"Петербург Достоевского"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Петербург Достоевского"
Автор: Исхакова Гульбану Кашафовна

Методическая разработка урока-путешествия по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" с использованием технологии «Развития критического мышления через чтение и письмо». Тема урока: «Петербург Достоевского»    Цели:
  • Образовательные - показать необычность изображения Достоевским Петербурга; подвести к осмыслению главного конфликта романа между Раскольниковым и миром, который он отрицает.
  • Развивающие - развивать логическое мышление, умение анализировать и сопоставлять, работать с текстом художественного произведения, умение формулировать  и излагать  свою точку зрения, прислушиваться к мнению оппонентов; развивать творческие способности учащихся ; развивать способность   решать жизненные проблемы самостоятельно.
  • Воспитательные – воспитывать самостоятельно мыслящего и глубоко чувствующего человека; воспитывать чувство ответственности, духовности, нравственности, любви к людям,   способность к сотрудничеству. воспитывать любовь к русской классической литературе и художественному слову; умения сострадать, сочувствовать, сопереживать; умения работать в команде.
  • Тип урока: изучение нового материла (с использованием  элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»)Используемые методы и приемы:  кластер, синквейнОборудование: портрет Ф.М. Достоевского, роман «Преступление и наказание»; презентация.ХОД УРОКА:
  • Организационный момент. Объявление темы урока. Целеполагание.
  • Вступительное слово учителя.
  • Вечная внутренняя борьба. Все это свойственно духовной жизни писателя в период работы над лучшим своим романом – романом «Преступление и наказание»борьба с самим собойпоиски истинысомнения, метаниягорькие ошибкинакал чувствЭто был человек, положивший жизнь на поиски путей к спасению человечества, но нередко впадавший в трагические противоречия и заблуждения. Неутомимый борец, он готов был призывать к отказу от борьбы; истинный гуманист, он доходил до проповеди примирения с миром зла и насилия; заступник униженных и оскорбленных, он склонен был заключать, что путь к счастью людей лежит лишь через страдания и лишения.Мы сейчас говорим о Федоре Михайловиче Достоевском как о сильной личности, о возможности или невозможности делать добро, прибегая к насилию и жестокости, о преступлении и наказании преступника, о возможности его оправдания и «восстановления падшего человека».….По оживленным берегамГромады стройные теснятсяДворцов и башен; кораблиТолпой со всех концов землиК богатым пристаням стремятся;В гранит оделася Нева;Мосты повисли над водами;Темно-зелеными садамиЕе покрылись островаЛюблю тебя, Петра творенье,Люблю твой строгий стройный вид,         Невы державное теченье,Береговой ее гранит,Твоих оград узор чугунный,Твоих задумчивых ночейПрозрачный сумрак, блеск безлунный…И ясны спящие громадыПустынных улиц, и светлаАдмиралтейская игла…О каком городе идет речь?Только в этом городе вы увидите  уникальные  памятники архитектуры.  Это один из красивейших городов мира. Его улицы, проспекты, площади набережные – подлинные произведения искусства, созданные по замыслу великих зодчих. Это город рек и каналов и связанных с ними мостов, многие из которых известны во всём мире. Среди наиболее известных архитектурных сооружений Петропавловская крепость, Храм Воскресения Христова, Адмиралтейство, стройная башня которого стала символом города. Петербург недаром называют музеем под открытым небом: в городе собрана неповторимая коллекция архитектурных шедевров сразу нескольких эпох. Я думаю, нет человека, который бы не побывал или не мечтал побывать в этом городе. А что вы знаете об этом городе? Какой он в вашем представлении?3. Стадия осмысления.Средства создания образа города – это и пейзаж, и сцены уличной жизни, и интерьеры.«Каков же Петербург  Достоевского? Какую роль сыграл  город   и какое влияние оказал на судьбы героев романа “Преступление и наказание”? – эти вопросы станут сегодня нашими путеводителями по страницам романа Ф.М.Достоевского “ Преступление и наказание”.Чтобы полностью восстановить образ города, мы разделимся на группыЗадания для групповой работы: составление кластера, зачитывание примеров из текста по ходу озвучивания групповых кластеров1-я группа: Дать характеристику пейзажам в романеч. 1, гл. 1 - «Колорит городского дня».ч. 2, гл. 2 - «Великолепная панорама».ч. 2, гл. 6 - «Великолепный Петербург».ч. 6, гл. 6 - «Грозовой вечер».2-я группа: Сопоставьте сцены уличной жизнич. 1, гл. 1 - «Пьяный в телеге».ч. 2, гл. 2 - «Удар бича и подаяние».ч. 2, гл. 6 - «Шарманщик и толпа женщин у трактира».ч. 2, гл. 6 – «Сцена на мосту. Утопленница».ч. 2, гл. 7 - «Смерть Мармеладова».Ч. 5, гл.5.- сумасшествие Катерины Ивановны3-я группа: Составить описания интерьеровч. 1, гл. 3 – «Каморка Раскольникова».часть1, гл. 2 -описание кабака, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова;часть 1 глава2 - угол Мармеладовых;часть2 глава 7 – угол Мармеладовых;часть 4 глава 4 – комната Сони.)часть 6, глава 3 -трактир, где исповедуется Свидригайлов ;Анализ романаа) пейзаж в романе (работа с учащимися 1 группы)- Что такое пейзаж? (вид изображения какой-нибудь местности)- Какая атмосфера царит на улицах города? Подтвердите свои ответы цитатами.Описание улиц:- Выявите закономерности в этих описаниях-пейзажах. (Все описания построены на одних и тех же деталях – страшная жара, пыль, дурные запахи, толпа)Пейзаж в романе прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. Неописуемый простор Невы так же давит, и мучит, и гнетет Раскольникова, как и духота, теснота, жара и грязь улиц. Он задыхается в этом городе, мире.б) сцены уличной жизни (работа с учащимися 2 группы)- Какие сцены уличной жизни вас особенно потрясли?Ч.1, гл.1 – пьяный в телеге, запряжённой огромными ломовыми лошадьмиЧ.1, гл.4 – встреча с пьяной девочкой - подросткомЧ.2, гл.6 – шарманщик и толпа женщин у распивочной; сцена на …ском мосту- Что показывают эти сцены? (город униженных и оскорблённых, где царит насилие над слабым)От встреч с людьми остается ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного. На улицах многолюдно, но тем острее воспринимается одиночество героя. Петербургская жизнь – мир непонимания, равнодушия людей друг к другу.в) интерьер в романе (работа с учащимися 3 группы)- Что мы видим внутри домов?Ч.1, гл.3 – каморка Раскольникова Ч.1, гл.2 – кабак, где Раскольников встретился с Мармеладовым Ч.1, гл.2 – “проходной угол” Мармеладовых Ч.4, гл.4 – комната- “сарай” Сони- Какие детали повторяются? (неправильные формы, бедность и убогость обстановки, нищета)- Что общего между обликом комнат и людьми, в них живущими? (жилища так же убоги и бедны, как и сами люди)Изображение городского пейзажа, интерьеров неуклонно преследует одну цель: оставить впечатление чего-то неправильного, нестройного, грязного, безобразногооном, на котором разворачивается действие романа, является Петербург середины 60-х годов.4. Формулирование выводов и обобщенийВремя основного действия в романе 2 недели.Создаётся впечатление, что Раскольников мечется по городу. Он избегает, сторонится людей, но в то же время стремится на улицы, в людные места. Почему?Какой же Петербург Достоевского?Н. РубцовТрущобный двор. Фигура на углу.Мерещится, что это Достоевский.И желтый свет в окне без занавескиГорит, но не рассеивает мглу.Гранитным громом грянуло с небес!В трущобный двор ворвался ветер резкий,И видел я, как вздрогнул Достоевский,Как тяжело ссутулился, исчез…Не может быть, чтоб это был не он! И желтый свет, и грязные ступени,И гром, и стены с четырех сторон… Современное стихотворение Николая Рубцова. А сколько в них завораживающей тайны прошлого века, что до сих пор хранят «петербургские трущобы»! И вряд ли кто смог донести бы до нас жизнь этих трущоб, как Ф.М. Достоевский.- Петербург Достоевского – город, где совершаются преступления, где невозможно дышать, это город униженных и оскорбленных.- Петербург Достоевского – город равнодушия, звериного любопытства, злорадной насмешки.- Петербург Достоевского – это город одиночества- Петербург Достоевского – это город разврата и порока- Петербург Достоевского – “город, в котором невозможно быть”.Петербург Достоевского - это не царственные площади и великолепные набережные, а Петербург подвалов и чердаков - это город «униженных и оскорбленных». Страшная жизнь людей пробуждает у читателей сочувствие, возмущение, мысль о том, что так жить человек не должен. Герои романа бессильны разрешить противоречия и тупики, в которые ставит их жизнь. За судьбами людей стоит образ преступного мира. Петербург Достоевского – это город, который толкает человека на преступление, и таким человеком является студент юридического факультета Родион Раскольников Петербург Достоевского - это город контрастов: «униженных и оскорбленных» и «сильных мира сего»; это город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности; это и город-убийца, и город-призрак, и город-тупик; это ужас и безумие. Безумный город порождает безумные идеи, город-убийца порождает людей-убийц.
  • Итоговое слово учителя
  •   Да, Петербург Достоевского – это город, “в котором невозможно быть”. Но мне не хотелось бы заканчивать урок на такой трагической ноте. Ф.М.Достоевский считал, что Петербург – душа романа. Душа же любого города - люди, живущие в нём. И город преступен настолько, насколько преступны души людей. Да, преступных (преступивших) героев в романе большинство. Но если есть в городе люди, способные сохранить среди грязи, духоты и равнодушия чистоту и богатство своих душ, мало того, поделиться ими с другими, то и город становится добрее. А именно это и происходит в романе. Соня, Дуня, Разумихин. Их доброта, доброта их душ растворилась в городе. А значит, не так уж преступен Город, всё-таки соединивший Соню и Раскольникова. Сформулируйте вопросы относительно причин конфликта в романе:  какие мысли, идеи, теории могут прийти в голову человеку, живущему в таком городе?Начинайте со слов «Почему…?», «В связи с чем…», «Отчего?» Стадия рефлексии. Составление СИНКВЕЙНА: «Петербург»Домашнее задание:1) история семьи Мармеладовых ч. 1 гл. 2, размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых- 1 ряд – ч. 2 гл. 7 - смерть Мармеладова- 2 ряд – ч. 3. гл. 2 – поминки у Мармеладовых- 3 ряд – ч. 5 гл. 7смерть Катерины Ивановны2)чтение письма матери ч. 1 гл. 3 Как вы объясните состояние героя после прочтения письма матери?