Специфика стихотворной речи. Основные составляющие выразительного чтения.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Специфика стихотворной речи. Основные составляющие выразительного чтения.
Автор: Поселеннова Наталья Александровна

Автор работы : учитель начальных классов МБОУ СШ №47 города Ульяновска Поселеннова Наталья Александровна.Специфика стихотворной речи.Основные составляющие выразительного чтенияХудожественная литература- искусство слова. С помощью слова писатель не только передаёт свои мысли читателю, но и воздействует на его чувства. Это достигается богатством и выразительностью языка писателя, умением найти слова, передающие с наибольшей точностью самые тонкие переживания. Художественная литература- важнейшее средство эстетического воспитания, обогащающего человека пониманием красоты жизни и искусства. Одно из основных мест в изучении литературы, занимает внимательное чтение лирических произведений. А, вообще, в литературоведении различают две системы художественного строения текста : прозаическую и стихотворную. Что же такое стихотворение? Краткий толковый словарь даёт такое пояснение:Стихотворение- это небольшое литературное произведение, написанное стихами.А Л.И. Тимофеевым стихотворение определяется как « особый тип речи, своеобразная выразительная система, существенно отличающаяся и от обиходной речи, и от художественной прозы. Естественно, что стихотворная речь имеет свои существенные признаки». Л. И. Тимофеев отмечает, что вряд ли можно выделить один какой- либо решающий из них. В качестве такого единственного ведущего признака даже нельзя признать рифму, т.е. созвучие стихотворных строк, поскольку существуют так называемые белые стихи, для которых рифма не характерна. Лучше будет сказать о них в их совокупности.Особую значимость для организации стихотворной речи имеет ритм, который характеризуется повторяющимися элементами, чередованием ударных и безударных слогов в строке. Следует выделить и такую особенность стиха, как его повышенную эмоциональность, которая имеет выражение в эмоционально окрашенной интонационной системе. Особую роль в строении стиха играет его размер, выбранный автором для написания. В начальной школе оно не даётся или же просто изучается как ознакомление.1. Хорей- это стопа с первым ударным слогом. Стопа- деление на 2- 3 слога.По дороге зимней скучнойТройка борзая бежитСтихи, написанные хореем, окрашены в очень оживлённый весёлый тон, но к бодрому тону может примешиваться и грустный оттенок.2. Ямбдвусложная с ударением на два слога.3. Трёхсложная стопа. 3-хсложная стопа с ударением на первом слоге - это дактиль. Стихотворение, построенное дактилем, течёт плавно, медленно, с некоторой величественностью.4. Трёхсложная стопа с ударением на втором слоге это- амфибрахий.5. Ударение на 3 слоге- анапест.Его характер порывен, стремителен. Рифмы бывают трёх видов.Мужская рифма – это последний слог ударный.Женская рифма - это последний слог неударный.Дактилический – два последних слога неударные.Строфа – это стихотворные строки, объединённые общей системой рифмовки. Обычный 4 строки : 1). а Парная рифмовка (первая строка рифмуется со второй, третья с а четвертой). б б 2). а Перекрестная рифмовка ( первая строка рифмуется с третьей, б вторая с четвертой.) а б3) а Кольцевая или охватывающая рифмовка (первая строка б рифмуется со второй, третья с четвертой.) б а Выбор языковых средств строения стиха позволяет глубже передать чувства и эмоции, напоминающие душу автора. А использование языковых изобразительных средств, делает их более яркими, глубокими, красивыми. К языковым изобразительным средствам языка, которые изучаются в начальных классах, относятся: эпитеты, сравнения, метафора, аллитерация, олицетворение, антитеза, гипербола.Со всеми этими изобразительными средствами мы начинаем знакомство на уроках развития речи, во втором классе по программе 1-4. А вот отрабатываем их уже на уроках литературного чтения, при изучении « Поэтических тетрадей». Что же обозначает каждое из этих понятий?Сравнения – обороты речи соединённые союзами как, словно, будто: … « Носит одуванчик, жёлтый сарафанчик… … « Передо мною белый гриб, стоял как вежливый ребёнок…»Метафора – перенесение с одного предмета на другой.Пример: солнышко улыбнулось, в листьях вялых и сонных загорелый подсолнух.Эпитет – слова, определяющие характерные признаки предметов. « Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду…» « Милая, добрая, старая, нежная с думами грустными…»Олицетворение – неживые предметы выступают как живые …Месяц, всадник унылый уронил повода… … Проплясал, проплакал дождь весенний..Антитеза – противопоставление образов, понятий, создающий эффект резкого контраста.Аллитерация - приём звукописи. « Грохочет небо словно гром…».Знание изобразительных средств, обогащает язык учащихся, развивает речь: делает её связной, интересной, правильной. Беседу по литературному произведению нужно ориентировать на разбор лирического героя, раскрытие образа поэта, меру его мыслей и чувств, поскольку идея лирических произведений состоит в воплощении определённых раздумий, настроений. При воплощении в процессе анализа и синтеза самостоятельных заданий, необходимо делать пометы для создания зрительных раздражений, направленных на запоминание. Их можно выполнять: а) карандашом в тексте; б) на подкладных листах на кальке; в) на полиэтиленовой плёнке; г) в тетрадях по литературному чтению. Они не обязательны, но ведение в них интересно детям, т.к. это не только записи, но и рисунки, схемы, планы.Интересной в этой работе является тетрадь « Тетрадь, с которой я расту», которая ведётся с первого класса, и начинается с рисунков, а продолжается как читательский дневник.У детей младшего школьного возраста в силу их пассивного реализма и недостаточной сферы мироважности абстрактного мышления, снижена потребность в анализе прочитанного, поэтому необходимо стремиться к последовательному использованию при анализе разных видов работ, синтетического характера, особенно игровых, которые опираются на образное мышление.Необходимо помнить, что , когда вводить средства речевой выразительности - решает сам учитель, в зависимости от особенностей класса. Но вот некоторые рекомендации по ознакомлению с языковыми изобразительными средствами:Сравнения. Вводятся во втором классе (1-4) при работе над произведением Жуковского « Мальчик с пальчик».Метафора. Её раскрытие целесообразнее провести на загадках, где ярко выражено её значение скрытого сравнения.Эпитеты. Следует помнить и различать их, и простые прилагательные, которые обозначают обычные признаки, а эпитеты вносят дополнительные качества, оттенки. Хорошо идёт их раскрытие на произведениях Плещеева « Мой садик», Пушкина « У лукоморья», « Вот север тучи нагоняя», « Зима, крестьянин торжествуя…».Антитеза. На стихе Маршака С. Я. «Отец».Гиперболу лучше всего ввести на изучение былин, т. к. встречается она в стихах редко.Звукопись на стихотворении С.А. Есенина « Берёза», будет раскрыта наиболее ярко.Инверсия. ( аналогично п. 6)Иносказания. Вводятся 3кл.(1-4);Аллегория 4 кл. (1-4) на баснях.Олицетворение. Ярко показано в известном стихотворении « Зима недаром злится», тут же и хорошо можно раскрыть приём антитезы - противопоставление « Зимы» и « Весны».Знание языковых средств построения стихов, и изобразительных средств, ещё не говорит о том, что ребёнок может читать выразительно.Выразительное чтение- это совокупность правильного употребления техники. речи.Дыхание – является основой, базой речеобразования. Различают дыхание обычное – вдох, выдох, остановка; фонационное ( звукообразовательное) – вдох, остановка, выдох.Кроме того, различают следующие виды дыхания: ключичное ( плечевое), грудное( рёберное), диафрагменное( брюшное), реберное- диафрагменное. Этот последний тип мастера называют правильным или поставленным. Правильное дыхание- это дыхание свободное, глубокое, частое (но не учащённое), незаметное, автоматически подчинённое вам чтецам. Чтобы научиться распределять дыхание, надо научиться выполнять следующие требования:- вдыхать глубоко носом и ртом- вдыхать бесшумно незаметно- не перебирать дыхание при вдохе- пополнить запас воздуха при малейшей возможности ( и незаметно!)- не задерживать дыхание в паузах- не расходовать весь запас воздуха, чтобы не захлебнуться.Правильное фонационное дыхание состоит в умении незаметно пополнять и экономно расходовать запас воздуха. Для этого следует использовать дыхательные упражнения, которые также помогают увеличивать общий объём запаса воздуха, заполняющего лёгкие. Например:1.Вдохи, выдохи как лёгкий ветерок; как сильный ветер; как порывистый ветер.2.Считать от 1 до 10 на выдохе и наоборот.3.Сели, спинки выпрямили, положили правую ручку на верхнюю часть живота, почувствовали нижний край рёбер. Вдох – плечи неподвижны (3-4р.).4.Чтение скороговорок на выдохе.5.Прослушивание образцового чтения.6.Вдохнули - на выдохе произносим звук, кто дольше.7.Выдуем мыльный пузырь. И т. д.Голос. В быту различают голоса сильные и слабые, высокие - низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие – ворчащие и т. д. Бытовая классификация указывает на отличительные качества голоса: сила, объём, чистота, характер, окраски.Степень силы голоса зависит от степени напряжения речевого аппарата. Умение пользоваться голосом состоит в способности заполнять звуками помещение. Чем больше помещение, тем сильнее должен звучать голос. Богатство голоса во многом определяется объёмом, регистровым диапазоном. Чем шире голосовой диапазон, тем богаче голос. Развитию голоса способствуют речевые гимнастики. Пример:1.Призноси слоги пра, пры, при, кру, кре, - а) в средней тональности, б) очень тихо, в) очень громко, г) как медвежонок, д.) как зайчик пищит.2.Бросаем /З./ так чтобы он летел далеко, а левой рукой ловим / с /. З С С З А О О АРазличные виды речевых и дыхательных гимнастик и упражнений см. в Приложении.Дикция. Произношение чистое, чёткое, разборчивое, со строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения – это всё и включает в себя понятие дикции.Для формирования такого произношения хорошо использовать чистоговорки, упражнения в громком чтении под контролем учителя, анализ чтения учащихся.Выразительное чтение не состоится без совокупности техники речи с логикой речи (логические паузы, логические ударения, темп, логическая мелодия).Логические паузы. Различают паузы логические, психологические, физиологические, ритмические… Паузы делают речь естественной, чёткой, выразительной. Они не только расчленяют речь, но и объединяют её: слова, находящиеся между паузами, приобретают смысловое значение – единство. Логические паузы совпадают со знаками препинания или могут быть между подлежащими и сказуемыми, перед союзами и, да, при инверсии. « Черёмуха душистая С весною расцвела/ И ветки / золотистые, Что кудри / завила!/»Нет логических пауз при :- обращениях, стоящих в конце или середине слова;- при вводных словах;- при коротких сочетаниях слов.Ритмические ставятся в конце каждой стихотворной строки. Психологические паузы ставятся: 1) перед словами, передающими напряжение, необычное состояние, неожиданное действие «… вот - вот сейчас, сверкнув, раскину крылья/ и улечу/. / А.А. Фет « Бабочка» 3кл./2) перед словами, которые особенно хочется выделить, запечатлеть в сознании «… Край родной / долготерпенья/, край ты/ русского/ народа!» / Ф. И. Тютчев 3 кл./3) при передаче состояния раздумья, растерянности, припоминания, перед началом произведения. « Птичка!// Нам жаль/ твоих песенок/ звонких!// Не улетай от нас прочь…»Логические ударения. Станиславский говорил: « Ударение – это любовное или злобное, почтительное или презрительное, открытое или хитрое, двусмысленное, саркастическое выделение ударного слога или слова». Логическое ударение – это выделение голосом наиболее важного в смысловом отношении слова или группы слов. Теоретически ударение имеет три измерения: сила, высота, долгота. Определяя в поэтической фразе слова, выделяемые силой голоса, необходимо установить степень силового нажима ( нарастание или спад силы звучания). Пример у Крылова: « У сильного всегда бессильный виноват». Тональным контрастом подчёркивается и то и другое. Логическим ударением обычно выделяются следующие категории слов и словосочетаний: 1) новые понятия, явления, действующие лица, о которых говорится впервые: « О Киев – град, где с верою/ святою,… ( И. И. Козлов).2) слова, содержащие противопоставления: « Только с бурей поборолась Глядь! Опять в лучах горит». В. Г. Бенедиктов.3) имена существительные в р.п., сочетающиеся с именами существительными в и.п. « У него России очи, Слух, и дума, и язык» ( В. Г. Бенедиктов)имена существительные, стоящие после имён прилагательных: « Незримый жаворонок поёт…» (Е. А. Баратынский)5) прилагательное или несколько имён прилагательных, стоящих после имени существительного: « И нынче жадно поверяю Мечту любимую мою» ( Некрасов).6) обобщающий словарь: « Учись у них – у дуба у берёзы…» ( А.А. Фет)пояснения при глаголе: « Не спрашивай: откуда появилась?» ( А.А.Фет «Бабочка»)слова-сравнения: « Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный». (И.А.Бунин « Листопад»)9) при перечислении или повторах, ударение падает на каждое слово(см.п.8)10) обращения, стоящие в начале фразы: « Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких! Не улетай от нас прочь…» (А.Н.Плещеев « Дети и птичка»)11) слова, выражающие короткое, быстрое действие: брык, хвать, спок12) слова, передающие вопрос: « Перед кем себя ты унизила? Кому в чёрный дело низко кланялась?» (И.С.Никитин «Русь»)Логическое ударение не падает на прилагательные и местоимения, за исключением противопоставлений и п.5. Обучая учащихся правильной расстановке ударений, следует помнить слова Станиславского: «Когда фраза лишена ударений или перегружена ими, речь теряет всякий смысл. Речь без ударения безжизненна. Часто ударение является ключом к разгадке скрытого смысла. Задача ударения не уродовать, прояснять внутренний смысл фразы. Интуиция грамотнее нас, она и без законов иногда говорит почти правильно. Но когда мы пользуемся не своими собственными, а чужими словами, приходится следить за ударениями, потому что в чужом тексте мы безграмотны».Темп. Важным средством логической выразительности является скорость речи - темп. Он замедляется, либо ускоряется за счёт растяжения или уплотнения времени, необходимого для произношения слов и осуществления пауз. Он зависит от жанра произведения и характера изображаемых в нем картин. Ярко можно проследить его на произведениях А.С.Пушкина «Зимнее утро», «Зимний вечер».Логическая мелодия. Повышениями и понижениями голоса, увеличением и уменьшением его громкости и силы, ускорением и замедлением темпа создается логическая мелодия фразы или её части, звена, перепада. С логической мелодией связаны паузы, расчленяющие текст на части. Паузы во взаимодействии с логической мелодией отражают степень законченности речевого звена, фразы. Логическая мелодия в большей степени определяется знаками препинания. В процессе ознакомления с техникой выразительной речи, учащиеся знакомятся и с партитурными знаками. Следует помнить, что правила составления партитуры условны, т.к. исходят из индивидуальных чувств. Партитурные знаки, которыми должен владеть учащийся начальных классов: 1. _________ логическое ударение 2. / пауза короткая // пауза длинная3. повышение, понижение голоса4. монотон5. при ударном словеСоставление партитуры текста можно и удобно производить на целлофане ( плотном, чтобы можно было исправить), кальке, т.к. легко сопоставить её со словами, способом наложения на текст. Можно проводить в тетрадях по чтению.В начальных классах учащиеся практически знакомятся с рифмой и ритмом, логическими паузами, ударениями, языковыми изобразительными средствами.Таким образом, анализируя основные признаки стихотворной речи, можно выделить главную черту, отличающую её от прозы: постоянство однородной, эмоционально окрашенной, интонационной системы, в отличие от прозы, где перед нами переменная интонация, где каждая фраза имеет свою логически мотивированную интонацию, не повторяющуюся в последующих фразах. « Обращение к стихам,- пишет Л.И.Тимофеев,- есть своего рода заявка на эмоционально окрашенную речь». Учитывая эту особенность, целесообразно обратить внимание младших школьников на то, что в стихотворении поэт выражает свои чувства, переживания, вызванные картинами природы, общественными явлениями, встречей с близкими, дорогими людьми. Одна и та же картина природы у разных поэтов может вызвать разные чувства, и стихи получают разную эмоциональную окраску, радость, грусть, сострадание, тревогу. Стихотворные произведения, подобно прозаическим, делятся на эпические, лирические и драматические. Для эпических стихотворений характерно наличие сюжета, т.е. системы событий в их развитии. В центре эпических стихотворений образы-персонажи. Всё это роднит эпическое стихотворение с рассказом, повестью и обусловливает общность методических положений, определяющих анализ эпического стихотворения и прозаического рассказа. Анализ эпического стихотворения направлен на выяснение сюжета ( развитее действия), раскрытие особенностей действующих лиц, идеи произведения, его художественного своеобразия. Допускается деление его на относительно законченные части, составление плана, чтение в лицах. Социально-политическая лирика также передаёт авторское отношение к окружающему миру. В процессе анализа таких стихотворений выясняется, как, с помощью таких изобразительных средств, автор описал то или иное событие, какими словами выразил свои чувства, к чему он призывает в стихотворении. Учащиеся, под руководством учителя, определяют и главную мысль стихотворения, учатся читать выразительно. Однако, особое место в своей работе, я хочу отвести работе над лирическими пейзажными стихотворениями, в которых предметом изображения становятся переживания, чувства человека. Это не означает, что в эпическом произведении они отсутствуют, а в лирическом не изображаются жизненные картины. Нет, и в лирическом, и в эпическом произведениях возможно изображение того и другого.Своеобразие лирического произведения в том, что переживания, внутренний мир героя-это то центральное ведущее, что составляет лейтмотив изображаемого. Переживания могут быть обусловлены картинами природы, общественными явлениями, политическими событиями, философскими размышлениями о сущности жизни. С учетом тематики жизненного материала, вызвавшего те или иные переживания, в литературоведении лирика классифицируется на пейзажную патриотическую, философскую. В книгах для чтения в начальных классах представлена, главным образом, пейзажная и социально-политическая лирика. Начиная подробное описание методики работы над лирическими стихами, нельзя упустить филологические основы восприятия стихотворных произведений младшим школьникам.