Экологическая тропа – как средство экологического воспитания дошкольников
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Экологическая тропа – как средство экологического воспитания дошкольников
Автор: Евграфова Мария Николаевна
Консультация для воспитателей:
Экологическая тропа – как средство экологического воспитания дошкольников
Подготовила: воспитатель первой квалификационной
категории Евграфова М.Н.
Сегодня дошкольники многих дошкольных учреждениях уверенно путешествуют по экологическим тропам – большим и малым, наблюдают за природой и с удовольствием исследуют её. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую эстетическую, оздоровительную функции. Можно выделить два основных типа экологических тропинок: на территории детского сада и в природных или приближенным к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер…)
Основные критерии выбора маршрут и объектов экологической тропы- включение в неё как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. Для экологической тропинки выбираются различные виды дикорастущих и культурных растений (деревьев, кустарников, трав), мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельно красиво растущие растения, места регулярного скопления насекомых, небольшие водоемы, огороды, отдельные камни… Взаимодействие человека с природой( как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных водоемов за пределами территории детского сада.
Этапы создания и оформления тропинки.
Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей:
детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;
составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех её объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов; могут быть составлены картосхемы разного назначения, в помощь воспитателям и для детей разного возраста).
Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов.
выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания и приглашать в гости;
фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта);
изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек;
составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.
Оформление тропы и оборудование для организации наблюдений.
Для повышения интереса детей к занятиям на тропе педагог вместе с ними выбирает хозяина (хозяйку) тропинки – сказочного героя (Лесовичка, Флору, Лис Лисыча…) Этот персонаж поможет вам проводить занятия на тропе, его можно изобразить на всех табличках, в том числе на начальной и конечной точке маршрута. Периодически персонаж может оживать. Посылать детям письма-задания, участвовать в театрализованных праздниках.
У начала тропы можно закрепить её план, выполненный на листе фанеры, пластика, бумаги. К выбору объектов и оформлению тропы привлеките детей, тем самым вы даете возможность ребятам почувствовать свою причастность к организации тропы, они будут по особенному относится к ней, считать своей. Проявлять больший интерес к занятиям.
Возле каждого объектом тропы выставляется табличка с названием. Информация должна быть краткой и выразительной, используйте символы, рисунки, можно разместить различные природоохранные знаки…
Выходя с детьми на тропинку, вы можете брать таблички тех объектов, которые намереваетесь посетить сегодня с детьми.
Экологическая тропинка на территории детского сада.
С чего начать созидание тропинки?
Создавая экологическую тропинку на территории детского сада, следует помнить, что в состав видовых точек экологической тропы могут входить те объекты, которые уже есть на территории детского сада, в дальнейшем, когда появится возможность их можно дополнить.
Видовыми точками могут стать:
отдельные растения – старые и молодые деревья, кустарники разных родов и видов; экземпляры с небольшой по форме кроной или стволом; растения с разными по размеру, форме, цвету, характеру поверхности листьями; сухие старые деревья, пни, крупные травянистые растения (лопух, крапива).
Сообщества растений – фрагменты ландшафтов луговой, лесной растительности с их наиболее характерными представителями. Это могут быть как дикорастущие заросли, так и растения посаженные педагогами и детьми. К таким же точкам можно отнести искусственные сообщества растений – участки сада, огорода.
Участки, где можно обнаружить различных животных или следы их деятельности – естественные и искусственные гнездовья, кормушки, муравейники, кротовины, земляные норки дождевых червей и кучки выбрасываемые ими земли; сезонные скопления насекомых, обитателей пруда или озера, реки.
Участки с объектами неживой природы – овраги, крупные камни или скопление камней, большая лужа, возникающая на одном и том же месте…
Специально оборудованные площадки: метеоплощадка наблюдения за силой и направлением ветра, температурой воздуха, количеством выпавших осадков, высотой стояния Солнца (солнечные часы);
Птичья столовая с кормушками.
Клумбы – обычные и особого назначения (с растениями – часами, растениями-барометрами).
Огород с овощами и лекарственными растениями, осадки злаковых культур
Участки с хорошо заметными следами влияния человека (как положительного так и отрицательного): места отдыха, кормления птиц, вытоптанные площадки, пляжи…
Организация работы с детьми
Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей н свежем воздухе.
Нужно ли сразу посещать все точки тропинки?
Конечно, нет. Все зависит от возраста ваших детей и ваших целей. В разное время вы можете посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если вы проводите ознакомительную прогулку, можно посетить разные точки, если же перед вами стоит конкретная цель, то ограничьтесь только одним объектом.
На тропе можно проводить наблюдения, игры, театрализованные представления, занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе.
Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития ребенка, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок с хозяином тропы, эмоционального развития детей, в частности, формирования чувства близости к природе и сопереживания живым существам.