Использование тьюторских технологий в игровой деятельности подростков как эффективная методика развития коммункативной компетенции


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование тьюторских технологий в игровой деятельности подростков как эффективная методика развития коммункативной компетенции
Автор: Бадретдинов Сагит Валиахметович

Использование тьюторских технологий в игровой деятельности подростков как эффективная методика развития коммункативной компетенции.Бадретдинов С.В.,магистрант 2-го года обучения факультета психологии,Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы,переводчик официального бюро переводов «Агидель»,учитель английского языка. Одной из приоритетных целей государственной программы и политики в сфере образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, социального заказа, современным потребностям общества и каждого гражданина Российской Федерации. Реализация данной цели требует решения следующих приоритетных задач: реализация инновационного характера базового образования и внедрение инновационных педагогических технологий; модернизация учреждений системы образования как инструментов социального развития; создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров; формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей. Для реализации вышеуказанных задач государства и общества немалую роль в обучении и воспитании играет коммуникативная компетентность личности и гражданина.В настоящее время существует много методов и технологий, позволяющих развивать коммуникативную компетентность: игровые технологии, проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии, технологии модульного обучения и др. В последние годы все более широкое распространение в практике обучения иностранным языкам находит метод игровых технологий, который позволяет решать задачи развития творческих возможностей обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, и применять их для решения познавательных и практических задач. На наш взгляд игровые технологии являются лучшим условием для развития коммуникативной компетенции.Игра как явление иногда противопоставляется "труду" и характеризуется как вид деятельности, который по сути, неважен, тривиален и не имеет какой-либо серьезной цели. Примечательно, что игровая деятельность часто рассматривается в свете того, что делают только дети, как элемент взросления личности. Но с нашей точки зрения, игровая деятельность во всем своем богатом многообразии является одним из высших достижений человечества, наряду с языком, культурой и технологией. Значение игры как эффективного средства развития личности высоко оценивается исследователями. [1, c.4] Значимая взаимосвязь игры с интеллектуальными достижениями и эмоциональным благополучием человека также свидетельствует актуальность данной проблемы на сегодняшний день [2, c.101-102].Игра как форма деятельности в различных учебных, речевых, жизненных ситуациях направлена в первую очередь на воссоздание и усвоение общественного опыта. В целом, игра с древних времён выступает как форма , как школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения и применения в жизнедеятельности. Исторически одной из целей игры являлась выработка необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей. И по сей день игровая деятельность не утратила своей актуальности.Общеизвестно, что естественное и непреодолимое стремление детей к игре с большим успехом используется в педагогической практике. Существуют научно обоснованные игровые методики и технологии, рассчитанные на детей разного возраста. Основным отличием игры как метода обучения является наличие чёткой цели. Конкретное содержание и формы игрового процесса очень разнообразны и определяются рядом факторов.Игровые технологии широко применимы при тьюторском сопровождении процесса развития личности и коммуникативной компетенции. Тьюторское сопровождение как метод помощи в обучении существовал с давних времен и имеет глубокие корни. По существу тьюторское сопровождение - это древняя педагогическая и дидактическая технология. Ещё в период Древней Греции во времена Платона и Сократа дети из аристократических семей получали образование индивидуально или в малых группах мастеров. Метод Сократа, еще известный как «сократовский диалог», способствовал тому, чтобы помочь ученику прийти к правильному выводу в ходе беседы. И по сей день этот метод используют как педагоги, так и психологи. В Средние века дети дворян и зажиточных людей получали образование фактически от тьюторов того времени – гувернанток и учителей. Дети из менее обеспеченных семей часто становились подмастерьями, чтобы освоить те или иные ремесла или навыки от мастеров, что является аналогичной формой обучения. При определенных обстоятельствах игра становится лучшим средством развития личности и языковой компетенции обучающегося на иностранном языке. Это объясняется рядом причин.Во-первых, игровые технологии предполагают дружественную, легкую, непринужденную обстановку. Через игры люди имеют возможность экспериментировать, открывать и взаимодействовать со своим окружением. Ролевые игровые диалоги в такой ситуации служат отличным фундаментом для эффективного развития коммуникативной компетенции при изучении иностранного языка во взаимодействии с тьютором. В нашем опыте тьюторского сопровождения мы используем примеры из жизненных ситуаций, способствующие активному взаимодействию и общению на иностранном языке. Подобными примерами могут служить речевые модели различных ситуаций (роль продавца и покупателя, таможенника на паспортном контроле и путешественника, официанта ресторана и посетителя и т.д.).Во-вторых, игровые технологии обладают мощным мотивационным стимулом при изучении иностранного языка и развитии коммуникативной компетенции во всех возрастных группах обучающихся, в особенности это касается подростков. В этом случае, мы используем игры с заранее заданными ситуациями, решение коммуникативных задач посредством поиска информации в заданных игровых условиях, построение логических цепей и догадок в поисково-игровой деятельности. В нашей практике тьюторского сопровождения мы используем такие игры, как «Угадай известную личность», «Сориентируйся в городе», «Где спрятан клад?», которые позволяет обучающимся на конкретных ситуациях и примерах вырабатывать навыки общения. В-третьих, игровые технологии способствуют развитию памяти, воображения, «лингвистического чутья», что является незаменимым элементом эффективного усвоения иностранного языка и развития разносторонней личности.Таким образом, игровые технологии в тьюторском сопровождении развития личности при обучении иностранному языку становятся эффективным средством освоения обучающимися как коммуникативных, так и интеллектуальных компетенций.Список использованной литературы:
  • Whitebread D., Basilio M., Kuvalja M., Verma M.. The Importance of play. University of Cambridge. c.4. URL: .eu/IMG/pdf/dr_david_whitebread_the_importance_of_play.pdf
  • Harwitz S.C. To be successful: let them play! Child Educ. 2003. c. 101-102