"75-летие Сталинградской битвы"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "75-летие Сталинградской битвы"
Автор: Зинова Наталья Васильевна
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УФИМСКИЙ КОЛЛЕДЖ РЕМЕСЛА И СЕРВИСА ИМ. А. ДАВЛЕТОВА Методическая разработка внеклассного мероприятия:«75-летие Сталинградской битвы» Выполнила преподаватель Зинова Н.В.Уфа - 2018Технологическая карта внеклассного урокаОписание: в методической разработке внеклассного мероприятия - игры о Великой Отечественной войне представлена технологическая карта" на основе ФГОС. В карте отражены этапы игры, их содержание, формирование УУД на каждом этапе мероприятия.Вид деятельности: внеклассное мероприятие - викторинаНаправление: военно-патриотическая играВозраст: 16-18 летТема: «75-летие Сталинградской битвы»Цель: приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям мира и добра, познакомить с историей ВОВ.Образовательные задачи:1.Обучающие: познакомить с понятиями «контрнаступление», «контрудар», "город-герой", с героическими страницами истории Российской Федерации, жизнью выдающихся людей, которые своим примером показали как нужно служить Родине. 2.Развивающие: развивать ценностно-смысловую сферу личности обучающихся.3.Воспитательные: воспитать чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю своей страны; Планируемый результат:1.Личностные: Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.2.Метапредметные:- Личностные УУД: Получение первоначального представления о базовых общечеловеческих ценностях, характерных для отечественной культуры; Воспитание уважительного отношения к старшему поколению, ветеранам, сострадание и сочувствие к погибшим жителям Сталинграда, подвигу всего Советского народа.- Регулятивные УУД: Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.- Познавательные УУД: посильное участие в оказании помощи нуждающимися ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам труда и тыла.- Коммуникативные УУД: учить формулировать и высказывать собственное мнение, уважать позицию других людей.Основные понятия: Битва за Сталинград, советские войска, вермахт, руководители (Сталин И. В., Гитлер А.), военночальники (Жуков Г.К., Паулюс, Чуфков), город-герой, Мамаев курган, дом Павлова.Ресурсы:- основные: презентация «Сталинградская битва», фильм «Мамаев курган», музыкальные композиции (стихи и песни в презентации). - дополнительные: на слайдах со сведениями о Сталинградской битве (в комментариях) даны ссылки на источники материала.Организация пространства: групповая (команды).Оборудование занятия: подготовленная преподавателем презентация игры, репродукции плакатов времен ВОВ, флаеры для счёта игры, раздаточный материал для этапа рефлексии.Содержание взаимодействия педагога и обучающихсяНа занятии обучающиеся учатся: овладевать способностью принимать и сохранять поставленную задачу; планировать, контролировать и оценивать свою деятельность; работать с информацией при подготовке материала, овладевать операциями мышления (анализ, синтез, классификация, группировка); осуществлять выбор партнёра, распределять роли в группах и выполнять задание соответственно ролям и функциям;слушать и слышать, ясно и четко излагать свою точку зрения.Преподаватель: Особенное значение в ходе ВОВ и всей Второй мировой войны (сл.№1) имела Сталинградская битва. Все историки, политики и полководцы оценивают ее, как начало коренного перелома во Второй мировой войне. (Фильм 1)Г.К.Жуков (сл.№2) пишет в своей книге: «Победа наших войск под Сталинградом ознаменовала собой начало коренного перелома в войне в пользу Советского Союза и начало массового изгнания вражеских войск с нашей территории. С этого времени и до самого окончания войны советское командование полностью овладело стратегической инициативой».С такой оценкой нельзя не согласится (сл.№3). Если предположить, что не было победы под Сталинградом, то становится ясно, что немцы закрепились бы на Кавказе, в Поволжье, предприняли бы новое наступление на Москву, и война затянулась бы на долгие годы, полные лишений и страданий нашего народа.Увидев наше поражение, союзники вряд ли остались с нами. Они и так затягивали открытие второго фронта в Европе, наблюдая за ходом событий и ожидая, кто окажется сильнее – мы или немцы. Обучающийся 1: Много позже немецкий поэт Эрих Кестнер напишет:«Когда бы мы вдруг победили (сл.№4)Под звон литавр и пушек гром,Германию бы превратилиВ огромный сумасшедший домКогда бы мы вдруг победили (сл.№5)Мы стали б выше прочих расОт мира бы отгородилиКолючей проволокой нас.Когда бы мы вдруг победили (сл.№6)Тогда б всех мыслящих судилиИ тюрьмы были бы полныКогда б мы только победилиНо, к счастью, мы побеждены».После Сталинградской битвы все поняли, что наступил поворот, и сомнения в нашей силе исчезли. (сл.№7) Мы начали новый наступательный этап в войне, приведший к победе над фашистской Германией. Ход Сталинградской битвыОборонительный этап Сталинградской битвы (17 июля – 18 ноября 1942г.)После поражения немецко-фашистских войск под Москвой (сл.8) и крушения стратегии молниеносной войны немецкое командование решило вернуть летом 1942г. Стратегическую инициативу на советско-германском фронте и довести до конца основные цели плана Барбаросса. В соответствии с (сл.9) директивой А.Гитлера от 23 июня 1942г. Германские войска должны были нанести удар в направлении Сталинграда, захватить город и перерезать перешеек между Доном и Волгой. Предполагалось, что танковые и моторизованные войска нанесут затем удар вдоль Волги с задачей выйти к Астрахани и парализовать движение по главному водному пути русских. Успех такой операции вместе с выходом немецких войск к острогам Северного Кавказа означал бы отторжение центра от источников сырья и продовольствия.Обучающийся 2: Стих (сл.10): «И тишина была до срока.И грянул срок - и началось!И по шоссе пошли потокомК востоку тысячи колёс.Пошли и это означало,Что впереди, на фронте, вновьЗемля уже дрожмя – дрожалаИ пылью присыпала кровь». Преподаватель: Бои (сл.11) на дальних подступах к Сталинграду начались 17 июля 1942г. С немецкой стороны действовала 6-я армия Паулюса (270 т.). 31 июля ударная группировка была усилена 4-й танковой армией Гота, снятой с Кавказского направления. Им противостояли (сл.12) 62-я и 64-я армии Чуйкова и Шумилова (160 т.). Противнику удалось форсировать Дон и к исходу 23 августа выйти к Волге севернее Сталинграда. Город (сл.13) подвергся бомбардировки с воздуха, в которой участвовало до 2000 самолётов. Это был акт террора, предпринятый с целью деморализовать защитников города. «На улице Пушкина (сл.14) произошло прямое попадание бомбы в родильный дом. Дом обрушился, раздавив рожениц и младенцев. Горел госпиталь. Раненые в обмотках и гипсе добирались с трудом до окон и бросались вниз. У пристани столпилась громадная толпа беженцев. Из резервуаров хлынула горящая нефть и сгорела вместе с людьми».«Стало сердце, как твёрдый камень.Счёт обиды моей не мал.Я ведь этими вот рукамиТрупы маленьких поднимал.Гнев мне сердце сжигает яро,Дай, судьба, мне веку и сил!Я из дымной пасти пожараБратьев раненых выносил.Ненавижу я их глубокоЗа часы полночной тоскиИ за то, что в огне до срокаПобелели мои виски».Преподаватель: На защиту Сталинграда (сл.15) встали отряды народного ополчения, рабочие на стенах родного Тракторного завода написали: «Немцы! Вы ещё проклянёте тот день, когда вы пришли сюда. Лучше не лезьте! Сталинград станет вашей могилой». 13 сентября (сл.16) начались упорные уличные бои, немецкое командование предпринимало многократные попытки овладеть городом, но защитники стояли на смерть. В ожесточённой борьбе за город (сл.17) особо отличились бойцы 13-й гвардейской дивизии ген. А.И.Родимцева. Группа разведчиков, возглавляемая сержантом Я.Ф. Павловым, захватила 4-х этажный дом и удерживала его в течение 58 дней. Обучающийся 3: «Гулко катился в кровавой мглеСотой атаки вал.Злой и упрямый, по грудь в земле,На смерть солдат стоял.Знал он, что нет дороги назадОн защищал Сталинград».Преподаватель: К ноябрю 1942г. Потеряв более 700т. солдат немецкая армия выдохлась так и не сумев захватить города. Наступательный этап Сталинградской битвы (19 ноября 1942г.-2 февраля 1943г.)Преподаватель: К осени 1942г. (сл.18) советские войска стали усиливаться артиллерией, танковыми и авиационными частями, живой силой. В ставке ВГК начал разрабатываться план контрнаступления: план «Уран» и «Кольцо». Их идея (сл.19) сводилась к тому, чтобы прорвать оборону противника на флангах немецкой группировки и затем сходящимися ударами со стороны Юго-Западного, Донского и Сталинградского фронтов, окружить её и ликвидировать.Провести (сл.20) план в исполнение поручалось генералам Ватутину, Рокоссовскому, Ерёменко, под общим руководством Жукова.Контрнаступление началось (сл.21) 19 ноября 1942г. Фронт был прорван на участках, обороняемых венгерскими и румынскими частями. Советские танковые группы (сл.22) стремительным броском вышли к Дону, захватили переправы и в районе Калача замкнули кольцо окружения. В мешке оказалась 300 тыс. группировка противника. Германское командование предприняло попытку деблокировать окружённые войска ударом танковой группы «Дон», но немецкие танки были остановлены. Обучающийся 1: «Когда на излучине Волги У локтя великой рекиРазбились они – на осколки,И треснули на куски,Какая (сл.24) была отрадаНе верилось: вот – уйдут,О, яростный блеск Сталинграда!Бессмертный сердец редут!»Преподаватель: 10 января 1943г. (сл.25) Донской фронт под ком. Рокоссовского приступил к ликвидации окружённых немецких войск. 31 января ввиду безвыходности положения (сл.26) сдался фельдмаршал Паулюс, а 2 февраля сдались в плен последние немецкие солдаты в Сталинграде. Этим была завершена историческая 200 дневная битва под Сталинградом. В плен было взято 91т. немецких солдат, общие потери составили до 1,5 млн. солдат. Обучающийся 2: «О вы (сл.27), штандарты дедовских побед,России величавая отрада!РазвеявГитлеровскийБред,Меж вас пылает знамя Сталинграда,Огни его горят, как ордена,Он истинный наследник нашей славы,В нем ветер, залетевший от Полтавы,И дым пороховой Бородина».ЗаключениеПреподаватель: После ликвидации окружённой группировки нем. Войск под Сталинградом, фашисты в панике бежали с Кавказа, боясь нового котла.Советские войска, развивая зимнее наступление на запад, заняли Ростов, Новочеркасск, Курск, Харьков и ряд других важных районов. Общая оперативно-стратегическая обстановка для противника резко ухудшилась на всём советско-германском фронте.Победа на Волге вызвала подъём национально-освободительного движения в странах, порабощённых фашистами. В Югославии, Чехословакии, Польше нарастала борьба против оккупантов.О Сталинграде помнят в Европе особенно во Франции. Его именем в разных городах названы школы, улицы, площади, а в Париже станция метро. Появился и в Барнауле бульвар защитников Сталинграда. Давайте помнить нашу историю и гордиться ею и чтить память о наших защитниках.Некоторые воспоминания: Пропавший отецВалентине Савельевой 80 лет. Из них 67 она потратила на то, чтобы найти место захоронения своего отца - зенитчика, погибшего в этой битве. Его тело было найдено в 1961 году и перезахоронено на Мамаевом кургане. Но советские власти, по недосмотру или забывчивости, сказать об этом ее матери забыли.Валентина продолжила поиски после смерти матери, обращалась в военкоматы, расспрашивала сотрудников местного музея. Она нашла то, что искала, благодаря компьютерной базе данных Мамаева кургана.Имя ее отца, Т.Т. Пономарева, вместе с именами еще 17 тысяч погибших добавили к 70-летию годовщины на мемориальную стену воинского кладбища Мамаева кургана."Они только сейчас начали это делать, - жалуется Валентина, по лицу которой текут слезы. - Спустя 70 лет после битвы почти никого не осталось в живых, моей матери уже нет на свете. Мы всю жизнь прожили рядом с курганом, а оказалось, что мой отец все это время был похоронен рядом.""Всем наплевать на наших отцов, мне не дает покоя эта мысль, - продолжает пожилая женщина. - У меня такое ощущение, что я проделала долгий путь, но опоздала на его похороны. Я не чувствую ни радости, ни удовлетворения. Хорошо, что он здесь. Я теперь знаю куда идти, но мне кажется, что я что-то упустила, что я опоздала".Первые воспоминания Валентины Савельевой - одни из самых страшных, которые только могут быть у ребенка.Погибший братВалентине было пять лет, когда Шестая немецкая армия начала наступление на Сталинград летом 1942 года. Ее дом вскоре был разрушен. В ноябре, с приближением зимы, Валентина с мамой была вынуждена укрыться в овраге на берегу Волги."Я закрываю глаза и вижу Волгу в огне. Нефть вылилась в Волгу и загорелась, - вспоминает Валентина. - Мы рыли ямы в земле, не траншеи, а ямы, как животные. Вскоре бои переместились на берег Волги. Немецкие танки двигались вверх-вниз, а советские женщины-пилоты сбрасывали бомбы на них и, соответственно, на нас. Все было в огне, мы слышали грохот и рев самолетов."Страшнее всего было 20 ноября, когда немцы через овраг прорывались к заводу "Красный Октябрь". Это было ужасно"."Сначала мы просто сидели в ямах, потом взрослые стали помогать раненым. Они перевязывали им руки и ноги. Потом приходили медбратья и уносили раненых. Ниже по Волге располагался госпиталь"."Еды не было совсем, только глина, которая на вкус была сладковатой"."Мы ели глину и ничего больше, - объясняет Валентина. - И пили воду из Волги. Мама выбрасывала куски глины, пропитанные кровью, а остальное протирала через кусочки ткани".Сахар, содержащийся в глине, помог выжить Валентине, но не спас ее брата, который умер от голода и холода.Под дулом автоматаВ 1942 году Константину Дуванову было 19 лет. Он проделал весь путь с Красной Армией, отступавшей из Украины в его родной Сталинград.Картинка, которая до сих пор жива в его памяти - горящая Волга и полностью разрушенный город."Все было в огне, - вспоминает он. - Берег реки был усыпан мертвой рыбой, человеческими головами, руками, ногами. Все валялось на берегу. Это были люди, которых пытались эвакуировать через Волгу".Немцы захватили почти весь город, но были впоследствии окружены советскими военнымиКонстантин Дуванов до последнего воевал в Сталинграде.По воле случая он оказался на центральной площади в Сталинграде в тот момент, когда Паулюс сдался в плен в подвале Центрального универмага."Через полчаса, - рассказывает он, - мы увидели сержанта, а на плече у него - три трофейных немецких автомата. Он подошел к машине и увидел Паулюса. Он сказал: "А! Генерал, который убил столько людей, сидит в машине просто так, как ни в чем не бывало". Он заряжает автомат и целится в него. Паулюс побелел. Еще немного, и не было бы фельдмаршала. Но вдруг откуда-то появляется лейтенант и рукой отводит ствол автомата. Он захлопывает дверцу автомобиля и кричит водителю: уезжай ради Бога, его убьют тут".Паулюс пережил войну и перебрался жить в Восточную Германию. Из его людей 91 тысяча была схвачена в плен в Сталинграде. Лишь 6 тысяч человек вернулись домой, другие или умерли по пути в советские лагеря или в самих лагерях.Сталинград был отстроен заново и позднее переименован. Но до сих пор главным символом города остается гигантская статуя "Родина-мать зовет", которая возвышается над холодной землей, где похоронены тысячи людей.Именно здесь, на Мамаевом кургане российские руководители, а также выжившие в Сталинградской битве будут вспоминать кровавые события тех дней.Волгоград – СталинградВолгоград – Сталинград,Души павших солдатВсё горят – просто некуда деться.Просто нету наград,Нет на свете наград,Что достойнее памяти сердца.Что творилось тогда –Кровь текла, как вода,Но не Волгой, а буйной стремниной.Засучив рукава,Нагло перла орда,Прикрываясь бронею "тигриной"Черно-белый оскал,В полный рост кто-то встал,Перекрестным огнем покрестившись.Кто за нас погибал,Нас за это прощал,Но в бессмертье ушел, не простившись.Он упал на бегу,В красно-грязном снегуНа кургане его захоронят.А на том берегу,Заглушая пургуМатеринское сердце застонет.Пуля – глупый металл,Но опять кто-то встал,Высшей правдою сверху отмечен.Все, кто здесь воевал,Свет в веках зажигал,И огонь Ваш поэтому – вечен!Волгоград – Сталинград,Рядовой и комбатЗдесь лежат, невзирая на званья.Молча люди стоят,Журавли пролетят,И курлыканье – как отпеванье.(Д. Дарин)Победа под Сталинградом была достигнута общими усилиями всей страны. В ее достижении существенный и разносторонний вклад внесла и Башкирская АССР Знаменитая 16-я (112-я) гвардейская орденов Ленина, Красного Знамени, Суворова II степени и Кутузова II степени Черниговская Башкирская кавалерийская дивизия приняла активное участие в Сталинградском сражении. Наш колледж имеет Музей Боевой славы этой Башкирской кавалерийской дивизии.В период этого сражения она еще не имела таких больших заслуг и была 112-й Башкирской кавалерийской дивизией. В сражении дивизия воевала в составе 5-й танковой армии Юго-Западного фронта. Конкретно она вела боевые действия в ходе 2-го этапа сражения, т.е. в ходе контрнаступления советских войск под Сталинградом.В Сталинградской битве учувствовала 124-я отдельная стрелковая бригада, которая была сформирована на станции Аксаково, 219-я Краснознаменская Идрицкая стрелковая дивизия, сформированная в поселке Красноуральский, 214-я Краснознаменская. Награжденная орденом Суворова II степени и Богдана Хмельницкого II степени Александрийско-Кременчуринская стрелковая дивизия (Управление дивизии располагалось в здании школы №38 г. Уфы по ул. Октябрьской революции).Уже к апрелю 1942 г. в Уфе были сверх плана построены два бронепоезда «Полководец Суворов» и «Александр Невский». Из них был создан бронедивизион под №25, который успешно воевал под Сталинградом в составе армии генерала Чуйкова В. И.В республике дислоцировалось 8 военных училищ по подготовке офицерских кадров и многочисленные курсы, где готовились младшие специалисты. В период Сталинградского сражения они в ускоренном режиме выпускали необходимые фронту военные кадры Все военные учебные заведения в республике получали необходимую помощь. Им предоставлялись транспортные средства, казарменно-жилищные помещения, продовольствие, выделялись учебные поля и т.д. Знаменитое Уфимское военное училище в 1942 году произвело четыре выпуска, было выпущено 2686 командиров стрелковых и пулеметных взводов для действующей армии. Это был существенный вклад училища и Башкирской АССР в борьбу за отражение агрессии фашистской Германии и ее союзников. Большинство из них были направлены в состав войск, действующих под Сталинградом. Первый начальник училища полковник Никитченко Н.,С. в августе 1942 года, в разгар оборонительной операции Сталинградского сражения, был направлен для формирования дивизии. В ноябре в состав этой дивизии вошли более 500 курсантов училища. Этого требовала сложившаяся угрожающая обстановка на фронте. Влившиеся в состав курсанты сразу же стали ее костяком. Многим из них сразу же присвоили сержантские звания. Высокие морально-политические качества уроженцев Башкортостана, влившихся в состав дивизии, во многом определили ее высокую боеготовность. После короткого периода комплектования и напряженной боевой учебы, дивизия полковника Никитченко Н.С. была направлена на Сталинградский фронт. В жестоких и кровопролитных боях она прославила свои боевые знамена и стала гвардейской.Изученный и систематизированный нами обширный материал показывает, что Башкортостан внес огромный вклад в общую победу советских войск над противником в Сталинградском сражении. Воинские соединения, сформированные в основном за счет сил и средств республики, активно участвовали как в оборонительной, так и в наступательной операциях сражения и нанесли большой урон противнику. Следует подчеркнуть, что призванные и мобилизованные в ряды действующей армии солдаты и офицеры сражались под Сталинградом не только в перечисленных нами воинских формированиях, они были во всех дивизиях, корпусах и армиях, вовлеченных в это грандиозное сражение. Подготовка большого количества военных кадров в республике за счет ее материальных и других ресурсов и направление их в ряды действующей армии является особым вкладом в достижение победы над противником в сражении. Формирование воинских соединений, их успешное участие в сражении, подготовка необходимых военных кадров в большом количестве и превращение республики в кузницу военных специалистов в столь сложное время, мужество и героизм воинов — уроженцев республики, воевавших в различных воинских частях, являются особыми страницами истории военной славы Башкортостана. Эти яркие страницы военной славы вызывают чувство гордости за историческое прошлое республики, их необходимо изучать, знать и сохранить в памяти народа как символы и как достояние. Победа под Сталинградом как феномен и как величайшее достижение принадлежит всему народу страны, и в эту победу существенный вклад внесли воины — уроженцы Башкортостана.Список использованных источников и литературы.Батов П.И. В походах и боях. Изд. 4-е. — М.: ДОСААФ, 1984. — 511 с.Белов ГА. Путь мужества и славы. — Уфа: Башкирское книжное издательство, 1967. — 222 с.Бикмеев МЛ. Военный вклад Башкортостана в победу в Великой Отечественной войне 1941 —1945годов. — Уфа: Полиграфкомбинат, 1997.148с.Бикмеев МЛ. Воинские соединения, части и учреждения, дислоцировавшиеся в Башкирской АССР в годы Великой Отечественной войны//Башкирия в годы Великой Отечественной войны. Документы и материалы. — Уфа: Китап, 1995. — 542 с.Бикмеев МЛ. Исторический опыт военно-организационной и мобилизационной работы Башкирской АССР периода Второй мировой войны. — Уфа: БИРО, 2005. — 247 с.Бикмеев МЛ. История создания и развития Военного комиссариата Республики Башкортостан//Ватандаш. №12, 2007. — С.21.Бикмеев МЛ. История Уфимского пехотного училища. — Уфа: Уфимский полиграфкомбинат, 1999. — 112 с.Бикмеев МЛ. Легендарная 16-я (112-я) гвардейская башкирская кавалерийская дивизия. Документы и материалы. Научное издание. — Уфа: БИРО, 2005.-192 с.ИвановВ.П. Винтовка и молот. — Уфа: Башкирское книжное издательство,История Уфы. Краткий очерк. — Уфа: Башкирское книжное издательство, 1981. —605 с.Крылов И.И. Сталинградский рубеж. — М.: Воениздат, 1979. — 384 с.Чуйков В.И. От Сталинграда до Берлина. Военные мемуары. — М.: Сов. Россия, 1985. — 708 с.