ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "В МИРЕ АРХИТЕКТУРЫ"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "В МИРЕ АРХИТЕКТУРЫ"
Автор: Кошелева Юлия Евгеньевна

Интегрированное занятие "В мире архитектуры"Знания об архитектурных сооружениях родного города и их особенностях расширяют кругозор детей и дают возможность активно взаимодействовать с окружающим миром. Данное занятие составлено с учётом регионального компонента содержания образования и решает задачи воспитания любви к родному городу и интереса к его архитектуре.Программные задачи:
  • Образовательные:
  • уточнить     виде , её , функциях (прочность, польза, красота);
  •   типичного, обобщённого в сооружениях (у  домов  фундамент, стены, крыша, двери, окна) и характерного, (арки, колонны, портики, решётки);
  • уточнить и  названия элементов  (этажи, окна, балконы, лоджии, входы и др.);
  • формировать  , что   здания зависит от его назначения;
  •  с архитектурными  своего города.
  • Развивающие:
  •   процессы и логические операции (, выделение характерных признаков, обобщение); 
  •  эстетические  (чувство формы, цвета, пропорций, эстетической эмпатии), творчество и фантазию.
  • Воспитательные:
  • воспитывать   городу и интерес к его архитектуре;
  • активизировать  детей высказывать предпочтения, ассоциации;
  • вызвать желание создать индивидуальный проект, используя полученные знания.
  • Предварительная работа:
  • Рассматривание буклетов с изображением видов города;
  • Чтение книг о городе и его жителях (И.Ядринцева «Мой родной Североморск»);
  • Просмотр мультфильмов «Кошкин дом», «Теремок», «Три поросёнка»;
  • Рисование на темы «Улица нашего города», «Дома на нашей улице»;
  • Аппликация и ручной труд «Какие бывают дома?»;
  • Сюжетно-ролевая игра «Мы архитекторы»,  строительная игра «Строим детский сад»;
  • Составление тематического альбома с рассказами и рисунками детей «Город, в котором я живу»;
  • Оформление выставки «Архитектура» на Полочке красоты;
  • Рассматривание зданий, находящихся вблизи детского сада;
  • Просмотр слайдов, иллюстраций.
  • Материал к занятию: иллюстрации, художественные фотографии, набор открыток  с видами архитектуры города; поделки из картона (образцы ландшафтной архитектуры, градостроительства, объёмных сооружений); схемы-модели архитектурных сооружений, наборы конструктора «Архитектор» для каждой подгруппы детей (4-5 наборов), таблички с названиями станций для путешествия: «Мир Архитектуры»; «Умники и умницы»;  «Мы – строители». Призы – «медали» для каждого ребёнка, подарок для группы – набор конструктора.ХОД ЗАНЯТИЯI. Вводная часть (организационный момент)Дети находятся в группе, сидят  полукругом на стульчиках перед воспитателем.Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие в  мир Искусства.   Какие виды искусства вы уже знаете? (Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство). Мы будем знакомиться с различными  сооружениями, которые используют люди в своей жизнедеятельности.  Путешествовать мы будем по станциям. (На доске расположены  таблички с названиями станций, прикрытые бумагой. Названия станций открываются по ходу занятия).  Воспитатель: Вы готовы к путешествию?Дети: Готовы!II. Основная часть занятияВоспитатель: В каждом городе есть много красивых зданий. Они все разные по своему назначению, привлекательности и особенностям. (Воспитатель обращает внимание детей  на выставку фотографий с изображением различных сооружений. Рассматривание фотовыставки или слайдов  с изображением разных зданий). К какому виду искусства относится то, что запечатлено на фотографиях? (Ответы детей – это архитектура). Наша 1 станция так и называется «Мир Архитектуры» (воспитатель на доске открывает название первой станции).Воспитатель: А вы знаете, что такое архитектура? (Это искусство  проектировать  и создавать сооружения для жизни и деятельности людей,  это все окружающие нас постройки –дома, магазины, дворцы культуры, школы). Можно ли принести в детский  сад произведение архитектуры? Почему нет? Но зато мы сами можем создавать архитектурные сооружения для наших игрушек. (Дети рассматривают поделки из картона с разными видами архитектурных сооружений). Какие виды архитектуры вы узнаёте среди этих поделок? (Высотный дом – градостроительство, мост – ландшафтная архитектура, телебашня – объёмное сооружение). Для чего предназначаются эти сооружения? (Ответы детей)Воспитатель:  Мы с вами поиграем в игру, которая называется «Подбери  архитектурные сооружения». (Детям раздаются открытки с изображением разных видов архитектурных сооружений).Воспитатель: Вам надо внимательно рассмотреть открытки и определить, к какому виду архитектуры относятся изображённые сооружения.  Затем положить свои открытки на тот стол, где находится данный вид архитектуры.  (Дети раскладывают открытки вокруг архитектурных поделок из картона, которые стоят  на столах и объясняют свой выбор, почему именно к этой поделке положили изображение на открытке). Что общего между всеми архитектурными сооружениями?Дети: они должны быть прочными, красивыми, полезными.Воспитатель: Какие элементы архитектуры есть у всех построек?Дети: фундамент, крыша, стены, окна, двери.Воспитатель: А  чем отличаются сооружения друг от друга? (колоннами, балконами, решётками, портиками, различной формы окнами и дверью, шпилями на крыше).Воспитатель: Дети, вы видели, как строят настоящие дома?  А кто строит дома?Дети: СтроителиВоспитатель: Строители  строят все здания по специальным чертежам, которые разрабатывает архитектор. Эти рисунки и чертежи называются проектом дома. Любое строительство начинается после работы архитектора. Архитектор – это художник-строитель. Он продумывает план города, рисует чертежи различных домов в зависимости от их назначения, показывает, как выглядит дом с фасада (передняя наружная сторона дома), какие у него боковые и задние стены. Проект дома  дается  руководителю стройки, он знакомит с ним рабочих, и они точно по проекту возводят дом. Видите как много надо знать и уметь, чтобы построить дом.Физминутка  на тему «Строители» (выполняются движения по тексту).На стройке жаркая пора,сигнал уже пробил.Сегодня каменщик с утраК работе приступил.Кладёт кирпич за кирпичом –Растёт этаж за этажом,И с каждым часом,С каждым днёмВсё выше, выше новый дом!Воспитатель: 2 станция – «Умники и умницы». Сейчас мы с  вами проведём «Архитектурную викторину» и посмотрим, как вы знаете архитектуру своего города. Я буду описывать вам известные  сооружения нашего города, а вы отгадаете, о каких из них идёт речь.Воспитатель: Это сооружение находится на ул. Северная Застава. Оно большое, красивое, двухэтажное, расположено по форме буквы «Х». Это двухэтажное здание с  множеством огромных окон,  в нём имеется несколько входов и выходов. Каждое утро родители приводят сюда своих детей, чтоб они играли, занимались, общались друг с другом.  Что это за здание?Дети: Детский сад.Воспитатель: По каким архитектурным особенностям вы узнали его? (После того, как дети отгадали,  о каком сооружении идёт речь, педагог вывешивает фотографию этого здания на доску, дети рассматривают её).Воспитатель: По каким архитектурным особенностям вы узнали его? (ответы детей)Воспитатель: Это сооружение  называют храмом науки, сюда ходят учиться все дети. В этом здании  широкий вход, большие окна, отсутствуют балконы, два этажа. Во дворе есть детская площадка для игр и занятия спортом. О каком здании я говорю?Дети: Школа.Воспитатель: Это здание находится в самом конце улицы Сафонова. Оно покоряет своей основательностью и могуществом, его фасад украшен балконами и колоннами, выполненными из белого камня. Голубой  цвет символизирует принадлежность к военно-морскому флоту. В нём проходят различные городские праздники, концерты, встречи с интересными людьми, вечера отдыха моряковДети: Дом Офицеров Флота. (Педагог вывешивает фотографию Дома Офицеров на доску, дети рассматривают её).Воспитатель: Это самое первое здание, появившееся на улице Душенова, которое стало культурным центром и любимым местом отдыха горожан. Это  сооружение украшено лепными декоративными деталями,  колоннами, арками. В здании  много дверей.  Окна необычной формы, с закругленным верхом (арочные). Под крышей есть фронтон (треугольное пространство под скатами крыши), который украшен барельефами (лепные выпуклые украшения) и надписью с названием этого здания.Дети: Кинотеатр «Россия» (Педагог вывешивает фотографию кинотеатра, дети рассматривают её).Воспитатель: Молодцы, вы правильно  отгадали  здания, о которых  я вам  рассказывала. Значит, вы хорошо знаете свой город, его архитектурные достопримечательности.Воспитатель: Вот мы с вами добрались до  3 станции, которая называется  «Мы – строители». Вы будете строить  архитектурные сооружения по чертежам, которые нарисовал архитектор. А кто строит дома? (Строители). Художественное слово(Воспитатель читает отрывок из стихотворения В.Маяковского «Кем быть?»)Я бы строить дом пошёл, пусть меня научат.Я сначала начерчу дом такой, какой хочу.Самое главное, чтобы было нарисованоЗдание славное, живое словно.Это будет перёд, называется фасад.Это каждый разберёт –Это ванна, это сад.План готов, и вокругСто работ на сотни рук.На крыше выложили жесть.И дом готов, и крыша есть.Хороший дом, большущий домНа все четыре стороны,И заживут ребята в нёмУдобно и просторно.(Детям раздаются схемы или чертежи различных сооружений, они по подгруппам  (5-6 человек) выполняют постройку по чертежу, вслух договариваясь о последовательности работы). По окончании работы постройки детей обсуждаются.Воспитатель (обращается к детям каждой подгруппы): Какое здание вы построили? Для чего оно предназначено? Какой персонаж из сказки мог бы жить в этом доме? К какому виду архитектуры относится? Какие архитектурные особенности отличают его от других сооружений? Молодцы! Вы правильно выполнили постройки, работали дружно, слаженно, поэтому сооружения у вас получились прочными, надёжными и привлекательными.III. Заключительная часть (подведение итогов)Воспитатель: Вот и завершилось наше путешествие. Мы с вами рассмотрели разные архитектурные сооружения, познакомились с их особенностями, вспомнили о достопримечательностях своего города,  сами были строителями, узнали много интересного и полезного. А что вам больше всего понравилось  и запомнилось на занятии?Похвала и дифференцированная оценка деятельности детей.Сюрпризный момент:  вручение детям медалей «Знаток Архитектуры», подарка для всех детей группы – набор конструктора.Методические рекомендации:После путешествия  можно предложить детям построить город из разных видов конструктора; «составить улицы» города из самых красивых зданий (на ковролине, фланелеграфе), используя репродукции и фотографии; придумать и нарисовать здание для выбранного социального персонажа (величественный дворец, сказочные хоромы, уютный домик), нарисовать проект какого-то сооружения и построить его из конструктора, провести  игровое упражнение «Покажи, элементы декора» (педагог называет архитектурные детали – колонны, фронтоны, шпили, арки, купола и другие, адети показывают их на своих открытках)