ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ С ОВЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ С ОВЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
Автор: Касимцева Наталья Владимировна

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ С ОВЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ Н.В. Касимцева, воспитатель МКОУ начальная школа - детский сад№12, г. Тавда Для современного периода социального развития общества характерно отношение к здоровью, как к мере человеческих возможностей, способствующих самореализации, а к болезни или дефекту физического развития – как к одному из показателей здоровья человека в целом. Однако игнорирование нарушения в развитии или расстройства здоровья, снижение медицинской активности родителей по отношению ребенку и несформированность направленного на заботу о здоровье семейного поведения способствуют проявлению признаков ослабления и ухудшения здоровья в условиях увеличения учебной нагрузки на детский организм. Поэтому дети с ОВЗ особенно нуждаются во внимании педиатров и врачей-специалистов для проведения профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий.  В настоящее время формирование культуры здоровья, ЗОЖ находит отражение в педагогической теории и практике, однако, эта проблема мало исследована по отношению к дошкольникам с ОВЗ.Потому что большинство видов поведения, влияющих на здоровье, вызвано мотивами, непосредственно со здоровьем не связанными. Часто отмечается несоответствие между потребностью человека в здоровье и его усилиями, направленными на сохранение и укрепление своего физического и психологического благополучия. Наиболее устойчивым в сфере здоровья является поведение, обусловленное культурой, социальной структурой общества, социальными нормами и традициями.Сегодня в науке отсутствует единое определение ЗОЖ, что свидетельствует о сложной структуре этого феномена и необходимости междисциплинарного подхода к его изучению. Цель – формирование у детей дошкольного возраста с ОВЗ когнитивных и поведенческих представлений о здоровом образе жизни.Представления дошкольников с ОВЗ о ЗОЖ мы рассматриваем как особое специфическое новообразование личности, которое способствует формированию осознанного ценностного отношения к заботе о своем здоровье; пониманию взаимосвязи между состоянием здоровья и образом жизни; использованию навыков здоровьесбережения в самостоятельной деятельности. По нашему мнению, представления дошкольников с особенностями развития о ЗОЖ наиболее полно и всесторонне отражают их ориентировку в окружающем мире, обобщенные знания, семейные ценности, сформированность мыслительных операций. Здоровый образ жизни, с нашей точки зрения, можно характеризовать как осознанное поведение, адаптированное к влиянию сложного комплекса экологических, социальных, экономических, факторов окружающей среды с целью сохранения и укрепления здоровья при ценностном отношении к нему, достижения психологического комфорта, и направленное на всестороннее развитие потенциальных возможностей личности. Важно также найти тактичные формы вовлечения родителей в работу по здоровьесбережению детей и организации социально-педагогических условий формирования ЗОЖ в семье.Приведенные в научных трудах результаты изучения поведения, связанного со здоровьем, показали отсутствие общей позитивной ориентации на здоровье, потому что большинство видов поведения, влияющих на здоровье, вызвано мотивами, непосредственно со здоровьем не связанными. Часто отмечается несоответствие между потребностью человека в здоровье и его усилиями, направленными на сохранение и укрепление своего физического и психологического благополучия. Наиболее устойчивым в сфере здоровья является поведение, обусловленное культурой, социальной структурой общества, социальными нормами и традициями. Направления инновационной деятельности 
  • Разработка модели взаимодействия образовательного учреждения и семьи при формировании у дошкольников с ОВЗ представлений о ЗОЖ.
  • Определение направлений, содержания, методов, организационных форм и средств, способствующих здоровьесбережению и социализации детей.
  • Формированию у детей с ОВЗ представлений о ЗОЖ способствует модернизации воспитательно-образовательного процесса.Расширение пространства общения дошкольников с ОВЗ как нововведение в организацию воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Инновация охватывает организацию воспитательно-образовательного процесса в ОУ, разработку методического и дидактического сопровождения подготовки детей с ОВЗ к социализации и интеграции, модернизацию средств воспитательно-образовательного процесса.Конструктивное соединение модифицированных новшеств как средство достижения интеграционного эффекта при формировании у детей представлений о факторах ЗОЖ. В основе разработки находится комбинаторное нововведение – сочетание элементов ранее известных методик: 
  • использование нетрадиционных форм преподнесения материала (в ходе развития сказочного сюжета, путешествия и др.),
  • применение информационных технологий,
  • опора на непосредственный опыт детей,
  • активное включение дошкольников в предметно-практическую деятельность,
  • подведение к решению проблемных ситуаций.
  • Детско-взрослая проектная деятельностьРасширение арсенала адаптивных средств физического воспитания детей с нарушенным развитием.Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и психологов, работающих с детьми с ОВЗ, способствует укреплению здоровья дошкольников, улучшению их подготовки к школе.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
  • Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  • Болонина В.В., Дугинова Е.А., Еремина И.А. (сост.) Развитие творческих способностей детей с ОВЗ
  • Онучин Н. А. Дыхательная гимнастика для детей. М. : АСТ; СПб. : Сова, 2005.
  • Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников. Учет и коррекция. – М.: Просвещение, 2002.
  • Система образования для детей с проблемами в здоровье. Под ред. Л.Е. Курнешовой. – М.: Центр «Школьная книга», 2008.
  • Уварова Н.А. Организация сотрудничества с семьей в системе дополнительного образования детей: Методические рекомендации. Екатеринбург: ГОУ ДОД ЦДОД “Дворец молодежи”, 2005.