Статья
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья
Автор: Андреева Наталья Анатольевна
Активные методы воспитания как эффективное средство реализации ФГОСАдреева Наталья АнатольвнаВоспитатель ГБДОУ детский сад № 89 Фрунзенского района г.Санкт-ПетербургаЛюбая профессиональная деятельность должна быть основана на определенной научной теории, истинность которой доказана, - теории единой, общепризнанной и применяемой всеми. Каждый профессионал должен обладать определенным набором умений и навыков, необходимых для работы в этой сфере. Таким образом, определенные стандартные требования в области профессиональной деятельности предъявляются к каждому, и тот, кто не соответствует этим требованиям, не может считаться профессионалом.В сложном и динамичном педагогическом процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных задач воспитания способствующие гармоничному развитию личности. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами воспитания.Изучение основных методов воспитания позволят мне усовершенствовать свои знания в области педагогики и помогут в решении повседневных задач, связанных с управлением поведения детей, воспитания в них социально значимых качеств.Используя множество учебной литературы, разнообразных статей и докладов, мне удалось раскрыть само понятие метода, выделить среди огромного множества наиболее значимые из них, проверенные многолетним опытом педагогов-практиков, теоретически и практически доказанные.В результате работы над материалом я выявила главное - цель нормального воспитания состоит не в том, чтобы ребенок слушался какого-то, пусть самого прекрасного учителя, а в том, чтобы он слушался себя.Как же его научить этому? Человек не может научиться поступать правильно, если не дать ему возможности делать ошибки. Однако роль воспитателя состоит в том, чтобы, с одной стороны, исключить возможность серьезных, роковых ошибок, и здесь, несомненно, возможно и нужно применять принуждение в какой угодно форме; с другой стороны, в том, чтобы облегчить путь научения, ускорить его.Ж. Ж. Руссо пишет: «Закаляя - готовишь счастливого человека; балуя, оберегая - готовишь несчастного». Легко видеть, что этот совет - не что иное, как частный случай правила контрастов. К сожалению, многие люди не знают о правиле контрастов и грубо нарушают его, обрекая тем самым своих детей на неминуемые страдания.Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что методы воспитания должны перекликаться друг с другом, и чтобы умело пользоваться всеми приёмами нужно тщательно их всех изучить, но и этого будет недостаточно, ведь каждый отдельный ребенок- это в первую очередь личность, которая требует индивидуального подхода, индивидуального метода воспитания.Метод воспитания (от греческого «методос» -- путь) -- это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса.В педагогике единой трактовки этого понятия нет. В одном из учебников читаем: «Под методом... воспитания понимается то средство, при помощи которого воспитатель вооружает детей, подростков и юношей твердыми моральными убеждениями, нравственными привычками и навыками и т.д.» Как видим, понятие метода в этом определении смешивается с понятием средства.В другом пособии метод воспитания определяется как совокупность способов и приемов формирования у учащихся тех или иных качеств. Однако и эта определение является слишком общим и не делает ясным данное понятие. К тому же как в первом, так и во втором определении упускается из виду то, что, как уже отмечалось, воспитанника нельзя ничем «вооружить» и нельзя ничего у него сформировать без его собственной активности в работе над собой. Как же в таком случае подойти к более правильному осмыслению понятия метода воспитания?Прежде всего вспомним, что личность развивается только в процессе разнообразной деятельности. Это в полной мере относится и к формированию отношении личности (личностных качеств) как предмета воспитания.Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы.Методы воспитания и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других - как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного учебно-воспитательного процесса.