«Как звери в лесу зимуют»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Как звери в лесу зимуют»
Автор: Мельникова Наталья Михайловна

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Как звери в лесу зимуют» Цель: Закрепить знания детей о том, как зимуют звери в лесу, их характерные признаки внешнего вида, повадки, образ жизни зимой. Уточнить понятие детей – «Дикие животные». Учить детей различать следы животных.Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.Воспитывать любовь к животным, стремление помочь им в трудных условиях.Интеграция:  речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.Методические приёмы: беседа-диалог, загадывание загадок, рассказ, рассматривание, игровое упражнение, слушание звукозаписи.Демонстрационный материал:Презентация, звуковые эффекты (хруст снега, вой волков, рёв медведя); набор предметов для угощенья зверей; набор картинок животных для дидактической игры «Четвертый лишний», мнемотаблица рассказа о диких животных, ватман с изображением леса, набор картинок животных для коллажа «Кто где живет?» Оборудование: оформление в зале зимнего леса, скамейки, ноутбук, мультимедийный проектор, проекционный экран, мольберт.Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о природе, чтение сказок о животных, отгадывание загадок, рисование лесных обитателей, беседы о правилах поведения на природе. Ход занятияДети входят в зал, и садятся за столы.Воспитатель: Ребята послушайте внимательно стихотворение.Белый снег пушистый в воздухе кружитсяИ на землю тихо падает, ложится.И наутро снегом поле забелело,Точно пеленою все его одело.Темный лес – что шапкой принакрылся чуднойИ заснул под нею крепко, непробудноВоспитатель: Скажите, о каком времени года говорится в стихотворении?Дети: В стихотворении говорится о зиме.Воспитатель: А какое время года у нас сейчас?Дети: У нас сейчас зима.Воспитатель: После, какого времени года к нам приходит зима?Дети: Зима приходит после осени.Воспитатель: Назовите мне, пожалуйста, признаки зимы?Дети: деревья без листьев, холодно, идёт снег, дует холодный ветер, солнце светит, но не греет, уменьшился световой день, люди надели тёплую одежду.Воспитатель: - Какие месяцы зимы вы знаете? Назовите мне их по порядку?Дети: декабрь, январь, февральВоспитатель: В старину ребята декабрь называли «Хмурень», как вы думаете почему?Дети: потому-то, что он хмурый бессолнечный месяц, дни короткие ночи длинные и смеркается рано.Воспитатель: Январь в старину называли «Лютень» почему?Дети: потому, что в этом месяце лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег.Воспитатель: А февраль называли в старину «Снеговеем»,Почему?Дети: потому, что кружатся метели и вьюги, заметая леса и поля.Воспитатель: А теперь давайте с вами вспомним зимние народные приметы?1. Дым с столбом - к морозу.2. Если зима снежная - то лето дождливое.3. Кошка клубком - к морозу.4. Воробьи дружно чирикают - к теплу.5. Сильно блестят зимою звёзды - тоже к морозу.Воспитатель: Всё правильно, вот какая зимушка зима.- Ребята, сегодня утром я получила письмо для нашей группы. Хотите узнать что там?Дети: - Да.Воспитатель: - Давайте почитаем. «Здравствуйте, ребята! Я старичок-лесовичок, отправил вам письмо, потому что не знаю больше к кому обратиться за помощью. На землю пришла белая и холодная зима, с лютыми морозами и холодными вьюгами. Лес уснул, потонул в снегу. И спрятались под снегом плоды и семена, корни растений. Нет ни сочной травки, нет грибов и ягод, т.е. всего того, чем так любят питаться звери в лесу. Для них наступила суровая пора. Я пытаюсь им помочь, подкормить их, но один я не справляюсь. Как помочь им, ребята?»Воспитатель: - Ребята, как нам помочь лесным животным?Дети: Надо набрать еды и отнести им в лес.Воспитатель: Скажите, какие животные живут в лесу? Дети: В лесу живут: волк, лиса, заяц, белка, ежик, лось, дикий кабан т д. Воспитатель: Как назвать этих животных, одним словом? Дети: Дикие.Воспитатель: А почему их называют дикими?Дети: Потому что они живут в лесу и сами добывают себе пищу. И самостоятельно заботятся о своем потомстве.Воспитатель: Давайте поможем диким животным! Соберём корзинку с едой и отправимся в зимний лес. У меня на столе, смотрите морковка и капуста это для кого?Дети: для зайца.Воспитатель: А шишки и грибочек?Дети: для белочки.Воспитатель: А рыбка и косточка?Дети: для лисы и волка.Воспитатель: Сено, соль, кормушка и семечки?Дети: для лося и птиц.(Воспитатель убирает все продукты в корзину.)Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним правила поведения в лесу. Дети: нельзя рубить деревья, ломать ветки деревьев и кустарников, в лесу нельзя кричать, нарушать тишину леса, нельзя разорять гнезда, оставлять мусор.Воспитатель: - А на чём можно добраться до зимнего леса? (на лыжах)Мы с вами отправимся в лес на лыжах, потому что там очень много снега.- Думаю нам нужно потеплее одеться, ведь в зимнем лесу очень холодно.- Что нам нужно надеть?(Дети имитируют, что надевают штаны, куртки, валенки, шапку, варежки.)Воспитатель: Встаём на лыжи, берём в руки палки и корзинку с продуктами для зверей. Ребята идём строго друг за другом, чтоб нам не потеряться.(Дети встают и под «хруст снега» имитируют ходьбу на лыжах за воспитателем.)Воспитатель: Вот мы с вами и оказались в зимнем лесу. Посмотрите, какой красивый лес! А какой чистый воздух. Давайте подышим морозным, лесным воздухом. (Дыхательная гимнастика) Сколько здесь много снега. Лес как будто спит под пуховым одеялом. Может быть, в лесу никого нет? Исчезли все звери и птицы. Давайте присядем на старое поваленное дерево (скамейки) и отдохнём. Посмотрите, а на поваленных деревьях тоже лежит снег. Давайте, возьмем его в руки и положим на ладонь и сдуем его (дыхательное упражнение). Ну, а теперь, сядем.1. Смотрите! А вон там, чьи-то следы! (На слайде появляется изображение следов белки)- Как вы думаете, чьи это следы. Кто это?Ответы детей.- А чтобы узнать правильный ли вы дали ответ, послушайте загадку:Кто на ветке шишки грызИ бросал объедки вниз?Кто по елкам ловко скачетИ взлетает на дубы?Кто в дупле орехи прячет,Сушит на зиму грибы?(Белка)(Воспитатель показывает слайд с изображением белки.)Воспитатель: Как называется домик белки?Дети: Дупло.Воспитатель: ……..расскажи нам о белке и о том, как белочка зимует. (Поставить на мольберт схему рассказа о диких животных)Ребёнок: Белочка не боится зимы. У неё очень тёплая шубка. Зимой она серенькая, а к лету станет рыжая. Она ловко прыгает по веткам. Белки едят ягоды, фрукты, орехи, грибы, могут питаться насекомыми, яйцами птиц. На зиму белка делает запасы, складывает в дупла, гнезда, под корой. Зимой она свои запасы ищет, но не всегда находит. Белок можно приручить и тогда они могут брать еду прямо с рук человека.Воспитатель: Ну, что оставим для белочки угощенье. (Шишки, грибочек.)2. - Ребята, чьи это следы?Ответы детей.- А чтобы узнать правильный ли вы дали ответ, послушайте загадку:Размером она с небольшую собаку,Но может, как волк, она броситься в драку.Стоячие уши и хищные зубы.Из меха пушистого рыжая шуба.Полевки лесные – объект ее пищи.Плоды, насекомых в лесу она ищетБоится ее вся домашняя птица.Как имя же рыжей плутовки? (Лисица) (Воспитатель показывает слайд с изображением лисы.)Воспитатель: ……., а что ты знаешь о лисе?Ребенок. Лиса – хищница, она очень хитрая, у нее пушистая рыжая шерстка и длинный хвост. Им она заметает свои следы на снегу. Залезает в любую нору в лесу и там живет. Лиса обнюхивает снег, ищет норки мышиные. Так мышами в основном и кормится всю зиму. Лиса запасов не делает, голодно бывает ей порой. Лиса, так же как и волк, всю зиму рыщет по лесу в поисках пищи.Воспитатель: Давайте и лисичке оставим угощенье (рыба).3. - Ребята, чьи это следы?Ответы детей.- А чтобы узнать правильный ли вы дали ответ, послушайте загадку:У косого нет берлоги,Не нужна ему нора.От врагов спасают ноги,А от голода — кора. (Заяц) (Воспитатель показывает слайд с изображением зайца.)- …….., расскажи ребятам, что ты знаешь о зайцах.Ребенок. Заяц меняет шубку два раза в год. Летом он серый, зимой – белый. Это для того, чтобы быть незаметнее для хищников. Заяц питаются корой деревьев и кустарников. У него очень много врагов: волки, рыси, лисицы, совы. Но нелегко догнать зайца. От врагов его спасают чуткие уши, быстрые ноги, косые глаза. Бежит заяц, петляет, запутывает свои следы. Но если враг его догонит, он будет отбиваться лапами и кусаться.Воспитатель: Надо оставить зайчику угощенье. Что мы ему оставим? ……, иди, достань с корзинки морковку и капусту и положи на пенек, прибежит заяц обрадуется.4. - Ребята, чьи это следы?Ответы детей.(Включить запись воя волков) Воспитатель: - Что это, дети?Дети: Это воют волки. (Воспитатель показывает слайд с изображением волка)Воспитатель: Вот поэтому зайка спрятался под кустом. Он волков напугался. Дети, сидите тихо, а то волки придут сюда. Они по лесу рыщут, свою добычу ищут. (Беседа о волках). А что …… знает о волках.Ребёнок: Волк к зиме не меняет цвета шубы, но она становится гуще и теплее. Живут волки в норах, которые называются - логово. По ночам они часто воют. Охотятся волки стаями на больных и слабых животных и поэтому их называют санитарами леса. Волк может за раз съесть до 10 кг мяса. Эти животные очень выносливые и без еды могут обходиться более двух недель.Воспитатель: Давайте ребята и для волка угощенье оставим. (Кость.)Воспитатель: Ну, что же, пойдем дальше пока волков не встретили.5. (Воспитатель показывает слайд с изображением берлоги медведя)- Ребята, посмотрите, а это что за гора, как вы думаете? (Берлога медведя).А что нам …… расскажет про медведя.Ребенок: Медведь самый крупный хищник. Его высота может достигать 3 метров. Летом он хорошо питается, любит мёд, ягоды, грибы, рыбу. Накапливает жир, потом устраивает себе берлогу, устилает ее сухим мхом и листьями. Спит в ней до самой весны. Если нечаянно потревожить медведя во время зимней спячки, он будет бродить по лесу очень злой. Такого медведя называют шатун. (Воспитатель показывает слайд с изображением медведя – шатуна) и включает звукозапись рева медведя. Воспитатель: – Такой проснувшийся зимой медведь очень опасен.Воспитатель: Ребята, а какие звери также как медведь впадают в спячку.Дети: Барсук, еж, суслик.Воспитатель: Ребята давайте пойдём дальше, чтоб не разбудить медведя.У нас в корзинке осталось еще лакомство для жителей леса. Посмотрите и скажите, кого мы угостим солью и семечками?Дети: Лося и птиц.— Да, лоси тоже не делают запасов, поэтому им приходиться тяжело зимой, они с трудом пробираются сквозь заснеженную чащу, по снегу, в поисках корма: раскапывают под снегом сухую траву, объедают тонкие ветки с кустарников и деревьев. Положим на пенёчек сена, соль.- Что для птичек зимой страшнее: холод или голод?Дети. Голод.Воспитатель: Правильно. Зимы у нас суровые, птицам холодно, но ещё больше они боятся голода. В городе птицам помогают люди, а как? Чем питаются птицы? (зерна, ягоды, крошки хлеба) Давайте мы им повесим кормушку и насыпем зернышек.Воспитатель: - Ну, вот вроде бы всё сделали, по лесу погуляли, свежим воздухом подышали, корм оставили, пора и в детский сад возвращаться. Не будем тревожить лесных зверей.(Дети под звукозапись «хруст снега» имитируют езду на лыжах.)Воспитатель: - Вот мы с вами и вернулись в детский сад, снимайте лыжи и теплую одежду.Рефлексия: - Ребята вам понравилось наше путешествие? Где мы с вами сегодня побывали? Что мы видели в зимнем лесу. А зачем мы ходили в зимний лес?Ребята зверей мы покормили теперь можно и поиграть. Физкультурная минутка «Весело в лесу»Зайцы утром рано встали, (Ходьба на месте)Весело в лесу играли. По дорожкам прыг-прыг-прыг! (Прыжки на месте)Кто к зарядке не привык? Вот лиса идёт по лесу. (Имитировать движения лисы)Кто там скачет, интересно? (Пожимание плечами)Чтоб ответить на вопрос, (Повороты головы вправо – влево,Тянет лисонька свой нос. уки на поясе, наклон вперёд)Но зайчата быстро скачут. (Прыжки на месте)Как же может быть иначе? (Рывки руками перед грудью)Тренировки помогают!И зайчата убегают. (Бег на месте)Вот голодная лиса (Поднять голову, посмотреть вверх)Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх)Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох)Садится, отдыхает. (Сесть на корточки)Воспитатель: - А теперь предлагаю сесть всем за столы. Сейчас я вам раздам карточки, на которых изображены различные животные. Вам нужно внимательно посмотреть на них и определить, кто из животных лишний? Лишнего нужно зачеркнуть карандашом. Дидактическая игра «Четвертый лишний»Цель: учить детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь.На картинку посмотри,Предмет лишний назовиИ свой выбор объясни.Проверить правильность выполнения задания. Спросить у ребят, почему они исключили именно это животное.- Я предлагаю вам создать творческую работу.Коллаж «Как живут звери в лесу»Цель: закрепить знания о животных и их повадках.Ватман с изображением зимнего леса. На столе картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т. д.) Предложить детям наклеить картинку с животным, согласно с его образом жизни зимой. Например: медведя в берлогу; белку на дерево, возле дупла; ежа в норку, зайца возле куста и т. д. Когда коллаж будет готов, попросить ребят коротко рассказать о том, чем же занимается животное на картине.Воспитатель: - Да, ребята, вижу, что вы хорошо знаете диких животных, которые обитают в лесу. Знаете их следы, повадки, чем питаются.Я думаю, что лесовичок видел нас в лесу и был доволен тем, что мы немножко помогли лесным животным и подкормили их.