«Использование разных видов музыкальной деятельности на музыкальных занятиях с детьми ОВЗ».


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование разных видов музыкальной деятельности на музыкальных занятиях с детьми ОВЗ».
Автор: Евдокимова Ирина Юрьевна

Использование разных видов музыкальной деятельности на музыкальных занятиях с детьми ОВЗ.
Музыкальные занятия с ребёнком, имеющим множественные нарушения в интеллекте и психики, предполагаетразнообразные виды совместной музыкальной деятельности, которые дают широкий диапазон для выбора вариантов взаимодействия.
Например, пение. Здесь, главныммузыкальнымфактором становится воздействие человеческого голоса, который является для такого ребёнка особенно значимым впечатлением. Если ребёнок владеет речью и может петь сам, ему предлагаются доступные песни; при этом могут быть поставлены задачи установления и развития эмоционального контакта, изменение эмоционального фона, формирование положительной самооценки и чувства успешности.
Намузыкальном занятиис неговорящим ребёнком часто удаётся активизировать произвольные вокализации и произнесение первых слов или слогов. Для этого в моёммузыкальном репертуаре имеются разнообразныепесенки с простыми звукоподражаниями, припевами, состоящими из слогов или даже гласных звуков. Предлагая ребёнку песни, основу которых составляют звукоподражания –би-би,му-муи др., -музыкальныйруководитель побуждает ребёнка повторять эти слоги, делает длинные паузы в своём пении, показывая ребёнку, что ждёт от него речевой активности. Иногда в результате такихзанятийребёнок действительно осваивает эти песни и начинает и начинает произносить требуемые звуки в нужное время. Многим детям это помогает продвинуться в развитии речи – они обнаруживают, что могут пользоваться словами для общения. Другим же детям этого может бытьнедостаточно – повторяя разнообразныеслоги и звуки во время пения, ребёнок, тем не менее, внемузыкальных занятий продолжает молчать. В таких случаях необходимо не столько накапливать еговокальный словарь, осваивая всё новые песни, сколько развивать возможность взаимодействия, и здесь пение может сыграть существенную роль.
Другой видмузыкальной деятельности – музыкально-ритмические движения. Если ребёнок самостоятельно передвигается, способен к совершению произвольных движений по инструкции или по показу педагога, он может освоить и танец, и упражнение, в которых будут решаться задачи развития возможностей пластического диалога, подражания, произвольной организации, развития общей моторики, двигательной координации, взаимодействия рук; серийной организации движений и действий; чувства ритма и ритмичности движений и др.
Многие дети испытывают выраженные трудности в усвоении и выполнении требуемых движений, однако для них также можно подобрать привлекательный танец или упражнение. Это – свободное, не организованное взрослым, но совместное движение подмузыку, которое создает условия для эмоционального заражения и непосредственного подражания. Даже дети, не передвигающиеся самостоятельно, также могут принять участие всвоеобразномтанце – сидя на руках у взрослого, они воспринимают его движения по залу, повороты, наклоны. Это тоже позволяет работать над улучшением их координации, восприятия пространства и т. п.
Следующий видмузыкальной деятельности – игра на музыкальных инструментах. В зависимости от возможностей и предпочтений ребёнка ему может быть предложен тот или иноймузыкальный инструмент. Для некоторых детей на первый план выступает зрительная привлекательность инструмента, яркая раскраска, рисунок. Сложность игры может варьироваться в соответствии с возможностями ребёнка. Практически в любом случае для ребёнка может быть подобран инструмент, который даст ему почувствовать эффект своих действий, даже в том случае, когда они непроизвольны.
Музыкальная игра – этот вид музыкальной деятельности не сводится к пению, игре на инструментах или танцу, хотя он может быть включён в них, как один из составляющих.
Музыкальныеигры имеют определённые правила, которые ребёнок, может принять и выполнить или отказаться от них. Некоторые игры предполагают возможность выигрыша, получения приза. Как правило, такие игры предлагаются детям сдостаточновысоким уровнем развития произвольной регуляциидеятельностии при условии наличия контакта между ребёнком имузыкальным руководителем. Большинству же детей с тяжёлыми проблемами развития предлагают различные простейшие элементы движения, пения и игры на инструментах, включённые в игровое взаимодействие.
Вовлекая ребёнка в игру, педагог, прежде всего, стремится к установлению контакта и развитию взаимодействия. По мере того, как ребёнок осваивает игру, она может усложняться, занимать всё больше времени, обогащаться новыми элементами. Правила игры могут быть заданы с помощью игрушки илимузыкального инструмента, который сам диктует ребёнку способ обращения с ним. Также на первый план может выступить игровой образ, игровая ситуация, простейший сюжет. Те же способы направления активности ребёнка присутствуют и в отдельных танцах и песнях, но вмузыкальнойигре они соединяются вместе и часто оказываются понятнее ребёнку, обладают для него большей побудительной силой.
Таким образом,музыкальное занятиепо степени эмоциональной вовлечённости и произвольности оказывается ближе всего к игровомузанятию. Любуюмузыкальную деятельность, в которую вовлекается ребёнок назанятии, можно рассмотреть каксвоеобразную игру, в которой преобладает сенсорная составляющая. Подбор уровня и сложности взаимодействиявидов музыкальной деятельностидаёт возможность специалисту более точно и адекватно оценить зону ближайшего развития ребёнка и организовать этот вид в соответствии с ней.