"Дружба начинается с улыбки"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Дружба начинается с улыбки"
Автор: Лабинцева Светлана Владимировна
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию коммуникативных способностей и социализации детей старшего дошкольного возраста «Дружба начинается с улыбки»Цель: помочь детям справится с переживаниями, которые препятствуют их адаптации и социализации в образовательной среде, и оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов.Задачи: 1. Формирование адекватных форм поведения.2. Снятие состояния эмоционального дискомфорта.3. Коррекция познавательной сферы (памяти, внимания, мышления, восприятия).4. Развитие моторики. 5. Развитие форм конструктивного взаимодействия и общения.Методы:· коррекционно - развивающие игры и упражнения;· творческие игры и задания;· оздоровительные игры и упражнения;· беседы с детьми;· психогимнастические этюды;· релаксационные паузы и моменты;Предполагаемые результаты· развитие познавательной активности детей;· развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;· формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;· психокоррекция поведения ребенка;- социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.1.Образовательные Учить детей анализировать своё эмоциональное состояние Сосредотачивать внимание на деятельности Формировать умения и навыки владения выразительными движениями2.Развивающие Развивать умение выражать свое настроение вербально и невербально (с помощью стимульных картинок, жестов, мимики) Развивать чувственный опыт дошкольников Развитие памяти, внимания, мышления, воображения и речи Вырабатывать положительные черты характера, облегчающие взаимопонимание при обращении, как с людьми, так и с природными объектами3.Воспитательные Вызвать у детей положительный эмоциональный настрой. Помочь им войти в контакт с другом, педагогом, наладить групповое взаимодействиеОборудование: карточки с изображением каким-либо одобряемым окружающими действием; клубок ниток; мяч; карточки "ромашки - эмоции".Ход занятияРитуал приветствия.Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, формирование чувства близости с другими детьми.- Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем друг друга улыбками. - Улыбаюсь я себе, улыбаюсь я тебе, улыбаться мне не лень, улыбаюсь целый день. (произносят дети вместе с психологом).Первая часть.Игра «Щепки на реке» Цель: Создание спокойной, доверительной атмосферы в группе.Содержание Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это — берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой реки. По реке сейчас поплывут Щепки. Один из желающих должен «проплыть» по реке. Он сам решит, как будет двигаться: быстро или медленно.Участники игры — «берега» — помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению щепки, которая сама выбирает путь: она может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад... Когда Щепка проплывет весь путь, она становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь...Упражнение можно проводить как с открытыми, так и с закрытыми глазами (по желанию самих Щепок).Участники делятся своими ощущениями, возникшими у них во время «плавания», описывают, что они чувствовали, когда к ним прикасались ласковые руки, что помогало им обрести спокойствие во время выполнения задания.Этюд «Игра с камушками».Цель: выразительность жестов на развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и адекватное использование жеста.Дети гуляют по берегу моря. Они то останавливаются, нагибаясь за приглянувшимся камушком, то входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду руками. Затем садятся на песок и начинают играть с камушками: то подбрасывают их вверх и ловят, то кидают вдаль. Игра "Тучка - сердючка"Цель: закрепление способности распознавать и выражать различные эмоции.Жила на свете тучка по имени Сердючка.Она ни с кем не зналась, совсем не улыбалась.И сыпались из тучки то градинки-колючки,То бусинки-дождинки – холодные слезинки.Ах, плохо жить Сердючке – колючке, буке, злючке.Никто с ней не гуляет, не дружит, не играет.Вчера задира-ветер так рассмешил Сердючку,Что высохли и слезы, и градинки-колючки.Закрыли люди зонтики, и плащ уже не нужен.И выглянуло солнышко, и высохли все лужи.Сердючка улыбнулась и к солнцу потянулась.Совсем другое дело – нам песенку пропела.– Покажите, какая была тучка сначала: нахмурьте брови, сощурьте глаза, сморщите нос, опустите уголки губ. Ой, какие сердитые и неприятные лица!– Что потом случилось с тучкой? Почему она так изменилась?– Улыбка – великая сила! Улыбка вылечит и Несмеяну, и Буку, и Бяку.Вторая часть.Игра «Кем (чем) был раньше?» Цель: развивает внимание, память, мышление, воображение, речь. Дети садятся в кружок. Ведущий, по очереди обращаясь к каждому ребенку, задает вопрос: «Кем (чем) был раньше?»ЦЫПЛЕНОК (ЯЙЦОМ) ХЛЕБ (МУКОЙ)ЛОШАДЬ (ЖЕРЕБЕНКОМ) ШКАФ (ДОСКОЙ)КОРОВА (ТЕЛЕНКОМ) ВЕЛОСИПЕД (ЖЕЛЕЗОМ)ДУБ (ЖЕЛУДЕМ) РУБАШКА (ТКАНЬЮ)РЫБА (ИКРИНКОЙ) БОТИНКИ (КОЖЕЙ)ЯБЛОНЯ (СЕМЕЧКОМ) ЖЕНЩИНА (ДЕВОЧКОЙ)ЛЯГУШКА (ГОЛОВАСТИКОМ) ЛИСТОК (ПОЧКОЙ)БАБОЧКА (ГУСЕНИЦЕЙ) СОБАКА (ЩЕНКОМ) Игра «Похвалилки» Цель: способствует повышению самооценки ребенка, повышает его значимость в коллективе.Содержание. Все дети сидят в кругу (или за партами).Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие ребенок должен «озвучить» карточку. Причем, начав словами «Однажды я...» Например: « однажды я помог товарищу в школе», или «Однажды я очень быстро выполнил домашнее задание» и т. д.На обдумывание задания дается 2—3 минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил то действие или совершил тот позитивный поступок, который указан в его карточке.После того, как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они сделают это сами. В заключении можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того, чтобы это заметить, необходимо очень внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к людям, окружающим нас.Игра “Связующая нить”. Цель: формирование чувства близости с другими людьми, чувства ценности других и самоценности.Содержание: Участники передают клубок ниток так, чтобы все взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят, и что могут пожелать другим. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя по просьбе ведущего, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.Упражнение «Съедобное – несъедобное»Цель: развитие переключения внимания.Дети образуют круг. Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный – мячик ловится, если нет – отбрасывается.Третья часть.Игра «Серебряное копытце» Цель: способствует снятию излишнего мышечного напряжения, возникновению доверия к окружающим, сплочению детей.Инструкция. Представь себе, что ты — красивый, стройный, сильный, спокойный, мудрый олень с гордо поднятой головой. На твоей левой ножке — серебряное копытце. Как только ты трижды стукнешь копытцем по земле, появляются серебряные монеты. Они волшебные, невидимые, с каждой вновь появляющейся новой монетой ты становишься добрее и ласковее. И хотя люди не видят этих монет, они чувствуют доброту, тепло и ласку, исходящие от тебя. Они тянутся к тебе, любят тебя, ты им все больше и больше нравишься.Примечание. Данная игра может стать групповым ритуалом в детском коллективе, одним из способов разрешения конфликтов в группе.Игра «Скульптура» Цель: Развитие умения владеть мышцами лица, рук, ног и т. д., снижение мышечного напряжения.Содержание. Дети разбиваются на пары. Один из них — скульптор, другой — скульптура. По заданию взрослого (или ведущего-ребенка) скульптор лепит из «глины» скульптуру:♦ ребенка, который ничего не боится;♦ ребенка, который всем доволен;♦ ребенка, который выполнил сложное задание и т. д.Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могут выбирать сами дети. Затем дети могут поменяться ролями. Возможен вариант групповой скульптуры. (Игра проводится в сопровождении музыки)После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую — нет.Рефлексивное упражнение «Найди свое настроение» Цель: Выяснить и получить обратную связь от прошедшего занятия. Психолог предлагает детям найти карточку с ромашкой, которая укажет на эмоциональное состояние ребенка после занятия: «Что ты сейчас чувствуешь, какое у тебя сейчас настроение? Выбери».Ритуал прощанияЦель: смысловое завершение занятияИнструкция: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой вы подарите друг другу аплодисменты в знак благодарности. Ведущий начинает хлопать в ладоши, глядя на одного из участников группы и медленно приближаясь к нему. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодируют уже вся группа. Затем ведущий просит участников сказать дружно всем вместе - "До свидания!".