Выполнение проектов на уроках технологии


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Выполнение проектов на уроках технологии
Автор: Давыденко Светлана Васильевна

Чернавин В.Н.МОУ СОШ № 54Г. ВолгоградПринципиальное отличие обучения технологии от традиционного трудового обучения в основной школе состоит в новой направленности учебных целей. Учащиеся не должны, подобно ремесленникам, научиться делать ограниченный круг вещей или работ, как это традиционно было на уроках технического, обслуживающего или сельскохозяйственного труда. От них потребуется, в первую очередь, на примере доступных для изучения технологий овладеть следующими умениями:
  • обосновывать цель деятельности с учетом общественных потребностей, принимать решение и идти на риск создания продукта труда;
  • находить и обрабатывать необходимую информацию с использованием современной техники;
  • проектировать предмет труда и технологию деятельности с учетом доступных в данных условиях материалов и технических средств;
  • овладевать политехническими трудовыми знаниями, навыками и умениями пользования орудиями труда, выполнения технологических операций;
  • осуществлять технологические процессы, результаты которых будут иметь потребительскую стоимость;
  • экономически и функционально обосновывать оптимальность процесса и результатов деятельности;
  • давать экологическую и социальную оценку технологии и продукту труда;
  • выдвигать предпринимательские идеи в рамках изученных технологий;
  • оценивать свои профессиональные интересы и склонности, выбирать профессию;
  • сотрудничать в коллективе и выполнять функции лидера.
  • В старших классах полной средней школы изучение "Технологии" должно быть направлено главным образом на овладение совокупностью методов творческой проектной деятельностью, освоение способов научного и практического поиска новых решений применительно к кругу познавательных и профессиональных интересов учащихся. С учетом профиля общеобразовательного учреждения (гимназия, колледж, технологическая школа и др.) проектная деятельность может иметь соответствующую предметную направленность".Анализируя эти слова, приходишь к выводу, что в полной мере овладеть вышеперечисленными умениями школьник может только в ходе учебного проектирования, которое все более становится основным методом обучения учащихся в технологии. В проекте "Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)" ("Школа и производство", 2000, №3) прямо сказано, что основу курса технологии составляет самостоятельная проектная деятельность учащихся. И это не удивительно, ведь такая деятельность способствует активному овладению знаниями и умениями, развитию творческих способностей, воспитанию нравственно-трудовых и других положительных качеств личности.Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества, когда учитель превращается в консультанта, опытного руководителя творческой деятельностью учащихся.Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов: организационно-подготовительного, технологического и заключительного.На первом этапе ученики проводят мини-маркетинговые исследования, осуществляют выбор и обоснование проекта, анализируют предстоящую деятельность, определяют оптимальный вариант конструкции, подбирают материал, осуществляют планирование технологического процесса, разрабатывают конструкторско-технологическую документацию.На втором этапе ребята выполняют технологические операции, предусмотренные технологическим процессом, с самоконтролем своей деятельности и соблюдением технологической и трудовой дисциплины, культуры труда.На заключительном этапе проводится контроль и испытание изделия, при необходимости корректируется конструкторско-технологическая документация, оформляется пояснительная записка с экономическим обоснованием и экологической оценкой проекта, проводится защита проекта.