Формирующее оценивание обучающихся на урокеах физической культуры


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирующее оценивание обучающихся на урокеах физической культуры
Автор: Попенова Татьяна Васильевна

Формирующее оценивание на уроках физической культуры.Урок физической культуры всегда являлся спорным в оценивании: кто-то предлагал ввести зачет-незачет, кто-то вообще безотметочную систему. Чтобы привлечь к занятиям учеников с разными физическими особенностями, мы обсуждаем новые формы оценивания. Сегодня учитель всё чаще сталкивается с тем, что, предлагая ученикам новые учебные формы работы он, по сути, не имеет инструментов, чтобы оценить их результаты. Способом решения данной проблемы может стать появление в повседневной практике новых для нашей школы современных форм оценивания. Прежде всего, «формирующего оценивания», как формы деятельности учителя и учеников, оценивающих самих себя. Подобный подход к оцениванию позволяет обеспечить: индивидуализацию как процесса обучения, так и подходов к оценке его результатов; предоставление ученику максимально активной и ответственной роли в процессе собственного обучения и вовлечение его в оценку своих достижений; фиксацию не только итоговых достижений, но и отслеживание их динамики и индивидуального прогресса ученика; использование оценочных процедур для корректировки собственного преподавания и содержания учебной программы. Цель формирующего оценивания– улучшать качество учения, а не обеспечивать основания для выставления отметок.«Формирующее оценивание» соответствует новому пониманию учебных результатов и новым требованиям к организации учебной деятельности ученика, заложенным в ФГОС и обеспечивает учителя необходимыми для работы в рамках этого стандарта инструментами.Как правильно оценить учащегося, чтобы ему было понятно, за что выставлена отметка ,и при этом не пропало желание заниматься физической культурой? Зачем учителю оценивать учащихся, и нужно ли это ученику?Чем формирующее оценивание отличается от традиционногооценивания учителем своих учеников, которое постоянно происходит в классе?Рассмотрим важные для этого различения принципы: центрировано на ученике ( в центре формирующего оценивания ченик), направляется учителем, разносторонне результативно , формирует учебный процесс, осуществляется с учетом как нужд учителя, учеников, так и характеристикизучаемых дисциплин, происходит непрерывно, основано на качественном преподавании.Формирующее оценивание-это обратная связь для учащихся, позволяющаяоценить степень достижения цели, и какие необходимы учащимся действия, чтобы улучшить результат. Формирующее оценивание используется для того, чтобы выяснить, достигнуты ли поставленные учебные цели. Формирующее оценивание позволяет согласовать результатыоценивания с поставленными целями. Ставим цель аучиться играть в баскетбол. Что нам для этого нужно? Какие тактические и технические приемы, физическая подготовка, правила игры и судейства.Формирующее оценивание, которое происходит на каждомуроке, – ключевой момент этой стратегии. Оно требует, чтобыучитель сосредоточился на том, как развивается учение в процессе урока, определяя какие улучшения надо внести, и какими будутпоследующие шаги.В начале урока учитель обсуждает с целым классом и с группами учеников учебные цели, то есть то, что они смогут делать в результате обучения и по ходу урока. В процессе всего урока детям даётся устная и практическая обратная связь: их ответы и упражнения соотносятся с учебными целями. Это позволяет ученикам определить, в чём они были успешны и над чем им надо работать, чтобы продвинуться дальше.Для этого учитель делает следующее: задаёт вопросы, наблюдает и беседует с детьми. Одной из эффективных стратегий оценивания в ходе урокаявляется постановка вопросов. Вопросы задаются учителем, чтобыопределить стартовые позиции детей и учитывать их в ходе обучения, а именно: чтобы получить «отлично» за бег 30 метров, какие качества нам понадобятся? Какими упражнениями мы можем развивать эти качества? Влияет ли правильное питание на результат? Влияет ли режим дня на результат?-Какие ещё примеры ты знаешь?-Как ты можешь доказать, что ... ?-Как можно это организовать, решить?-Что ты думаешь о ... ?Важной техникой формирующего оценивания выступаетнаблюдение, наблюдая за детьми и слушая их дискуссию, учитель оценивает, как происходит учение, понимают ли дети смысл упражнений.Чтобы дать учащимся научить друг друга, оценить, можно разделить класс на разные группы. Допустим ,объединить сильных детей и дать им более сложные задания. А другой команде уделить больше внимания. Или разделить на разноуровневые коллективы, и дать самим ребятам научить своих товарищей. Дискутируя с учениками, учитель оценивает их понимание, обнаруживает причины затруднений и ошибочных понятий, фиксирует проблемные пункты урока. Формирующее обучение побуждает детей более глубоко подходить к решению проблем, самим принимать решения, уметь ставить себе задачи и пути их реализации, а не выполнять бесприкословно команды учителя, не думая, для чего необходимо это упражнение.Анализ как способ осуществления формирующего оцениванияможет быть использован следующим образом. Учитель просит продемонстрировать технику ведения мяча одной (баскетбол)атем просит оценить свои умения, следующее действие-это оценка действий коллективом. В конце учитель дает свое оценивание.Проверка понимания материала происходит, когда после объяснения все ребята демонстрируют правильную технику.Вовлечение детей в рассмотрение и рефлексию процесса ученияпозволяет поддерживать и развивать навыки самооценивания и парногооценивания. Пара или небольшая группа учеников определяет, что они знают и могут делать, а что остаётся для них трудным или непонятным, что им надо сделать в дальнейшем. Это позволяет осуществлять непрерывную обратную связь между учителем, отдельными учениками и группами, благодаря которой определяется, какого прогресса необходимо достичь и планируется то, как дети будут заниматься в ближайшем будущем.Итак, целеполагание является неотъемлимой частью оценивания. Целеполагание предполагает требования: четкая формулировка целей, разбивка их на задачи, мотивация, непрерывное оценивание. Четко сформулированные цели должны быть: конкретными, измеряемыми, достижимыми, иметь четкие сроки и разумные средства для выполнения. Цели должны быть разбиты на задачи, и учитель должен совместно выработать ориентиры, которые помогут ее достичь. Принципы оценивания достиженияучащихсяначимость,адекватность,объективность,интегрированность, открытость, доступность, систематичность, доброжелательность.Основная задача учителя физкультуры на уроке – научить ребенка правильной технике двигательного действия. Результатом освоения техники является оценивание выполнения разученных упражнений. Мы очень часто в своей работе используем этот вариант оценки: при изучении гимнастических и легкоатлетических упражнений, элементов подвижных и спортивных игр. Мы сами составляем требования к технике выполнения упражнений и сами же являемся экспертами в их оценке. Знания учащихся по предмету позволяют производить коллективную оценку и самооценку. Но от выполнения контрольных нормативов нас с вами никто не избавит: комплекс ГТО , президентские испытания и т. п. Мне думается, что шкала нормативов для оценивания уровня физической подготовленности всегда останется и большинство из нас будет их придерживаться. Полагаю, что многие из вас использовали такой метод оценивания для поощрения активно работающих на уроке учащихся, за помощь учителю, за активное участие во внеклассной работе, соревнованиях разного уровня и т.д. Такжев своей работе мы оценивали высокими отметками тех детей, которые достигли большого прогресса в своих результатах. Даже если ребенок изначально имел невысокий уровень физической подготовки, но существенно прибавил в своем развитии, он, на мой взгляд, достоин высокой оценки. Многие мои коллеги придерживаются этого принципа. Это будет служить дополнительным стимулом для дальнейшего развития и роста ученика, а главное, укрепит его желание заниматься физическими упражнениями.