«Воспитание патриотизма и гражданственности в цикле преподавания историко-обществоведческих дисциплин, с учетом полиэтнической среды НПО РБ»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Воспитание патриотизма и гражданственности в цикле преподавания историко-обществоведческих дисциплин, с учетом полиэтнической среды НПО РБ»
Автор: Зинова Наталья Васильевна

СТАТЬЯ:на тему:«Воспитание патриотизма и гражданственности в цикле преподавания историко-обществоведческих дисциплин, с учетом полиэтнической среды НПО РБ» Преподаватель истории и обществознания ГБОУ УКРИС им. Ахмета Давлетова Республики Башкортостан Н.В.ЗиноваУфа 2018 Зинова Н.В.ГБОУ УКРИС им. Ахмета ДавлетоваВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ В ЦИКЛЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИКО-ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН, С УЧЕТОМ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЫ НПО РБНаш великий земляк, классик башкирской литературы, интернациональный писатель Мустай Карим обозначал чувство Родины как первую заповедь человека, среди всех нравственных качеств, патриотизм он назвал главным качеством личности. М.Карим был уверен в том, что «даже если бы были полные карманы денег у всех, душа все равно осталась бы пустой, если нет в ней чувства Родины.» Как показывает действительность, молодежь лишена идеи, вокруг которой можно было бы объединиться. И такой идеей может стать идея патриотизма и гражданственности. Это очень близко с утверждением Н.М. Карамзина: «России не станет тогда, когда не станет последнего патриота». Быть человеком – значит быть патриотом, - так ставили вопрос все лучшие люди России и М.Карим.Поистине, неоценима роль историко-обществоведческие дисциплин в общенародном, государственно-правом воспитании, в формировании патриотического сознания. Никто не опровергнет утверждение, что историю вершат личности и трудно найти во всей многовековой отечественной истории хотя бы одного из ее истинно талантливых представителей, который бы не способствовал формированию патриотического создания. Не случайно поэт-декабрист Константин Рылеев столь определенно и проникновенно сказал: «Напоминать юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории, сдружить любовь к отечеству с первым впечатлением памяти - вот верный способ для привития народу сильной привязанности к Родине: ничто уже тогда сих первых впечатлений, сих ранних понятий не в состоянии изгладить. Они крепнут с летами и творят храбрых для боя ратников, мужей доблестных для совета…»Любовь к своему отечеству Платон считал величайшим даром. А великий дар Мустая Карима без остатка отдан воспеванию Отчизны.За правдой я по свету не брожуС весами справедливости в руках.Я истину в Отчизне нахожу,В ее полях, озерах, родниках.В словаре Владимира Даля «патриотизм» - любовь к Отчизне; гражданственность – состояние гражданской общины; понятие и степень образования, необходимая для составления гражданского общества.В словаре русского языка 1987 г.: «Патриотизм» - любовь к Родине, преданность своему народу.«Гражданственность» - 1) Гражданское устройство и организованность; государственность; 2) Сознание своих прав и обязанностей по отношению к государству.Воспитание патриотизма и гражданственности – это воспитание и обучение, ориентированное на формировании совокупности гражданских свойств личности.Целью современного гражданско правового воспитания является воспитание достойного гражданина России.Достойный гражданин России – это человек, обладающий широкими правами, адекватными Международной Хартии прав человека, знающий свои права и умеющий их защищать, нетерпимый к любым проявлениям насилия и произвола; человека, честно, по велению сердца, выполняющий свой обязанности, чувствующий неразрывную связь с Отечеством, его прошлым, настоящим и будущим, постоянно берущий на себя ответственность за его судьбу, своими конкретным делами помогающий стране стать сильнее и богаче.Можно выделить три взаимосвязанные задачи воспитания гражданственности и патриотизма. Это:1) Формирование у учащихся социально – гражданской компетентности, в основе которой – совокупность знаний в области истории, права, экономики, политологии, социологии, позволяющих свободно определять способы своего поведения и жизненные планы;2) Воспитание гражданственности, предполагающей наличие у человека системы социально – значимых нравственных ценностных ориентиров, питающих чувства причастности к судьбе Отечества, определяющих готовность принять на себя моральную ответственность за его прошлое, настоящее, будущее. Установку на активное участие в развитии своей страны, общественной жизни, в формах, отвечающих моральным и правовым нормам.3) Создание условий для развития гражданской активности и патриотизма, накопление обучающимися опыта реальных социальных – значимых дел, участие в гражданских объединениях и акциях, направленных на защиту прав граждан, укрепления правопорядка и т.д. Ориентир на становление у учащихся не только социальных – гражданской компетентности, но и гражданственности, требует такого отбора содержания образования, при котором обеспечивалось бы единство когнитивного (знаниевого), аксиологического (ценностного) и деятельностно - практического компонентов в содержания.Естественно, что указанные результаты не могут быть достигнуты путем проведения отдельных, пусть даже тщательно подготовленных внеклассных мероприятий, либо гражданских акций. Не решит комплексы задач гражданского образования и введения отдельных граждановедческих, правоведческих и обществоведческих элективных курсов (элективных курсов), хотя их вклад может быть значительным. Необходимо создание целостной системы гражданского образования, которая охватывала бы не только учебный процесс. В колледже я имею возможность заниматься кружковой работой, т.о был организован историко-патриотический клуб его деятельность направлена на учащихся 1,2 курсов. Актив клуба готовит и проводит внеклассные мероприятия, посвящённые памятным датам (викторины, тематические вечера, лекции, акции, конференции). Ежегодно принимают участие в акции «Повяжи Георгиевскую ленточку» и каждый год находятся учащиеся, которые отправляются на поиск мест раздачи ленточек, чтобы группа оказалась лидером по качеству собранных лент. Это ли не показатель гражданственности? – готовность учащихся участвовать в общественной жизни нашего малого общества – колледжа.Явка на субботники в группах, чьи учащиеся состоят в клубе всегда больше, потому как членов клуба заинтересовывают историей этого мероприятия. Затем дети рассказывают как бабушки, дедушки, мамы, папы ностальгируют о прошлом. Это ли не показатель патриотизма? – готовность учащихся в наше рыночное время участвовать в городских общественных мероприятий.С учетом специфики нашего региона мы должны учитывать полиэтническую среду нашего лицея.Этническая идентификация предполагает осознание индивидом своей национальной принадлежности, усвоение соответствующих традиций и обычаев, психологические установки и ориентации. В условиях патриотического воспитания, где предметом воспитания являются личностные качества: чувство Родины, самобытное национальное «Я», доброта, миролюбие между преподавателем и учащимися, складывается особая формула сотрудничества – определенное взаимодействие по постановке гражданских ценностей, норм и законов жизни как ориентиров для патриотической деятельности. Такое взаимодействие даст возможность участникам испытательного процесса учиться и определять собственное поведение, находить новые способы общения. Полиэтничность населения РБ объясняется, прежде всего, историческим прошлым и географическим положением Башкортостана. Многоцветие национальных культур, учет особенностей, признание самобытности одних народов и уважение к духовным ценностям других народов – это духовно-нравственный компонент национальных отношений приобрел в настоящее время исключительное значение, ибо в нем проявляются, как общечеловеческие, так и социально- классовые установки каждой, национальной культуры. Культура любой этнической группы множеством нитей связанна с культурой других групп и общностей.Начиная с раннего детства, наши дети попадают в полиэтническое окружение. Более того, многие семьи в настоящее время не являются моноэтническими, т.к межнациональные браки составляют значительную часть современного общества. Каждый третий ребенок в РБ родился в межнациональной семье. Стандарты поведения в полиэтнической среде приобретают все более общий характер для представителей всех наций в процессе их постоянного взаимодействия. Я вижу свою задачу, как преподавателя истории, из занятия в занятие воспитывать в обучающихся будь то башкиры, русские, татары, чуваши, удмурты и др. народы, чувство гордости за свой народ. Как говорил М.Карим: «Я башкир – но не могу говорить, что Башкирия – это только моя земля. Этим бы я унизил чувство Родины других народов, живущих в республике». Западные психологи, в частности Беннет, отличают, что при встрече с другой культуры у человека возникает, как правило несколько типов реакции на нее – неприятие, защита идеи собственного исторического и культурного превосходства, призвания инокультурных ценностей, наконец-то, адаптация к новой культуре. Как видим, первая реакция сугубо негативная, а потом дело может закончится интеграцией человека в иную культуру. Я помогаю детям принять непривычное для них, снять, возможно, отрицательные эмоции, смягчить процесс адаптации к новым ценностям. Лишь в этом случае незнакомая история будет принята и усвоена. В наше время, толерантного отношения к другим народам и их обычаям – одна из важнейших социальных задач исторического образования и решив ее, во – многом можно было бы решить проблему гражданского согласия. Главной целью гражданского образования сегодня является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно – политический жизни страны Гражданско – правовое образование на уроках истории, права, обществознания представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведения внеклассной и внеурочной работы, а также создание демократического уклада жизни колледжа и использование правового пространство города, страны. Работа организованного мной клуба ориентирована на индивидуальный подход к обучающимся, на воспитание личности, ее развития в гражданско- патриотическом отношении. Активную жизненную позицию молодого человека легче сформировать через деятельное участие в жизни группы колледжа, когда он моделирует специфические явления, практически осваивает навыки ведения дискуссий, лекций и отстаивания своей точки зрения.СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
  • Ахияров К.Ш., Пашаева Р. М. Мустай Карим как педагог / Русский язык в башкирской школе, 1986, № 4.
  • Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина культуры и нравственности. Ростов н/Д, 1995.
  • Валеев И.И. Педагогика Мустая Карима. – Уфа: Китап, 2002. – 208 с.
  • Вырщиков А. Н. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе. Волгоград, 2006.
  • Гончарова Т. И., Гончаров И. Ф. Когда учитель властитель дум: Кн. Для учителя. М.: Педагогика, 1991.
  • Карим М. Возвращение. Уфа: Изд-во «Башкортостан», 1994.
  • Карим М. На пороге третьего тысячелетия / Литературная газета, 1986, 2 января.
  • Хусаинов Г. Мустай Карим: Личность. Поэт. Драматург. Прозаик. Уфа: «Китап», 1994.