию, и даже к революции… Если конечно родители заинтересованы в психическом становлении детей как личностей. Что происходит с ребенком в этом возрасте? Важно понимать, что он проверяет границы своих возможностей. Через «нет», «не буду», «не хочу», «не пойду», он заявляет о своей позиции. Пока это единственно доступная ему форма сообщить о своей автономности, нетождественности с взрослым. Важно понять, что ребенок ведет борьбу за свое место, за свое пространство с явно превосходящими его силами взрослых. Взрослые могут помочь найти форму для проявления этих чувств. Взрослые должны понять его, а не он - взрослых. А взрослые часто требуют понимания от малыша, не желая и не умея понимать его. Выдвигая на его НЕТ свое взрослое, бескомпромиссное НЕТ, на корню уничтожая возможность его автономности. Может быть, несколько советов-наблюдений позволят вам пережить этот непростой период: • Помните, что все происходящее с вашим ребенком в этом возрасте нормально. Любое насильственное подавление таких проявлений чревато многими проблемами в будущем. Переживание любого кризиса всегда является благом для психического становления вашего ребенка. Особенности организации жизни Рассматривая развитие ребенка 2 лет, отметим, что в этот период малыш может с трудом засыпать днем или вовсе отказываться от дневного отдыха. В таком случае рекомендуется устраивать ему минимум час спокойного времяпрепровождения с чтением книг, к примеру. Однако не следует полностью отказываться от дневного сна, поскольку это вредно для здоровья малыша. Не забывайте чередовать занятия чада во время прогулок и игр. Его внимание может быть направлено на что-то одно в течение тридцати минут.Двухлетние дети, как правило, уже сами просятся на горшок. Но все-таки высаживайте их перед прогулкой и после дневного сна.Работа над моторикой Методика развития ребенка 2 лет предполагает проведение веселых соревнований (к примеру, кто быстрее сядет/встанет из лежачего положения). Они помогают прорабатывать крупную моторику малыша. Для проведения подобных упражнений рекомендуется использовать мягкую подстилку. Что касается развития мелкой моторики, незаменимыми станут занятия с небольшими коробочками, наполненными пуговицами, или маленькими игрушками. Покажите малышу, как интересно перекладывать вещи из одной емкости в другую. При этом обязательно следите за тем, чтобы он ничего не проглотил. Еще один вариант упражнений для мелкой моторики – рисование пальчиками или кисточкой. Во время игры в песочнице предложите ребенку не просто копать лопаткой, а сделать куличики, вырыть гараж для автомобиля и проложить к нему дорогу. Дома устройте банные процедуры для любимой игрушки, параллельно изучая предметы для купания – мочалку, мыло, полотенце, шампунь. В это же время можно показать ребенку, какая водичка течет из крана – теплая, горячая или холодная.Раннее развитие детей (2 года). Обращаем внимание на артикуляцию
  • Покажите ребенку, как правильно задувать свечи, выдувать мыльные пузыри и т. п. Этот навык – индивидуальный, не все осваивают его в раннем возрасте. Не переживайте, если у малыша пока мало что получается.
  • Выполняйте упражнение «Медленный и быстрый ветерок» (малыш при этом должен дуть со всей силы или плавно).
  • Вместе стройте рожицы перед зеркалом. Показывайте язык и крутите им во все стороны.
  • Учите ребенка делать пузыри в воде, выдувая воздух через трубочку.
  • Произносите вместе с чадом звуки или слова с разной громкостью.
  • • Старайтесь оценивать только поступок вашего ребенка, не давая оценки его личности. Может не нравиться поступок, но у ребенка должно быть чувство, что глобальную любовь и доверие потерять нельзя. Именно эта уверенность должна сопровождать наказание ребенка. • Если ваш ребенок кричит, пинается или дерется, устраивая беспорядок, постарайтесь не отвечать агрессией на агрессию. Мир ребенка не будет уничтожен гневом. Это очень важное открытие для ребенка: мир не зависит от моих чувств, есть что-то постоянное в этом мире – например, материнская любовь. Ребенку, для которого такое открытие произошло, впоследствии будет необходимо гораздо меньше криков и истерик, чтобы его точку зрения приняли. • В этом возрасте ребенок нащупывает границы своего психического пространства, и чрезвычайно важным моментом являются запреты, с которыми он встречается. Конечно, запреты должны быть обоснованы, и по большей части должны касаться безопасности и здоровья вашего ребенка. Важно, чтобы все взрослые, окружающие ребенка, придерживались единого взгляда на эти запреты и никакие истерики ребенка не могли бы запрет упразднить. • Помните, что, как и всякая революция, этот период не длится вечно, и исход его зависит не только от вашего ребенка, но и от зрелости вашей позиции.Физиологические особенности Развитие ребенка 2 лет уже находится на таком уровне, что малыш уверенно прыгает и бегает. Его тело, прекрасно скоординированное в пространстве, уже достаточно окрепло. Дети в таком возрасте очень подвижны. Задача родителей при этом состоит в том, чтобы обеспечить малышам все возможности для активных игр. Рекомендуется регулярно проводить время на улице, где больше мотивации и пространства. Развитие ребенка 2 лет значительно улучшится, если он, к примеру, будет перешагивать через лежащее на земле дерево или ходить по нему, тем самым оттачивая чувство равновесия. На улице можно кормить птиц, висеть на турнике, подниматься по лестницам и спускаться с них… Дома у малыша гораздо меньше дел. Физическое развитие детей (2 года – рассматриваемый возраст) в этот период, как никогда, содействует знакомству с окружающим миром. Постарайтесь сделать так, чтобы малыш регулярно выполнял следующие упражнения:
  • Прыжки на месте на обеих ногах.
  • Бросание мяча об стену.
  • Подбрасывание воздушного шарика или мячика вверх.
  • Ходьба по скамейке или брусу.
  • Имитация движений животных (повторение за взрослым).
  • Ползание на животе (словно гусеница или удав).
  • Бег (медленный, быстрый, на носочках).
  • Стучание ногами по полу в положении сидя (упражнение «Барабан»).
  • Перекатывание по полу («Колобок»).
  • Поднимание упавших объектов (приседая или нагибаясь).
  • Доставание высоко расположенных предметов (они могут находиться в руках у мамы, малыш при этом должен высоко поднять руки).
  • Перемещение крупногабаритных легких вещей (к примеру, пустых картонных коробок).
  • Ходьба на носочках (ближе к трем годам – на пяточках).
  • Подлезание под туго натянутой лентой.
  • Выполнение упражнения «Поймай солнечного зайчика» (пускает зеркальцем мама).
  • Участие в коллективных играх (хороводы, догонялки и т. п.).
  • Висение на кольцах, турнике либо руках взрослого.
  • Лазание по шведской стенке.
  • Ходьба (или умеренный бег) по своеобразным кочкам – хаотично разбросанным подушечкам, книгам и т. п.
  • Упражнения на фитболе.
  • Ходьба на руках (взрослый при этом держит малыша за ноги).
  • Базовые навыки и уменияОсобенности развития ребенка 2 лет таковы:
  • Знает примерно сто слов и может оперировать ими (некоторые коверкает или сокращает, как проще).
  • Легко осваивает новые навыки.
  • Водит фломастером или ручкой по бумаге. Рисунки пока абстрактны, но это не главное.
  • Использует воображение в процессе игры.
  • Интересуется сказками и готов слушать их много раз.
  • Все больше предпочитает общение со сверстниками. У малыша появляются первые друзья.
  • «Игры для установления положительного эмоционального контакта ребенка с взрослым».Игра «Наши пальчики»Цель: устанавливать тактильные контакты с ребенком, снимать эмоциональное напряжениеХод игры: педагог обнимает ребенка, сажает к себе на колени и играет со своими, а потом с его пальчиками:Пальчик толстый и большойВ лес по ягоды пошел.Указательный с порогаУказал ему дорогу.Средний-следом побежал.Безымянный топал рядомИ корзиночку держал.А мизинчик, младший братец,На печи весь день лежал.Л. ЯхнинИгра «Ку-ку»Цель: устанавливать положительные эмоциональные контакты с педагогом, снимать эмоциональное напряжениеХод игры 1: ребенок сидит на коленях у педагога, который читает стихотворение (имя ребенка заменяется) и выполняет действия ручками ребенка, закрывая и открывая его лицо:Где же, где же наш малыш?Где же, где же наша крошечка?Где же, где же наша Полечка?Где же, где же наше солнышко?Вот, вот наш малыш,Вот, вот наша крошечка,Вот, вот наша Полечка,Вот, вот наше солнышко!Н. ПикулеваИгра «Скачем на лошадке»Цель: устанавливать доверительные контакты с педагогом на телесно-игровом уровне, снимать эмоциональное напряжениеХод игры: педагог сажает ребенка на колени и качает в такт словам:Мы скачем, скачем, скачем, Скачем на лошадке!Мы не плачем, нет, не плачем-Все у нас в порядке!Н. ПикулеваИли:Ехали дорожкиПо стежке-дорожке,Ровнее ладошки,Лугом, лесочком,Через реку мосточком,С кочки на кочкуВприпрыжку, вприскочку.По оврагам, по камням,По ухабам, по корням.Прямо в яму-БАМ! Л. Яхнин