«Самообразование и самосовершенствование как основа моего профессионального роста»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Самообразование и самосовершенствование как основа моего профессионального роста»
Автор: ОЩЕПКОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА
Воспитание как социокультурное явление и педагогический процессПрактико-ориентированный проект«Самообразование и самосовершенствование как основа моего профессионального роста»ВведениеВ процессе перехода школы на использование современных технологий обучения и воспитания, способствующих повышению качества образовательного процесса, меняется работа по совершенствованию профессионального мастерства учителя. Учитель должен включаться в режим развития, одним из компонентов которого является процесс самообразования. Актуальность исследованияСовременное образование, системные изменения, особенно значимо проявляется в период смены образовательной модели, в условиях перехода к непрерывности образования и глобальной информатизации. Главной проблемой образования становится обеспечение высокого качества образования, что невозможно без решения проблемы профессионального роста педагога. Новые целевые установки заставляют акцентировать внимание на процессе самообразования учителя.Новизна исследованияЗаключается в том, что была сделана попытка разработать траекторию непрерывного образования и профессионального роста педагога.ЦельОпираясь на результаты научных исследований по проблеме самообразования, разработать основные подходы к своему профессиональному росту.ЗадачиВыявить требования к личности и профессиональной деятельности современного педагога и определить сущность понятия «личностно-профессионального роста» педагога.Определить тенденции и особенности самообразования педагога в современных условиях развития системы образования.Обосновать средства и условия, обеспечивающие личностно-профессиональный рост педагога в процессе самообразования.Наметить пути эффективного управления процессом профессионального роста педагога.Открыть новые возможности самообразования. Нацелиться на творческий подъем и эффективную реализацию педагогических идей.ГипотезаСамообразование педагога становится условием его личностно-профессионального роста, если:самообразовательная деятельность имеет концептуальное обоснование, осуществляется как непрерывный процесс, содержание которого направлено на самопознание и самосовершенствование себя как педагога, человека, личности, индивидуальности, на овладение инновационными образовательными идеями и технологиями, а также способами творческой педагогической деятельности;система самообразования способна порождать личностные ценности и смыслы профессии и жизни; наполнена личностно значимым содержанием; регулируется принципами субъектности, профессионализма, творчества, индивидуализации;реализуется комплекс педагогических условий, которые обеспечивают эффективное функционирование самообразовательной деятельности: конструирование программы самообразования, моделирующей профессионально-творческую деятельность педагога; реализация ценностно-смысловых и деятельностно-рефлексивных механизмов его личностно-профессионального роста.Методы исследованияанализ литературы по изучаемой проблеме, анализ учебных программ;обобщение педагогического опыта;наблюдение, беседы;анализ продуктов деятельности педагогов.Самообразование. Характеристика процессаСамообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой- либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя - определение Ожигова.Педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и уточнять свои знания, осуществлять анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.Самообразование будет продуктивным, если в процессе реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию; учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно является открытым для изменений; педагогическая рефлексия станет необходимым атрибутом учителя-профессионала; программа профессионального развития учителя будет включать в себя исследовательскую, поисковую деятельность; если будет осуществляться взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.Профессиональное самообразование – динамический и непрерывный процесс. Существуют различные подходы к классификации стадий профессионального роста учителя. В классификации Р.Фуллера выделяется три стадии:стадия «выживания» - на первом году работы в школе;стадия адаптации и активного усвоения методических рекомендаций – 2-5 лет работы;стадия зрелости, наступающая, как правило, через 6-8 лет и характеризующаяся стремлением переосмыслить свой педагогический опыт, желанием самостоятельных педагогических исследований.Первый этап отмечен личными профессиональными проблемами. Формируется представление о себе как профессионале, возникает острая потребность разобраться в себе как специалисте. Второй этап характеризуется вниманием учителя к своей профессиональной деятельности. Третий этап отличается возрастанием творческой потребности. Представление о себе и педагогической деятельности требует обобщения и анализа.Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:Ежедневная работа с информацией (при подготовке к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации).Желание творчества. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же поурочному плану или сценарию. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение и соответственно очень часто создают образ учителя как «несовременного человека».Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим » или «плохим».Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, надбавки – это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться. При выборе темы самообразования важно помнить, что она должна соответствовать методической теме образовательного учреждения. Тематикой самообразования также может быть: одна из годовых задач ОУ; проблема, которая вызывает у педагога затруднение; пополнение знаний по уже имеющемуся опыту. Формы самообразования учителя:индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня;коллективная, направленная на активное участие группы педагогов в методической работе.Следующий этап - создание плана самообразовательной работы. Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно. В личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.Источники самообразованияПедагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.Источники информации:ТелевидениеГазеты, журналыЛитература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)ИнтернетВидео, аудио информация на различных носителяхПлатные курсыСеминары и конференцииМастер-классыМероприятия по обмену опытомЭкскурсии, театры, выставки, музеи, концертыКурсы повышения квалификацииПутешествияВ общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.Результаты самообразования учителя на некотором этапе: повышение качества преподавания предмета. разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования.апробирование новых форм, методов и приемов обучения.доклады, выступления.разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей.разработка и проведение открытых уроков.создание комплектов педагогических разработок.проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, по исследуемой теме.Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом, как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.Основными критериями самообразования учителя являются:эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности школьников).творческий рост учителя.внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс.ЗаключениеРазнообразные формы повышения уровня квалификации педагогов: курсы повышения квалификации, участие в методических объединениях, учеба в институте, конкурсы профессионального мастерства способны вывести на уровень активного саморазвития. Однако, наиболее эффективной формой зарекомендовала себя система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса. Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации педагога.Самообразование становится источником профессионального роста учителя лишь в той мере, в какой оно является объектом рефлексии (самоанализа и активного осмысления состояния и действий индивида). Современную школу создает учитель творческого типа, способный к реализации своих потенциальных возможностей, приоритетом которого является внутренняя, содержательная мотивация. Самообразование, и как следствие, профессиональный рост педагога становятся основой для эффективного педагогического труда и помогает значительно повысить качество образования в школе.