Творческая деятельность обучающихся на уроках технологии
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Творческая деятельность обучающихся на уроках технологии
Автор: Кияшко Тамара Фёдоровна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа с. Красный Яр»Энгельсского муниципального района Саратовской области E-mail: engkrasnyr @ mail. ruТворческая деятельность обучающихся на уроках технологии.Тьютор МБОУ «СОШ с. Красный Яр»Кияшко Тамара Федоровнас. Красный Яр 2018 годВведение Основным ресурсом развития открытого общества является творческая личность в силу того, что творческая индивидуальность человека, успешно реализуется в личной, профессиональной и общественной сферах. Воспитание творческой личности во многом зависит от школы, от того, насколько организация образовательного процесса способствует творческому развитию учащихся. Творческий потенциал «запускает» механизм саморазвития творческой личности. Но самореализация в образовательном процессе всегда несет в себе противоречия между необходимостью передачи молодому поколению все возрастающего запаса социально-значимого знания и соответствием его индивидуальному потенциалу каждого учащегося; между массовостью обучения и индивидуальным стилем учения; между усвоением знаний и способов действий и готовностью к творчеству. Может поэтому у нас в стране так много обычных людей, людей без созидательной цели и это может служить первопричиной длительного нахождения в кризисе нашего отечества. Ведь еще Сухомлинский В.А. сказал: «Только творческий человек всегда может найти выход в неординарной ситуации [17, с. 76]». Как уберечь в ребенке ростки творчества, как помочь из этих ростков вырастить творческую личность, благоухающую полезными плодами. Вот первостепенная задача нашего государства и начинать развитие творца надо с дошкольного возраста. Задачей же школы, а педагогов в частности является развитие ребенка–творца в творческую личность. Необходима такая школа, которая помогла бы сохранить в ребенке его творческое начало, вырастить творческую личность, помогла справляться со своими проблемами? Решение для этих вопросов мы должны найти уже сегодня. Если мы поймем, что «особо важно для формирования способностей ребенка, его чувств, умения думать мы сможем помочь ему, дать возможность наиболее полного развития. Мы должны открыть для ребенка как можно больше путей и уже, конечно, помочь ему вступить в мир творчества, воображения, фантазии» [13, с.99]. В.А.Сухомлинский отмечал, что первоочередная задача состоит в том, «чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуального полнокровного труда. Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, воспитывать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант знаний, поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства». [17, c.125]. Эта проблема сейчас актуально так, как наше образование находится в процессе реформирования. Задача образовательного учреждения на этом этапе: формировать личность ученика, учитывая его индивидуальные способности, умственные задатки, творческий потенциал. Развиваться творчески возможно ребенку, если родители, учителя, воспитатели предоставляют ему полную свободу выражать свои сокровенные мысли, чувства и переживания. Это способствует открытости, а также причудливому и неожиданному сочетанию образов, понятий, что является частью творчества. Быть самим собой и есть развитие надежного внутреннего источника творчества, что и приведёт к созданию внутренних условий для самобытного и созидательного творчества.Мы считаем, что в научной литературе достаточно исследована заявленная тема, а вот пути реализации предполагающие выявление и развитие в практической деятельности способностей школьников в творчестве необходимо расширить. Появляются новые технологии, что расширяет сферу нашего исследования. Творчество не имеет рамок ограничения, как и опыт творческой деятельности, но само понятие творчества несет в себе некую неопределенность, что и накладывает отпечаток на решение проблемы развития творческой личности в жизни вообще и в процессе образования в частности [13, с.102]. Глава I. Теоретические аспекты творческого развития обучающихся в технологическом образовании1.1. Сущность и особенности развития творческой деятельности обучающихся Психологи и педагоги в разные периоды истории творчество рассматривали по-разному. С точки зрения философии – «это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее», «что развивать творчество невозможно, творческое начало должно быть врожденным». В теории творчества экзистенциалисткой философии обращено внимание на самого творца, а не на его творение [15]. Вопрос развития творческого начало в человеке не затрагивается. С точки зрения психологии, творчество - это процесс созидания нового или совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включенность в этот процесс [2]. Большой энциклопедический словарь дает определение творчества: «Творчество это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью»[5, c.508]. Одним из главных признаков творчества, как правило, считают доступный рассмотрению продукт деятельности. Продукту творческой деятельности характерны свойства: новизна, редкость, оригинальность. Новая работа и несет новую информацию. Современная школа пытается найти новое понимание сути и назначения образования в целом. Какую личность должна выпустить школа? С видением научной картины мира, или получить профессиональную квалификацию, или научить думать, или готовить к социальной адаптации. Уникальность любого ребенка принимается всеми без сомнений, но умение самореализоваться и предъявить себя, рассматривать этапы жизни как творческие, для большинства проблема [1, c. 46]. Только школа сможет выполнить задачу по развитию творческих способностей ученика. Каждый ребенок способен творить. Главное как можно раньше раскрыть эти задатки способностей, наполнить детей знаниями и умением, вложить в руки ключ, определить среду для развития его способности с учетом возраста. Чешский педагог Ян Амос Коменский «выдвинул требование строгого учета в учебно-воспитательной работе возрастных и индивидуальных особенностей детей». Более того, это «требование он возвел в ранг принципа природосообразности, согласно которому учитель должен, обучая и воспитывая ребенка, строго следовать природным законам его развития» [14. c 226]. Сухомлинский В.А. писал, что «ребенок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество верная дорога к сердцу ребенка» [17, c.86]. Поэтому учитель и воспитатель призван помочь ученику раскрыть его пытливое творческое воображение и направить для создания индивидуального продукта. Чтобы взрослея, ребенок проявлял любовь к красоте и творил её вокруг себя. Процесс становления творческой деятельности процесс непрерывный, на протяжении полного курса школьного обучения. Систематическая творческая деятельность раскроет у ребенка интерес к труду творческому, а параллельно и творческие способности [18, c.96]. В.А. Сухомлинский говорил: «Человек стал человеком потому, что увидел красоту вечерней зари, глубину лазурного неба, бесконечную даль степей увидел и изумленный пошел по Земле, создавая новую красоту»[17, c.96]. 1.2. Понятие творческой деятельности в психолого- педагогической литературе. Каждый ребёнок, имея определенный характер, интерес, развитое воображение, наделен творческими способностями. И именно творческие способности личности дают продуктивность и успешность в любой деятельности. Учитель обязан помочь раскрыть творческие способности, научить использовать их и приобретать положительный опыт, а это гарантирует выбор поведения и жизнедеятельности личности. Можно смело говорить, что способность человека -это успешность в любой деятельности и качественные показатели труда. Сущность способностей ребенка напрямую зависит от развития личности. Деятельность может быть репродуктивной, исполнительской или творческой. Репродуктивная деятельность предшествует творческой, поэтому игнорировать ее в обучении нельзя, как нельзя и чрезмерно увлекаться ею. Репродуктивный метод должен сочетаться с другими. Он основан на получении информации, которую ученик анализирует, самостоятельно прибегая к частично-поисковому методу. В ходе этого анализа возникают проблемные ситуации, решение которых может привести к исследованию. В начале 80-х г. советские исследователи Г.С. Альтшуллер и И.М. Верткин поставили перед собой проблему: «какими качествами должен обладать человек, чтобы быть творческой личностью»[1]. Исследовав тысячи биографий они установили, что «независимо от рода деятельности творческая личность обладает основными качествами: умение поставить творческую цель и подчинить свою деятельность; умение планировать и самоконтролировать свою деятельность; высокая работоспособность; умение находить и решать проблемы, составлять основу цели; умение защищать свои убеждения» [1]. Можно сделать вывод, что все эти качества можно самовоспитать и развить на протяжении нашей жизни и они к наследственности отношения не будут иметь, но опровергнуть того, что в нас есть гены предрасположенности к той или иной деятельности мы не станем. По словам советских психологов (Г.С. Костюк, А.Г Ковалева) «задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания и трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки у детей с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности. Конечный продукт творчества может быть как материальным, так и идеальным, завершенным или незавершенным, но творческий процесс не может быть бесплодным»[15, с.73]. Наука о творчестве или психология творчества начала развиваться на рубеже XIX и XX столетий как специальная область исследования. Предметом изучения в психологии творчества является технология получения творческого продукта. Это является отличием от дисциплин других, изучающих только результат, а не продукт творческого труда. Среди психологов и педагогов бытует мнение, что детям присуще творчество с рождения, не надо ограничивать его в свободе, пусть самовыражается. Практика показала, что этого мало. Ребенку необходимо дать средства и знания для деятельности, ведь он не сможет найти этих средств сам, а тем более выбрать. И просто дать технические навыки и умения недостаточно, пусть ребенок овладеет ими до совершенства, но это будет уровень ремесленника, а не творца. В свое творение надо вложить чувства, переживания. Поэтому творчеству надо обучать детей, «научить их представлять себе и описывать не только некоторые события, но и внутренний мир знакомых и прозаичных предметов»[8, с.112]. При создании новых образов, необыкновенных идей необходим еще один компонент творчества это творческое воображение. Воображение основная составляющая любого вида творческой деятельности, его проявление происходит по общим законам. Крупнейший психолог Выготский Л.С. смог доказать, что «воображение ребенка развивается постепенно, с приобретения им определенного опыта», он писал: «Первая форма связи и воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека»[14, c.93]. Воображение свойственно только человеку и является вершиной формирования его творческих способностей. Процесс творчества расчленяется на стадии труда, бессознательной работы и вдохновения. «Труд необходим для стимуляции бессознательной работы и вдохновения. Бессознательная работа сводится к отбору»[2,c. 84]. Трудовая деятельность служит камнем основы для творческой деятельности, она наполняет сферы воображения содержанием. Если бы человек не трудился, то не появлялись бы новые творения, как духовные, так и материальные. Труд служит основой, исторически первичным видом человеческой деятельности. В детстве ребенок придумывает немыслимые конструкции, картины, образы и свой художественный замысел он переносит на все формы деятельности: лепка, рисование, конструирование и т.д. В процессе работы развивается моторика руки, эмоционально волевой сферы и морально эстетических качеств, дети лучше познают действительность. На уроках технологии во время практических занятий реализуется главная задача: творческое отношение к трудовой деятельности. Учитель на уроках технологии создает доброжелательную обстановку, атмосферу раскованности, сотрудничества учителя и ученика. У детей должна отсутствовать боязнь быть непонятыми или осмеянными. Нельзя критиковать ребенка даже с плохой идеей. Волков И.П. в книге «Учим творчеству» предлагает очень много полезных советов для учителей как правильно обучать творчеству. Он пишет, «что школьник не может создать оригинальный конкретный продукт, если учитель не будет опираться на уже имеющиеся у него знания. Работы должны выполняться грамотно потому, что грамотность это правила. Именно они дают на практике мастерство. А мастерство это квалификация. Творчеству надо учить постепенно, т.е. выполнять работу с элементами творчества. Без самостоятельности, когда ученик сам выбирает вариант задания, сам определяет форму изделия, объем работы, серьезно говорить о творчестве нельзя» [8, c.34]. Ученик выкладывается полностью в своем проявлении творческих способностей, если труд, которым он занимается, соответствует его интересам, склонностям и индивидуальным способностям. Содержание образования по предмету «Технология» должно иметь четко выраженную прикладную направленность и осуществляться, главным образом, на основе практических форм и методов обучения. Ребенок в современном обществе переживает потребность в созидании, самореализации. Эффективности формирования творческих способностей детей в практической деятельности на уроках технологии будет посвящена вторая глава. Практика показывает что, чем активнее творческая деятельность ребенка в процессе обучения, тем богаче его внутренний мир, положительней характер. Учитель технологии должен выбирать разнообразные методы и приемы для развития способностей к активной творческой деятельности, чтобы воспитать целеустремленную личность. Только на уроках «Технологии» у детей появляется вера в собственные силы только потому, что он приобретает трудовые навыки, может что-то изготовить своими руками. Ребенок прикоснулся к миру взрослых, в нем проявилась способность к труду, творчеству. В своей курсовой работе, используя научные труды и на примере своего опыта работы в школе, попытаюсь показать, как практическая деятельность может влиять на развитие способностей к творчеству у учащихся. Главными методами в обучении труду являются практические. Эти методы углубляют знания и умения, решают задачи контроля и коррекции, являются стимулом для познавательной и творческой деятельности. Познавательная деятельность ученика на практических занятиях проходит 5 этапов: 1.Объяснение педагога. Этап осмысления. 2.Демонстрация-показ. Этап инструктажа. 3.Проба. 4. Самостоятельная работа. Учитель при выполнении таких работ больше внимания оказывает отстающим ученикам. 5. Контроль. Оценивание. Оценивается качество работы, скорость выполнения задания, соблюдение технических условий, выбор материала, проявление творческого мышления. Практические методы обучения подразделяются по типу познавательной деятельности: репродуктивный (объяснительно-иллюстративный); воспроизводящий; проблемное изложение; частично поисковый (эвристический); исследовательский. Деятельность бывает репродуктивной, исполнительской или творческой. «Репродуктивная деятельность предшествует творческой, поэтому обходить её в обучении нельзя, как и нельзя увлекаться ею. Метод служит для получения информации, анализируя, ученик переходит к эвристическому методу [7,с.95]. На своих уроках технологии я использую методы обучения комплексно, дети лучше усваивают информацию, уроки проходит более эффективно и творчески. Конструкторская деятельность. Конструирование как метод, используется в процессе обучения труду для детей всех возрастных групп. «Он связан не только с решением творческой задачи на конструирование или моделирование изделий труда, но и с необходимостью технологической разработки и изготовления данного объекта. На передний план здесь выдвигается творческое применение знаний на практике» [7, с.143]. При конструировании изделия ученики должны проявить способность к творчеству. Увеличивают или уменьшают размер объекта, изменяют изделие путем замены деталей, улучшают вид готового объекта, что способствуют вовлечению детей в творческий процесс. Исследовательская деятельность. Мыслительный эксперимент результативный метод развития способности к исследованию у учащихся старшего возраста. Он важен для развития творческого воображения и эвристического мышления. «Школьник оперирует пространственными образами, мысленно ставит то или иное изделие в различные положения и подбирает такие ситуации, в которых, как и в обычном опыте должны проявиться наиболее важные особенности данного предмета»[6, с.217]. Безусловно полезным для развития творческого мышления является обучение эвристическим приемам разрешения сложностей различного типа. И только эвристические методы образования, способствуют открытиям, рождению творческой индивидуальности ученика. Эвристический или частично поисковый метод переходит в исследовательскую деятельность совместную с преподавателем при условии, что ответа на задачу нет ни учителя, ни у ученика. Продуктивным методом решения творческих задач является мозговая атака (мозговой штурм). Смысл метода заключается в психологическом эффекте. Создадим небольшую группу человек 5-8 и дадим «возможность каждому озвучить только свою идею по решению возникшей задачи независимо от других, а в сумме получим идей меньше, чем, если бы группа решала коллективно эту же задачу. Во время сеанса мозговой атаки происходит как бы цепная реакция идей, приводящая к интеллектуальному взрыву, что позволяет найти решение той или иной задачи. Универсальность метода мозговой атаки позволяет с его помощью рассматривать любую проблему или любое затруднение, в какой бы сфере она не возникла» [6, с.214]. В конце 50-х годов Уильямом Гордоном (США) был представлен новый метод поиска творческих решений синектика с греческого «совмещение разнообразных элементов». «Суть метода заключается в том, чтобы найти близкий по сущности решения путем последовательного нахождения аналогов (подобий) в различных областях знаний или исследование действия (поведения) объекта в измененных условиях, вплоть до фантастических. Ученик методом сравнивая с аналогичным предметом из другой области знаний получит новое решение» [13,с.96]. Проектная деятельность. Выполнение творческого проекта на уроках технологии учебно-трудовое задание, в результате проекта на выходе получается новое изделие. При выполнении своего творческого проекта, учащиеся выполняют «экономический расчёт, где отражены финансовые затраты на изготовление изделия, затраты времени, возможность массового производства, продажную цену и т.д. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач от постановки вопроса до представления результата» [9, с. 83]. При внедрении перечисленных методов в систему обучения, организацию учебных занятий пришлось строить с использованием инновационных технологий, что обусловлено инновационной деятельностью. Формы организации обучения (организационные формы) это внешнее выражение согласованной деятельности педагога и учащихся, проходящей в определенном порядке и режиме. Формы социально обусловлены, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем [7, с.69]. Нестандартные занятия это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру. Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться [17, с.126]. Проанализировав научную педагогическую литературу можно выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Такие уроки можно отнести к игровым видам деятельности. Игровые виды деятельности учащихся на уроках создают атмосферу естественного общения. При этом у детей снимается ненужное напряжение и повышается интерес к учебной деятельности. Цели, задачи, методика обучения будет понятна из названий. Распространенные типы нестандартных уроков:уроки-соревнованияуроки типа КВНуроки с групповыми формами работы уроки-конкурсыуроки-фантазии уроки-игры интегральные уроки уроки-сказки уроки- экскурсии Нестандартные уроки служат мощным толчком для развития целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности; быстроте обучения; смекалки и изобретательности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельности в выборе и решении задачи; трудолюбия.2.2 Методы и формы практических работ учащихся на уроках технологии Практическая часть курсовой работы основывалась на исследовании практической деятельности учителя технологии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Красный Яр» Энгельсского района Саратовской области. Главной задачей педагогической деятельности для меня является – развитие творческой деятельности обучающихся на уроках технологии, создание простора для разнообразной и полезной деятельности. Для реализации этих целей школа оборудована швейной мастерской, где имеются современные швейные машины. Школа располагает территорией достаточной для разбивки цветников, посадки кустарников и деревьев. При проведении практических работ на уроках технологии можно столкнуться с такими проблемами: равнодушие и инертность обучающихся, отсутствие внутренней мотивации к деятельности, работа по шаблону (выполняет задания ради оценки, подражание другим); полученные знания не может применить на практике (правильная посадка кустарников и плодового дерева); испытывает страх перед практической деятельностью (отказывается работать на швейной машине, за электрическим утюгом). Наблюдая эти проблемы, стала ясна главная задача учителя технологии: не сводить проблемы технологического образования к получению информации, а в процессе выполнения практических заданий учить мыслить, чувствовать, творить, чтобы у детей развивался не только интеллект, но и душа. Как разбудить в детях интерес к самим себе? Для этого надо: - убедить их, что интересное скрыто в них самих, а не в компьютерах; - заставить душу трудиться; - сделать творческую деятельность необходимой частью жизни. Какими методами надо расшевелить и заставить творить детское воображение? А метод таков - гармоничное сочетание урочной и внеурочной деятельности. Урок является основной единицей организации школьного обучения. Предлагаю рассмотреть применяемые технологии, которые способствуют развитию творческой деятельности, на примере урока технологии в 5 классе по теме: «Ручные стежки». Игровая деятельность. Урок – сказка. Сказкотерапия – это лечение сказкой. Как отмечает И.В. Вачков, сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит свой ресурс, который помогает решить его профессиональные задачи [11, с.103]. Главные функции дидактической сказки на занятии:-получение эмоционального отклика от ребенка;- простор для разнообразной и полезной деятельности;- содержится социально значимая информация о жизненных ценностях и нормах. С целью повышения интереса обучающихся к материалу урока включаем сказкотерапию, как метод в деятельности по умению выполнять различные виды ручных стежков. За основу берем русскую народную сказку «Теремок» - создаем панно. Для отработки необходимых умений у обучающихся при выполнении различных видов ручных стежков основные усилия направляются на изготовление декораций и фигур персонажей сказки. Обметочным или крестообразным швом обрабатываем контур фигуры (мыши, лягушки, зайца, волка, медведя). Швом «назад иголка» намечаются черты лица и конечности героев сказки, при этом реализуя индивидуальный подход, стараюсь дать задание с учетом личностных особенностей ребенка. Настя Д.- уверенная, спокойная девочка с хорошо развитой координацией движения, поэтому для формирования у нее навыка выполнения обметочных стежков достаточно четкой инструкции и демонстрации действия. Ксюша А. в силу особенностей характера требует постоянного внимания учителя, ей нужны пошаговые инструкции для овладения необходимыми навыками. Оля С.- медлительная, старательная девочка, задание для неё формулирую следующим образом: обработка среза контура цветка (второстепенная фигура панно). При изготовлении фартука учебное задание подается в форме дидактической сказки (использую фрагмент сказки «Золушка»), изготовление декора фартука Золушки. Пошив постельного белья в 6 классе. Тема уроков «Пошив наволочки», «Пошив простыни», «Пошив пододеяльника» проходит на основе русской народной сказки «Три медведя». Проектно – исследовательская деятельность. Предлагаем рассмотреть применяемые технологии, которые способствуют развитию творческой деятельности, на примере урока технологии в 9 классе по теме: «Организация труда и производства на швейной фабрике». Обучающиеся девятого класса изучают раздел «Организация труда и производства на швейной фабрике» по школьной программе в течение четверти. После изучения основного блока (цеха фабрики и их оборудование, ассортимент швейных изделий, организация и оплата труда) они выполняют творческое задание в форме проекта. Согласно основной образовательной программе защита итогового индивидуального проекта является основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов выпускников 9 класса. Поэтапное выполнение работы, благотворно влияет на эффективность развития творческих способностей и творческой деятельности. Тематика проекта выбирается по желанию обучающихся, но может быть предложена и учителем. В любом случае перед каждым из участников проекта встают следующие проблемы: - где получить информацию о проектах; - как выбрать модель, конструкцию изделия; - как разработать технологический процесс изготовления изделия; - как произвести экономический расчет изделия; - как оформить отчет по проекту и т.д. В ходе выполнения творческого проекта учащиеся познакомились с видами оборудования разных цехов фабрики, с основными этапами изготовления изделия, с нормой выработки и плановом задании на пошив простейшего изделия в производственных условиях. Для каждого вида изделия составлены технологические карты, рассчитан расход ткани и составлена смета (цена) готового изделия. На обсуждении было решено, как оформить дидактический материал, выработаны правила оформления, с учетом требований дизайна. Теоретическая часть представлена в виде «Пояснительной записки к проекту». Пояснительная записка снабжена «Приложением», в изделия, а в виде схем, планов цеха швейной фабрики. В процессе выполнения творческого проекта учащимся приходится пользоваться знаниями многих школьных дисциплин: математикой, физикой, географией, биологией, рисованием, черчением. Технологическое обучение опирается на межпредметные знания: из математики – расчет всех вычислений; из физики – работа с электрическими приборами; биология - выявление соответствия изделия размерам и форме человека; из безопасности жизнедеятельности - система мер по охране труда, производственной санитарии, гигиене, и т.д.; из рисования – умение сделать простой рисунок, эскиз; черчения – грамотно начертить план цеха и др. Защиту проекта предполагается провести в виде обзорного выступления, а также выставки работ учащихся. Учащиеся выполняют проекты на темы рукоделие, по изготовлению швейного изделия, по сельско -хозяйственному труду. Проект ценен тем, что является опытом для развития и применения на практике разнообразных форм деятельности: познавательной, проектно-конструкторской и исследовательской, творческой и т.д. Ученики самостоятельно получают знания в процессе его выполнения. Радует то, что дети свободно выражают собственное мнение, активно включаются в работу и ощущают личную ответственность за реализацию проекта. Технология критического мышления. Большим потенциалом для развития творческих способностей в практической деятельности служат методы и приемы технологии развития критического мышления. На уроках технологии, начиная с младших классов, использую мозговой штурм (с целью активизации знаний), групповую дискуссию, синквейн, такие приемы, как «Знаете ли вы?», решаем кроссворды, использую игры: «Лото», «Путаница», «Воздушные шарики». Обычно на стадии рефлексии составляется синквейн. Лаконичность формы развивает способность кратко излагать информацию. Например: Стежок. Ручной, ровный. Смётывает, обметывает, соединяет. Он пришивает две детали. Шитьё. Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать и вырабатывать собственное мнение. Создание проблемной ситуации. На занятиях пытаюсь создать проблемную ситуацию, а именно: плохая строчка у машинки – отрегулируй; сколько необходимо ткани – рассчитай; как обработать деталь – вспомни, подумай. Иногда думаем над проблемой вместе: учитель-ученик, ученики-ученик. Дети начинают мыслить самостоятельно, решать проблему творческим путем. Тема урока в 7 классе «Пошив наволочки для диванной подушки-валика».Урок в тематическом планировании заявлен как творческий. Фрагмент урока (консультация по творческой работе).1.Урок у нас сегодня будет творческий. Каждый должен придумать модель своей наволоки для подушки –валика.2. Работаем по плану: 1.эскиз; 2.выкройка: 3.подбор ткани и отделки; 4. раскрой; 5. пошив и утюжка; 6. отделка; 7. оценка работы.3. Продумайте все до мелочей в вашей работе, дайте название подушки-валика. 4. Кто сможет более экономно разложить детали кроя на ткани? (проблемная ситуация).5. Я уверена, что вы будете работать творчески, и у вас получится красивое изделие. Кому будет нужна помощь, то мы постараемся решить её сообща. Практически для всех классов в планы введены такие темы: «Раскрой мягкой игрушки», «Пошив мягкой игрушки», «Моделирование мягкой игрушки». Ткани для выполнения данных работ требуется мало, подойдет любой лоскут и обрезки. Дети начинают выбирать выкройки для своих игрушек: зайчика, медведя, собачку и т.д. Затем в ворохе ткани они начинают выбирать, именно тот цвет, что уже нарисовали в своем воображении. Даже те школьники, которые с неохотой приступили к выполнению работы, увлекаются, заряжаясь друг от друга положительными эмоциями. Проявляется интерес к познанию, самостоятельность, исчезает скованность, налицо пробуждение творческих способностей. Особенно это заметно, когда дети начинают украшать свою игрушку, вот где проявляется фантазия. Организуем выставку наших игрушек и не находим ни одной одинаковой, ведь каждая игрушка индивидуальна. У мальчиков, как правило, Мишка носит красный или черный пояс дзюдоиста и выполнен из камуфляжной ткани. У девочек Мишка яркий, разноцветный. Классом отбираем игрушки по номинациям: например: Медвежонок: «Мишка- Творчество», «Мишка- Качество», «Мишка- Оригинальность», ребята сами выделяют более удачные работы, сравнивая их. Предлагаю детям изготовить игрушки-подарки самостоятельно. На данных занятиях затрагиваю вопросы оформления подарков, где обучающиеся также могут проявить творчество. Главной задача педагогической деятельности – развитие творческой деятельности обучающихся на уроках технологии, создание простора для разнообразной и полезной деятельности.