«Особенности организации кружковой работы проффилактической направленности в ДОУ»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Особенности организации кружковой работы проффилактической направленности в ДОУ»
Автор: Колесникова Наталья Александровна
Особенности организации кружковой работы проффилактической направленности в ДОУ
Я не боюсь ещё раз повторить:
Забота о здоровье-
это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей
Зависит их духовная жизнь,
Мировоззрение, умственное развитие,
Прочность знаний, вера в свои силы
В.А. Сухомлинский
Бесспорно утверждение, что здоровье – это великая ценность. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым и умным – это цель всех родителей. И одна из главных задач медиков и педагогов. Многочисленные научные исследования свидетельствуют о том, что рост отклонений в состоянии здоровья ребенка происходит в период дошкольного детства.
Проблема воспитания здорового ребенка сегодня актуальна как никогда ранее. Наибольшую тревогу специалистов вызывают дети раннего и дошкольного возраста, уровень заболеваемости которых за последние годы возрос.
А между тем, именно дошкольный возраст - это сензитивный период развития ребенка, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития, двигательных умений и навыков. От того, как организовано воспитание и обучение ребенка, какие условия созданы для развития его физических качеств, зависит развитие и здоровье в последующие годы жизни.
Первые семь лет жизни организм ребенка интенсивно растет и развивается. С этим возрастом связано большинство критических периодов, что делает дошкольника наиболее уязвимым к воздействию внешних факторов, как неблагоприятных социальных, так и экологических, демографических, климатических, а именно:
наследственность;
особенности резко-континентального климата (перепады температуры и давления);
неблагоприятная экологическая обстановка.
образ жизни, который оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья.
Учитывая данные факторы, мы отдаем себе отчет в том, что изменить в корне существующее положение вещей сложно. Но повлиять на сохранение, укрепление и коррекцию здоровья детей могут и должны специалисты детского сада.
Ежегодно в нашем детском саду детей осматривают врачи-специалисты (хирург, педиатр, лор, окулист). Педиатры отмечают, что одно из первых мест среди всех отклонений в состоянии здоровья детей, занимают нарушения осанки и свода стопы.
Анализируя результаты обследования детей врачами-специалистами, мы отметили, что количество детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата с каждым годом увеличивается.
В настоящее время проблеме оздоровления детей уделяется достаточно внимания, в частности, открыты и успешно работают специализированные центры, в которых проводятся занятия с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. Однако, у большинства родителей не достаточно средств и времени на посещение таких занятий. Для многих удобнее, когда коррекционная работа с ребенком ведется непосредственно в детском саду. Поэтому очевидно, что дополнительные занятия с детьми, направленные на формирование навыка правильной осанки и профилактику плоскостопия у детей в условиях детского сада, является актуальной.
Нарушение осанки отмечается в двух плоскостях – фронтальной и в сагиттальной. Нарушения видны, когда мы смотрим на ребенка (спереди) сзади и сбоку. У детей дошкольного возраста в основном определяется так называемая вялая осанка. Одной из главной причин формирования вялой осанки является слабое развитие мускулатуры ребенка, его недостаточная физическая активность, частые и длительные заболевания. Часто вялая осанка сочетается с различными дефектами нижних конечностей, что объясняется общей слабостью всего мышечно-связочного аппарата. Наиболее часто встречающейся патологией опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста является деформация свода стопы – её уплощение. Стопа – фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке ребенка. Свод стопы начинает формироваться в период активной ходьбы и должен быть сформирован к 3 годам.
Программа Здоровячок обеспечивает формирование у детей интереса к своему личному здоровью, сохранение и укрепление физического и психического здоровья, посредством реализации современных, адаптированных к условиям дошкольного учреждения, оздоровительных технологий. Эти технологии носят сугубо профилактический характер и направлены на поддержание эмоционально-положительного тонуса воспитанников.
При написании программы было изучено достаточное количество научной и методической литературы, проанализированы коррекционные методики известных специалистов. Сделан вывод о том, что в данной области накоплен значительный опыт, разработаны отдельные комплексы лечебной гимнастики для дошкольников, которые проводятся в поликлиниках, врачебно-физкультурных диспансерах (М. И.Фонарев, В. К. Велитченко, О. В.Козырева и др.). Однако научно-методических разработок по коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата применительно к условиям дошкольного учреждения практически нет.
В основе нашей программы лежат научно обоснованные оздоровительные методики, таких авторов, как, О. В. Козыревой, И. С. Красиковой и программа оздоровления дошкольников Зеленый огонек здоровья (автор М. Ю.Картушина).
Наш детский сад работает по программе Детство (под ред. Т.И. Бабаевой, З. И.Михайловой, Л. М.Гурович). Особенность программы Здоровячок состоит в том, что она дополняет программу Детство по физическому воспитанию и реализуется путем использования лечебной гимнастики, направленной на общее укрепление мышц туловища и конечностей. Одной из разновидностей лечебной гимнастике является корригирующая гимнастика. Проведение занятий корригирующей гимнастикой в условиях ДОУ позволяет своевременно и эффективно устранять указанные причины на ранних этапах формирования нарушений осанки и свода стопы. Именно своевременность использование физических упражнений с лечебной целью являются наиболее значимым фактором внедрения лечебной гимнастики в практику коррекционной работы ДОУ.
В результате реализации программы Здоровячок была повышена эффективность работы по профилактике и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата. Врачом педиатром ДОУ отмечено, что при проведении дополнительных занятий корригирующей гимнастикой у дошкольников происходит объективное улучшение осанки, формирование свода стопы, укрепление мышечного аппарата, развитие силы.
Отличительные особенности программы Здоровячок. Основными отличиями корригирующей гимнастики являютсяспециальные упражнения:
на развитие больших мышечных групп (особенно мышц спины и брюшного пресса),
для укрепления мышечного корсета позвоночника, формирующего правильную осанку,
для укрепления мышечно-связочного аппарата, формирующего правильный свод стопы.
Все упражнения выполняются в более спокойном темпе.
Особенностью комплексов корригирующей гимнастики является использование игровых упражнений с привлекательными для детей образами. Все упражнения воспринимаются детьми как часть игры и включаются ими в самостоятельную двигательную деятельность, что чрезвычайно важно
Программа Здоровячок методически обеспечена: составлен учебно-тематический план для детей 3-5 лет и 5-7 лет, разработаны конспекты коррекционных занятий для каждой возрастной группы, подготовлены рекомендации для родителей и воспитателей, созданы картотеки: Коррекционные игры и упражнения, Оздоровительные упражнения для красивой осанки, Загадки для физических упражнений.