"Развитие интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста при помощи нетрадиционных техник рисования".
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Развитие интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста при помощи нетрадиционных техник рисования".
Автор: Хорошаева Ольга Анатольевна
Развитие интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста при помощи нетрадиционных техник рисования.
Хорошаева Ольга Анатольевна
Воспитатель
МБДОУ ДСОВ Северяночка
Современная система образования в России сориентирована на развитие личности человека. Формирование знаний, навыков, умений является не целью, а одним из средств достижения этой главной цели.
Формирование творческой личности является одной из важных задач педагогической практики и теории на современном этапе. Ее решение должно начаться уже в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст – это период, когда изобразительную деятельность можно назвать устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех дошкольников. В последние годы изменились задачи и содержание изобразительного творчества детей дошкольного возраста.
Идея применения необычных техник в процессе обучения изобразительному творчеству детей дошкольного возраста не можно назвать новой, а необходимость применения нетрадиционных техник в организации изобразительного творчества дошкольников не подвергаются сомнению. Ведь отход от традиционных, привычных способов создания рисунков, разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, поиск новых творческих решений способствует активности воображения, развитию детского творчества. Дети дошкольного возраста любят новизну, им интересно разнообразие материалов, в результате ребенок получает успешный продукт деятельности.
Как известно изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами рисования. Обучение дошкольников разнообразным необычным художественным техникам находит отражение в исследованиях А.А. Мелик-Пашаева, О.А. Белобрыкиной, З.Н.Новлянской, Л. Г. Беляковой, Р.Г. Казаковой, А.А. Фатеевой, Г.Н. Давыдовой и др. Использование нетрадиционных техник в изобразительном творчестве обусловлена необходимостью повышения уровня образования педагогов, их заинтересованности и способности к творчеству, инновациям в профессиональной деятельности.
Нетрадиционные изобразительные техники – это эффективное средство рисования, включающее новые выразительные художественные приемы создания художественного образа, колорита и композиции, дозволяющие обеспечить максимальную выразительность образа в творческой деятельности. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонируют и линии, и цвет, и сюжет. Это большая возможность для детей дошкольного возраста пробовать, думать, искать, экспериментировать.
Истинная ценность необычных техник заключается не в качестве работы, а в том, что дети дошкольного возраста получают радость от самого процесса. Применение разнообразных необычных техник развивает творческий потенциал дошкольников. Воспитателю же разнообразие изобразительных техник дозволяет определять детям новые задачи, и стимулирует творческую активность. К тому же необычные техники развивают у дошкольников абстрактное и логическое мышление, фантазию, наблюдательность и самое главное - уверенность в себе. У детей дошкольного возраста возрастает интерес к изобразительному творчеству. Они более творчески всматриваются в окружающую действительность, учатся находить разные оттенки, создают новый оригинальный продукт, приобретают опыт эстетического восприятия, реализуют свои замыслы, проявляют творчество.
Из наблюдений можно отметить, что в каждой группе есть дети, которые выделяются на фоне остальных на занятиях по изобразительному творчеству. Они всегда стараются дополнить рисунок, созидаемый по образцу собственными деталями, которые делают работу уникальной и неповторимой. В простой, казалось бы, закорючке они видят целый мир – то это летящая птица, то необыкновенный цветок.
Задача педагога – научить детей дошкольного возраста манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать необычные техники. Разнообразие способов изобразительной деятельности рождает у дошкольников оригинальные идеи, развивает воображение и фантазию, вызывает желание придумывать новые композиции.
Нетрадиционные техники рисования имеют большое значение в развитии детей дошкольного возраста. Желание созидать является внутренней потребностью ребенка-дошкольника, она появляется у него самостоятельно и отличается необыкновенной искренностью. На занятиях с применением необычных техник рисования детям предоставляют возможность экспериментировать. Все необычное привлекает детей дошкольного возраста, заставляет удивляться. У ребят воспитывается вкус к исследованиям, познанию нового. Ребята задают вопросы друг другу, взрослому, активизируется и обогащается их словарный запас.
Как известно, дети дошкольного возраста часто копируют предлагаемый им образец, необычные техники рисования позволяют избежать этого, так как воспитатель вместо готового образца показывает лишь способ действия с необычными инструментами, материалами. Это дает толчок к развитию у детей дошкольного возраста творчества, воображения, проявлению инициативы, самостоятельности, выражению индивидуальности ребенка.
Работа с необычными техниками рисования стимулируют положительную мотивацию у ребенка дошкольного возраста, вызывают радостное настроение, не утомляет. Исследователи указывают на то, что применение необычных техник для изобразительной деятельности помогает ослабить возбуждение у излишне эмоционально расторможенных детей. Нетрадиционная изобразительная деятельность увлекает детей дошкольного возраста, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредоточивается. Зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений.
Таким образом, применение необычных техник рисования способствует интеллектуальному развитию ребенка дошкольного возраста, коррекции личностной сферы и психических процессов ребенка-дошкольника. Исследовательская деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая ребенка от обид, грустных событий, снимает страх, нервное напряжение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребенка. Также в процессе изобразительного творчества ребенок дошкольного возраста испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому рисованию, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности. У ребенка-дошкольника развиваются творческие способности, совершенствуется художественный вкус, эстетическое восприятие, наблюдательность развиваются специальные навыки и умения.
Несомненно, достоинством нетрадиционных техник можно назвать универсальность их применения. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку-дошкольнику именно поэтому необычность исполнения представляется очень привлекательной для детей дошкольного возраста, так как при этом у них открываются большие возможности выражения собственных желаний, фантазий, самовыражению в целом.
Одно из важных условий успешного развития художественного детского творчества – вариативность и разнообразие работы с детьми дошкольного возраста на занятиях. Необычное начало работы, новизна обстановки, разнообразные и красивые материалы, интересные для детей дошкольного возраста неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности, помогает не допустить в детское творчество скуку и однообразие. Важно, чтобы всякий раз педагог создавал новую ситуацию, так чтобы с одной стороны дети дошкольного возраста могли использовать усвоенные ранее навыки, знания, умения, с другой стороны отыскивали новые творческие подходы, решения. Именно это вызывает у ребенка-дошкольника радостное удивление, положительные эмоции, желание созидать.
Доступность применения необычных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Начинать работу с младшими дошкольниками необходимо с рисования пальчиками или ладошками. В старшем дошкольном возрасте техники можно разнообразить, используя монотипию, кляксографию с трубочкой, рисование песком, солью и т.д.
Необходимость применения необычных техник в организации изобразительного творчества дошкольников не подвергается сомнению. Важнейшим условием эффективного применения различных изобразительных техник в работе с детьми дошкольного возраста выступает знания педагога по данному вопросу. Преподаватель с большими знаниями в практике применения необычных техник изобразительной деятельности должен быть компетентным в следующих вопросах:
- знать возрастные особенности изобразительного творчества дошкольников;
- знать специфики применения необычных изобразительных техник в работе с детьми дошкольного возраста;
- иметь самостоятельный практический опыт работы в той или иной изобразительной технике, перед ее применением на занятиях по изобразительному творчеству с дошкольниками.
Подводя итоги, можем отметить следующее:
1. На занятиях с детьми дошкольного возраста по изобразительному творчеству ведущую роль играет взрослый. Взрослому необходимо целенаправленно управлять творческим развитием дошкольников, учитывая, что ребенок является субъектом творчества. Чтобы у ребенка не пропал интерес к рисованию и совершенствованию в своем творчестве, взрослый должен своевременно помогать ему. Такую помощь необходимо предоставить как во время занятий изобразительной деятельностью, так и во время свободной творческой детской деятельности.
2. При знакомстве дошкольников с необычными художественно- графическими техниками в изобразительной деятельности нужно последовательно совершенствовать и усложнять технику рисования. Сначала дошкольников знакомят с наиболее простыми техниками рисования, после отработки навыка знакомим с другой техникой. Воспитатель должен поддерживать влечение ребенка самостоятельно сочетать знакомые техники рисования, помогать ему осваивать новые, поддерживать желание объединить разные способы рисования.
3. Воспитатель должен развивать заинтересованность ребенка в изобразительном творчестве, используя дополнительные стимулы.
4. Воспитатель должен создать условия для свободного экспериментирования с изобразительными техниками, художественными инструментами и материалами.
Список литературы
1. Баранова Э. А.Диагностика познавательного интереса умладших школьников и дошкольников. – СПб.: Речь, 2015. – 128 с.
2.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Владос, 2012. – 347 с.
3.Галанов Л.С. и др. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: Сфера, 2014. – 212 с.
4.Давыдова Г.Н.Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: Скрипторий, 2013. – 80 с.
5.Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 324 с.
6.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 192 с.
7.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и наукиРоссийской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 //URL:
8. Швайко Г.С.Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 140 с.
4