"Организация волонтерского движения по пропоганде ЗОЖ среди детей старшего дош. возраста в условиях ДОУ"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Организация волонтерского движения по пропоганде ЗОЖ среди детей старшего дош. возраста в условиях ДОУ"
Автор: Гладкова Ольга Васильевна
Актуальность организации детского волонтерского движения несомненна и привлекает внимание всё большего круга педагогов, родителей ведь самое ценное – здоровье и жизнь ребенка. В последнее десятилетие наблюдаются негативные тенденции в динамике показателей состояния здоровья детей дошкольного возраста. А ведь здоровье детей – важнейший показатель благополучия общества и государства, определенный прогноз на будущее.Анкетирование родителей показало, что уровень знаний и умений в области воспитания здорового образа жизни невысок.Это обусловлено тем, что некоторые родители не понимают самой сущности "здоровья", рассматривая его только как отсутствие заболеваний, а средства оздоровления детского организма видит лишь в лечебных и закаляющих мероприятиях, совершенно не учитывая взаимосвязи всех составляющих здоровья - физического, психического и социального.Несмотря на то, что в ДОУ ведется работа по данному направлению: разработана программа оздоровления детей на основе, которой определены направления физкультурно-оздоровительной работы, создана модель организации образовательного пространства, комплексная система физкультурно-оздоровительной работы, модель организации здоровье сберегающей среды, организованна образовательная развивающая среда, проблема окончательно не решена. Поэтому встала необходимость работы над данной проблемой и поиска дополнительных путей её решения.Меня заинтересовал опыт работы волонтерского движения по пропаганде здорового образа жизни в образовательной среде.В дошкольном образовании волонтерство – это одна из новых, но уже показавшая на практике свою жизнеспособность и плодотворность активная форма общения в детской среде - от сверстника к сверстнику. Ведь из уст маленького человека любые советы и установки звучат более убедительно и доходчиво. В ходе работы возникают противоречия между: - необходимостью формирования у детей дошкольного возраста знаний о здоровом образе жизни и недостаточностью привлечения внимания общественности, родителей к воспитанию у детей навыков здорового образа жизни; - необходимостью подготовки ребенка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранению) и недостаточностью культивирования здорового образа жизни для улучшения своего собственного здоровья.При этом важно перейти к действиям по пропаганде здоровья среди сверстников, общественности. В этом смысле волонтерство выступает способом формирования субъектной (деятельностной) позиции детей.Своим примером волонтёры указывают правильный путь, доказывают, что будущее за физически здоровыми, духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, способными прийти на помощь слабым и оступившимся. Мы растим новое поколение российских граждан. Пройдем время, и они начнут на различных уровнях управлять общественными и государственными процессами, открывать новые горизонты в науке, технике, искусстве. Но будут ли они физически и духовно подготовленными к такой деятельности? Это зависит от нас взрослых, от того насколько мы сможем сформировать у них привычку к здоровому образу жизни, укрепить их здоровье.Ведущая педагогическая идея заключается в организации волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней позитивной социализации ребенка дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении. Цель: развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ, главной целью которого, является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.Задачи: привлечение детей старшего дошкольного возраста к работе в среде сверстников, формирование волонтерского отряда «Маленькие маячки»; создание условий для самореализации дошкольников и повышения их социальной активности. Основные направления: позитивная социализация ребенка-дошкольника в современном обществе; физическое развитие: привитие потребности в здоровом образе жизни; воспитание у детей традиционных духовно-нравственных ценностей; воспитание у детей - дошкольников осознанного бережного отношения к природе. С педагогами была проведена работа по изучению закона «О волонтерской деятельности в регионах РФ», всеобщей декларации волонтеров, кодекса волонтера.После изучения мною был разработан проект «Быть здоровым – это здорово!», потому, что мы сами в ответе за свое здоровье. Девиз «Помогая другим, помогаю себе». Назвать волонтерское движение решила: «Маленькие маячки» Почему маячки? Своим примером волонтёры будут указывать правильный путь, докажут, что будущее за физически здоровыми и активными людьми, способными прийти на помощь слабым и оступившимся Важным моментом в организации волонтерского движения считаю обучение волонтеров, ведь ребенок не может сразу взять и пойти учить других, не имея в запасе определенных знаний и коммуникативных навыков. Первый интерес возник у детей, когда стали приходить с выступлениями группы волонтеров со школы. Педагоги рассказали детям, что это волонтеры, которые пропагандируют идеи здорового образа жизни, профилактику курения, алкоголизма, употребления наркотиков; оказывают помощь одиноким и пожилым людям; реализуют экологические программы.С дошкольниками просматривали видеоматериалы, фотографии.Дети впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая дошкольникам понять это новое положение, поддерживали в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызвали у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности: мы поможем научить малышей тому, что умеем сами; мы – помощники; мы хотим узнать новое и многому научиться; мы готовимся к школе.Такие мотивы охотно приняли старшие дошкольники. Набралась группа детей, желающая быть волонтерами. Проводили игры, направленные на сплочение коллектива и развитие коммуникативных способностей детей «Давайте познакомимся», «Что такое здоровье», «Мой цветок волшебства», «Снежный ком» и другие Чтобы дети участвовали в благотворительности с интересом, вносили игровые элементы, придумывали костюмы, атрибутику; сформулировали свои права и обязанности: быть ответственным; уважать других людей и их права; быть терпимым; сдерживать обещания; участвовать во всех мероприятиях, которые связаны с работой волонтеров.Вначале готовили волонтеров к работе с младшими дошкольниками.Первый поход был во вторую младшую группу с беседой о вкусной и здоровой пище. Ребята были скованы, все время посматривали на воспитателя. Но придя в группу, начали спрашивать: «А когда мы еще пойдем?» Волонтеры стали регулярно ходить к малышам, где помогали раздеваться, одеваться, играли с ними.Посещая вторую младшую и среднюю группы, проводили беседы,занятия, игры, театрализованные представления «Путешествие в страну Здоровья», «Верные друзья здоровья», «Почему курить плохо?», «Не навреди природе» и другие Создавали ситуации, которые побуждали детей активно применять свои знания и умения, ставили перед ними все более сложные задачи, поддерживали желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. Побуждали ребят замечать состояние человека (обижен, огорчен, скучает) и проявлять сочувствие, готовность помочь. На занятиях с волонтерами организовывали индивидуальную, парную и групповую работу, применяли ролевые игры, использовали творческие работы.Немаловажным аспектом всей работы считаю грамотное планирование.Прежде всего, мною был разработан план работы по внедрению волонтерского движения в ДОУ, который на определенном этапе имел разные цели и решал определенные задачи. Для конкретизации работы разработала план работы непосредственно с детским волонтерским отрядом Важным фактором является просвещение и обучение педагогов и специалистов, работающих с детьми, оказание им методической и консультативной помощи. Причем обучение должно идти как в направлении формирования у педагогов профессиональной позиции по отношению к здоровье сберегающей деятельности, так и в направлении повышения их информационного, методического и технологического потенциала для осуществления этой деятельности. Мной была организована деятельность по обучению, методическому и информационному обеспечению образовательного процесса. С этой целью с педагогами проводила семинары, консультации, мастер-классы.Активно внедряю в практику работы ДОУ проведение акций. Тематика их самая разнообразная, но необходимо соблюдать правило – она должна быть актуальна в данный момент как для самих детей, их родителей, социума.За время работы по организации волонтерского движения сложились определенные тематики акций– это такие акции как:- «Водитель! Сохрани мне жизнь!», «Движение с уважением»;- «Дорогие мои, старики!»;-«Живи, елочка»;- «Скажи, НЕТ вредным привычкам»;- «Питаемся правильно»;- «Будь осторожен с огнем!»;- «Пейте дети молоко - будите здоровы!»;- «Помоги птицам»;-«Спасибо Вам за Победу!» и т.д. Акции плавно вливаются в образовательный процесс ДОУ. Во время проведения Дней Здоровья волонтеры раздают родителям листовки, памятки, «Дорогие мои, старики!»Проводятся силами детей волонтеров театрализованные представления, выступает волонтерская агитбригада.В рамках волонтерского движения одной из эффективных форм работы по взаимодействию и развитию взаимопонимания между всеми участниками дорожного движения стало проведение акций «Движение с уважением», «Водитель! Сохрани мне жизнь!».Дети в письмах и рисунках рассказали водителям, в числе которых и их родители, о себе. Они обращались к тем, на ком лежит главная ответственность за их жизнь и здоровье. С детской непосредственностью юные участники дорожного движения стремились убедить водителей внеобходимости соблюдения ПДД. «Дорогой водитель! Я обращаюсь к вам с просьбой, чтобы вы соблюдали правила дорожного движения. Пожалуйста, не сбивайте нас, пропускайте. А еще я прошу не ездить на большой скорости. Берегите нас, ведь все мы — ваши дети. Помните о нас, о маленьких пешеходах, наших братишках и сестренках. Я хочу, чтобы все мы оставались живы и здоровы». Такие просьбы о помощи никого не могут оставить равнодушными.В ходе акций дети попытались привлечь внимание всех взрослых к проблемам детского травматизма на дорогах. Глубоко убеждена, что ни одна, даже самая лучшая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, поэтому приложила много сил к созданию в ДОУ сообщества «ДЕТИ – РОДИТЕЛИ - ПЕДАГОГИ», для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. Рассматриваю повышение педагогической культуры родителей в тесной связи с повышением квалификации воспитателей, поскольку уровень их профессионального мастерства определяет, будут ли родители относиться с доверием к их рекомендациям.А также условия, в которых ребенок живет в семье, имеют не менее существенное значение для формирования его здоровья, чем условия его пребывания в детском саду. Если в семье сложились доброжелательные взаимоотношения, внимательное отношение к ребенку, соблюдается режим дня, соответствующий возрасту дошкольника, если у него имеется возможность заниматься любимой игрой — все это в совокупности служит основой поступательного развития. данные свидетельствуют о том, что в праздничные и в выходные дни детей днем не укладывают спать большинства родителей (57,5—68%). Все это создает предпосылки для перенапряжения нервной системы ребенка, наступающего в результате чрезмерно длительного бодрствования, и затрудняет его засыпание днем в детском саду, многие дети не гуляют или мало гуляют в выходные или праздничные дни; вечерняя прогулка детей с родителями осуществляется нерегулярно — около 1/3 всех детей в вечерние часы после детского сада остаются без прогулки даже при благоприятной погоде; Мною была разработана анкета и проведено анкетирование среди родителей. Обобщение материалов позволило оценить качество соблюдения режима дня и проведения оздоровительно-закаливающих мероприятий в семье. Мною было отмечено, что вопрос физического воспитания во многих семьях решается достаточно успешно. Однако в ряде случаев для укрепления здоровья и развития детей не созданы все необходимые условия. Анализ показал: Анкетирование родителей также показало, что уровень знаний и умений в области воспитания здорового образа жизни невысок.Это обусловлено тем, что некоторые родители не понимают самой сущности "здоровья", рассматривая его только как отсутствие заболеваний, а средства оздоровления детского организма видит лишь в лечебных и закаляющих мероприятиях, совершенно не учитывая взаимосвязи всех составляющих здоровья - физического, психического и социального.Поэтому начала работу по пропаганде здорового образа жизни среди родителей, по знакомству их с работой, проводимой в детском саду, по формированию здорового образа жизни у детей, вовлечение родителей в неё. Для родителей разработала, подготовила и провела мероприятия: - конференция для отцов «Папа, я хочу быть здоровым» - общее родительское собрание «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников»;- консультация «Профилактика употребления психоактивных веществ»;- встречи в «Родительской гостиной». Стало традицией выступление на общих родительских собраниях агитбригады волонтеров «Маленькие маячки».Особое значение в пропаганде здорового образа жизни придаю разработке и распространению наглядных материалов (закладок, буклетов, листовок), которые призваны познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания здоровых детей, преодолеть детей, оказывая семье практическую помощь В работе с родителями использую различные тесты, которые помогают родителям определить, умеют ли они заботиться о своем здоровье. Можно сделать вывод:- участие детей в волонтерском движении помогло им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность;- они научились вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;- стали готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.При этом важно, что у них не только сформировалось негативное отношение к плохому, но и обеспечены способы социальной активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде сверстников.