«Развитие социальной активности подростков»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие социальной активности подростков»
Автор: Губина Мария Вячестлавовна

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества «Ритм» г. Перми Методическая тема:«Развитие социальной активности подростков»Автор: педагог дополнительного образования Губина Мария ВячеславовнаПермь 2016ВведениеВ условиях экономических, социальных и нравственных кризисах, потрясших Россию ещё во второй половине XX века, когда началась регрессия государственных и социальных институтов и, как следствие, деградация моральных норм и нравственных ценностей общества, с особой остротой нужно задумываться о детях, их развитии и будущем.Актуальность темы исследования обусловлена тем, что развитие и реализация социальной активности подрастающего поколения в современных условиях является актуальной научно-практической проблемой. Решению этой проблемы способствуют исследования представителей многих отраслей науки и различных областей психолого-педагогического знания, а всемерное развитие творческих устремлений и общественной инициативности россиян определено в качестве одной из приоритетных задач государства.Современные подростки находятся в опасности, когда их социализации, развитию и личностно – нравственному росту мешают «вездесущие» социальные сети. Когда ребёнок настолько «затянут» в них, что он уже не может адаптироваться в обществе, завести «реальных», а не «виртуальных» друзей.Явная недостаточность внимания к проблемам молодого поколения создает предпосылки для серьезных социальных и культурных конфликтов между поколениями, общественными группами, и в конечном итоге, не способствует нормальной социализации личности подростка, его полноценной интеграции в общество. Это создает проблемы не только в социальном, но и в личностном плане, осложняет процесс формирования инициативности, переводит его в русло негативных, асоциальных или криминогенных проявлений.Одним из эффективных средств, способных реально противодействовать негативным тенденциям в подростковой среде и, в свою очередь, обеспечивать формирование активной гражданской позиции и воспитание социальной активности подростков, является включение её в социально-культурную деятельность, целенаправленно организуемую общественными организациями.Проблема исследования заключается в том, что на практике стремление подростков к инициативному самоутверждению в обществе сталкивается, с одной стороны, с недостаточной научной разработкой подходов, определяющих социально-культурные условия для появления и полноценной реализации социально-активного поведения подростков, а с другой - с отсутствием массовой практики общественных организаций для подрастающего поколения, реализующей эти условия. Недостаточное исследование в педагогической теории и практике проблем развития социальной активности подростков в условиях детских общественных объединений обуславливает актуальность исследования.Начало теоретическому осмыслению проблем воспитания в дополнительном (внешкольном) образовании положено в трудах П.П. Блонского, И.П. Иванова, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, Е. Н. Медынского, В. А. Сухомлинского, С.Т. Щацкого, К.Д. Ушинского и др., воспитательный, потенциал учреждений, дополнительного образования изучали В. В. Белов, О. И. Грекова, М. Б. Коваль и др.; вопросы социализации и самореализации личности в учреждениях дополнительного образования нашли отражение в трудах А. И. Болдырева, Н. Г. Крылова В. В. Макашина, Т.Н. Третьяковой, Н. А. Соколовой, А.И. Щетинской, Е. В. Штейнберга и др. Однако необходимо констатировать недостаточную теоретическую и практическую разработанность проблемы.1.1 Сущность, типология и структура социальной активностиРассмотрим сущность понятия «социальная активность личности», её основные характеристики. Активность – сложное, обобщённое понятие, используемое для характеристики отражения на уровне живых организмов. Активность и её особенности выступают в качестве конституирующего признака отражения. Так, М.С. Каган рассматривает активность как форму «…внутренне детерминированного движения живой материи…» [16, с. 67]. В педагогике активность раскрывается как важнейшая черта личности, состоящая в способности изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями и проявляющаяся в интенсивной деятельности в труде, учении, творчестве и т.п.И.Н. Андреева при рассмотрении понятия «активность» акцентирует внимание на её деятельностном аспекте, утверждая, что активность побуждается предметом деятельности, а сама деятельность, таким образом, выступает в качестве мотива активности [6, c.112].Социальная активность – потребность личности в изменении или поддержании основ человеческой жизни в соответствии со своим мировоззрением, со своими ценностными ориентациями. Позитивная социальная активность обусловлена долженствованием. Подлинно социальная активность состоит в направленности на изменение обстоятельств жизни людей и на самоизменение с пользой для себя и других. Условием для развития социальной активности выступает комплекс всех факторов, воздействующих на человека [14, c.12].Все виды человеческой активности, безусловно, взаимодействуют друг с другом. Однако потеря человеком физической активности не лишает его возможности развивать и утверждать свою психическую и социальную активность именно в силу его социальной природы. Социальная активность личности не только детерминирована ее психической активностью, но, в свою очередь, определяет дальнейшее развитие психической и физической активности. Социальная активность личности базируется на трёх основаниях: мировоззрение – долженствование – воля.Социальная активность реализуется в мировоззрении и деятельности субъекта, т.е. эти категории соотносятся как целое к части. Подобный подход характерен для В.Г. Мордкович, которая определяет социальную активность как «…социально-психологическую, ценностную, профессиональную установку субъекта, реализуемую в его деятельности. [25, с. 36].Значимым фактором в определении социальной активности является то, что не всякая деятельность является выражением и показателем социальной активности, а лишь деятельность, имеющая определенные качественные и количественные характеристики в их взаимосвязи. Для того чтобы деятельность можно было считать активной, она должна обладать свойством самостоятельности. Это означает, что деятельность не должна быть навязана извне, а быть внутренне необходимой человеку, порождаться его потребностями. Потребности являются внутренним источником активности. Кроме того, чтобы охарактеризовать субъект как социально активный, он должен осознавать и сознательно реализовывать свои потребности [34, c.115].В соответствии с основными сферами жизни общества социальную активность можно подразделить на три основные вида: трудовую (производственную), общественно-политическую и социальную активность в области духовной жизни. Каждый из этих видов социальной активности, в свою очередь, может быть подразделен на другие виды.Так, производственно-трудовая активность  включает в себя: непосредственно трудовую активность, выражающуюся в отношении человека к своим трудовым, служебным обязанностям; активность в управлении и руководстве хозяйственной деятельностью.Трудовая социальная активность – это мера реально-практического изменения людьми материального мира. Она выступает в качестве основы развития, самоутверждения личности, функционирования и развития общества [18, c.99].Вторым важнейшим видом социальной активности является  общественно-политическая социальная активность   мера, выражающая степень участия личности в преобразовании политических отношений, институтов, учреждений. Специфика этого вида социальной активности обусловливается тем, что в системе политических отношений личность функционирует не как работник умственного или физического труда, города или деревни, а в своем политическом качестве.Существенной особенностью трудовой и общественно-политической социальной активности является то, что они непосредственно направлены на физическое изменение мира. Это в меньшей мере характерно для научно-познавательной социальной активности, которая проявляется в идеальном воспроизведении личностью мира и его отдельных проявлений, в приобретении знаний о мире [9, c.13].Социальная активность закономерно выступает одним из источников духовного развития человека. Другими словами, личность в системе социально-педагогических отношений является не только объектом этого сложного феномена, но и субъектом, активным участником процесса самосовершенствования. Включение личности в самосозидательную деятельность – важнейшее условие динамичного и целенаправленного позитивного ее преобразования.Таким образом, социальная активность является существенным признаком субъекта. Движущим фактором социальной активности являются не все потребности, а лишь те из них, удовлетворение которых имеет социальное значение, затрагивает общественные интересы. Согласно Т.Н. Мальковской в структуре социальной активности выделяются следующие группы компонентов: -мотивационный;-предметно-операционный;-рефлексивный;-ценностно-потребностный [22, c.96]. Выделенные группы компонентов социальной активности органически взаимосвязаны. Недостаточное развитие какой-то одной из этих групп компонентов влияет на характеристику других и неизбежно снижает общий уровень ее проявления. Ведущей среди них является мотивация социальной активности, предопределяющая внутреннее нравственное содержание этого качества, ее направленность. Предметно-операциональный аспект выражен тем, что возможности же для проявления социальной активности (следовательно, и для ее развития) в тех или иных видах деятельности во многом предопределяется наличием у человека необходимых для этой деятельности практических знаний, умений и навыков, и только формирование всех этих групп компонентов социальной активности в присущей им взаимосвязи создает возможности для проявления личностью инициативы, самостоятельности, самодеятельности как специфических характеристик этого качества. Рефлексивный компонент выступает в качестве перевода одного вида социальной активности в другой, стимулирует саморегуляцию личности и означает стремление к самопознанию, к осмыслению и оценке собственных действий, поступков. Кроме того, в процессе функционирования социально – психологических установок рефлексивный компонент отражает как реальную ситуацию, так и представление о ней (например, эталонные), а также прогнозирует собственное поведение и поведение других людей.Ценностно-потребностный компонент выражен тем, что уровень развития социальной активности предопределяется не только лежащей в ее основе системой мотивов, но и моральным сознанием личности, ее нравственными знаниями, развитием мышления. Выделенные группы компонентов социальной активности находятся в органической взаимосвязи.Согласно автору М.В. Колесниковой оценку уровня социальной активности подростков следует проводить по следующим показателям: качеству и общественной ценности инициативы, направленности инициативы, ее определенности - неопределенности, мере принятия ответственности, длительности или устойчивости инициативы, частоте проявлений [18, c.177].Критериями активности подростка согласно В.И. Курбатову выступают включенность подростка в общественную деятельность, интерес подростка к активной деятельности, способность подростка вносить предложения, осознавать и принимать решения, уровень ответственности, самодеятельности подростка [20, c.115].Таким образом, необходимо сделать следующие выводы.Социальная активность подростков определяется как интегративное качество личности, проявляющееся в стремлении подростков к самостоятельным действиям, в интересах социума, направленных на конструирование новой социальной реальности.Структуру социальной активности подростков составляют мотивационный, предметно-операционный, рефлексивный, ценностно-потребностный компоненты.1.2 Возрастные особенности старших подростков Подростковый возраст - переход от детства к взрослости, сопровождающийся появлением нового психического новообразования - чувства взрослости, рефлексии собственного поведения, устремленности в будущее и недооценки настоящего [23, c.205]. Этот процесс сопровождается рядом отрицательных проявлений, например протестующий характер поведения по отношению к взрослым. Но одновременно налицо и рост самостоятельности, более разнообразные и содержательные отношения с детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера деятельности подростка, он стремится к многообразию общения со сверстниками. У него формируются коммуникативные умения, сознательное отношение к себе как к члену общества.Для этого возраста важен отход от прямого копирования оценок и мнений взрослых к самооценке - у подростка появляется желание к самопознанию через сравнение себя с другими людьми (взрослыми и сверстниками). Особое знание приобретает общение, через которое он активно осваивает нормы и стили поведения, критерии оценки себя и других людей. Важно для подростка и интимно-личное общение со сверстниками, а особенно с представителями противоположного пола. Главной ценностью становится система отношений со сверстниками, подражание осознаваемому или бессознательно следуемому «идеалу» [26, c.145]. Главное новообразование юношеского возраста – открытие «Я», развитие рефлексии (отражение себя в своем образе «Я»), осознание собственной индивидуальности и ее свойств, появление жизненного плана, установки на сознательные сферы жизни, что направляет «Я» на практическое включение в различные виды жизнедеятельности. Этот процесс сопровождается различными проявлениями, как негативными, так и позитивными. Для старшего подросткового периода свойственны беспокойство, тревога, раздражительность, диспропорция в физическом и психическом развитии, агрессивность, метания, противоречивость чувств, абстрактность бунта, меланхолия, снижение работоспособности. Позитивные проявления выражаются в том, что у подростка появляются новые ценности, потребности, ощущение близости с другими людьми, с природой, новое понимание искусства. Важнейшими процессами переходного возраста являются: расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и увеличения числа людей, на которых она ориентируется [26, c.148]. Для старшего подросткового возраста типичными являются внутренняя противоречивость, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения. Чем резче различия между миром детства и миром взрослости, чем важнее разделяющие их границы, тем ярче проявляются напряженность и конфликтность.Старший подростковый возраст наиболее сензитивен для развития социальной активности. В частности самосознание подростка как новообразование возраста способствует более глубокому пониманию других людей. Социальное развитие, которое приводит к образованию личности, приобретает в самосознании опору для своего дальнейшего развития [14, c.188].Формирование самосознания тесно связано с развитием представлений о времени. У старшего подростка формируется представление о прошлом и будущем, что приводит к открытию конечности существования, вызывая тревогу и страх. Однако в последствии ощущение личностной идентичности предполагает среди прочего чувство стабильности и неизменности во времени, снижает тревогу перед различного рода неопределенностью. Идентичность, таким образом, основывается на осознании временной протяженности: «Я» охватывает принадлежащее ему прошлое и устремляется в будущее, осуществляя значимые выборы среди возможных путей развития личности.Поиск личной идентичности – центральная задача периода взросления. Конфликтным фактором в данном случае является трудность согласования собственных переживаний, переживаний окружающих и приспособления к общественным нормам. Особую трудность создают ситуации принудительной изоляции, когда слишком остро ощущается дефицит социальных норм, порождающий неадекватное поведение [27, c.185].Источник внутренних конфликтов и девиантного поведения заключается в различии между реальной и идеальной самооценкой, проявляющемся особенно ярко в старшем подростковом возрасте. Большое расхождение между Я-реальным и Я-идеальным считается тревожным симптомом, т.к. нередко ведет к нарушениям поведения и социальнопсихологической адаптации подростка. Многие проблемы, характерные для старшего подросткового возраста, объясняются увеличением расхождения между Я-реальным и Я-идеальным, а кроме того, выпадением одной из составляющих положительной Я-концепции [31, c.127].Для старшего подростка характерна общественная активность и стремление найти себя в себе и других, найти верного друга, избежать изоляции в классе, определить свое место в классном коллективе, переоценка своих возможностей, пренебрежение запретами взрослых, тенденция предаваться мечтаниям, требовательность к соответствию слова и дела, отсутствие адаптации к неудачам. Проблема авторитета взрослого у подростка снижается. Наблюдается желание занять в классе более высокое положение либо через повышение своей успеваемости, либо за счет проявления других качеств - физической силы и более быстрого роста по сравнению с другими, остроумностью и др.Подростковый возраст, будучи переходом от детства к взрослости, сопровождается появлением такого психического новообразования как чувства взрослости, рефлексии собственного поведения, устремленности в будущее и недооценки настоящего. Таким образом, старший подростковый возраст наиболее сензитивен для развития социальной активности, так как именно в этот период происходит развитие личности подростка в аспектах мотивационной, предметно-операционной, рефлексивной, ценностно-потребностной сфер.1.3 Проблемы развития социальной активности подростковИзучая проблемы развития социальной активности подростков, можно зафиксировать ряд проблем:-между необходимостью развития у личности готовности к активному включению в преобразовательное взаимодействие со средой и недостаточным вниманием к проблеме целенаправленного формирования социальной активности подростков в учреждении дополнительного образования детей;-между разработанностью сущности категории «социальная активность» и отсутствием целостных исследований по проблеме формирования социальной активности подростков;-между наличием оригинального опыта организации воспитания социальной активности подростков и недостаточным его научно-методическим осмыслением [37, c.97].Реализация педагогической поддержки проявления подростками социально востребованных аспектов социальной активности позитивно повлияет на становление у них картины мира, адекватной созидающему ответственному поведению, что актуально в современных условиях. При создании соответствующих психолого-педагогических и организационно-педагогических условий у молодежи, начиная с подросткового и старшего школьного возраста:-повышается инициативность в момент актуализации личностно и социально значимых проблем;-формируется умение разрабатывать и реализовывать индивидуальную траекторию образования с целью повышения собственной компетентности в решении стоящей перед ними задачи;-значительно возрастает ответственность за собственные поступки и коллективные проекты, способность к сотрудничеству и партнерству с другими людьми, причем разных возрастов [35,c.89].Модель развития социальной активности подростков представляет собой системное образование, определяющее последовательность и взаимосвязь этапов, педагогических условий, форм и методов организации, а также результатов деятельности подростков, направленных на формирование их социальной активности и проявление качеств социальной активности - организованности, самостоятельности, инициативности и ответственности, в других видах социально значимой деятельности: учебной, общественной и досуговой [12, c.107].Формирование социальной активности заключается в поиске новых видов деятельности, способствующих формированию социальной активности личности подростков, новых форм организации разных видом деятельности подростков в целях формирования социальной активности; разработка новых технологий и создание педагогических условий приобщения подростков к социально значимой деятельности.Подводя итоги главы, необходимо сделать следующие выводы.Социальная активность подростков определяется как интегративное качество личности, проявляющееся в стремлении подростков к самостоятельным действиям, в интересах социума, направленных на конструирование новой социальной реальности.Структуру социальной активности подростков составляют мотивационный, предметно-операционный, рефлексивный, ценностно-потребностный компоненты.Воспитание социальной активности участников детских общественных объединений - педагогический процесс, построенный на основе целенаправленно моделируемых педагогом (воспитателем, руководителем общественного объединения, вожатым, специалистом социальной деятельности или дополнительного образования и т.п.) социальных условий, обеспечивающих субъективные ситуации формирования ценностного отношения к социальной активности как движущей силе и фактору преобразования действительности.1.4 Детские общественные объединения как фактор развития социальной активности подростковВ настоящее время в России действует большое число детских общественных объединений самых разных видов и форм. По территориальному охвату можно выделить общероссийские, межрегиональные, региональные и местные объединения. Широко распространены детские организации на базе школ: ученические комитеты, союзы, ассоциации, «республики» и др. [10, c.66]. Основы деятельности детских общественных объединений определены:– Конституцией Российской Федерации (Ст. 13 ч. 4, Ст. 13 ч. 5, Ст. 19 ч. 2, Ст. 30) [1];– Гражданским кодексом РФ (Часть первая, Ст. 117) [2];– Федеральным законом «О некоммерческих организациях» [3];– Федеральным законом «Об общественных объединениях» [4];– Федеральным законом «Об образовании» (ст. 32) [5].Нормативно-правовую основу взаимодействия государства и общественных объединений в субъектах Российской Федерации, с одной стороны, составляют законы, программы, подзаконные акты, касающиеся в целом региональной молодежной политики, с другой стороны, законы, программы, подзаконные акты, касающиеся непосредственно государственной поддержки региональных общественных объединений.Детское общественное объединение – некоммерческое объединение граждан, создаваемое на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Цели их деятельности затрагивают такие области как образование, наука, благотворительность, права человека, искусство и т.д. Детское общественное объединение – это то объединение, которое создается по инициативе и на основе свободного волеизъявления детей и взрослых и не является непосредственным структурным подразделением государственного учреждения, но может функционировать на его базе и при его поддержке, в том числе материально-финансовой, осуществляет социально-творческую деятельность и не ставит своей (уставной) целью получение прибыли и распределение ее между членами объединения [20, c.115]. Возможными формами общественных объединений выступают:бщественные организации (совместная деятельность для достижения социально значимых целей с обязательным оформлением членства, выбором руководящего органа);бщественное движение (массовое движение с общественно полезными целями, где нет членства, но есть участники и руководящий орган);бщественный фонд (учреждается для формирования имущества на основе добровольных взносов и других законных поступлений и использования данного имущества на общественно полезные цели; не предполагает членов и участников, высший орган – правление, надзор осуществляется попечительским советом);бщественное учреждение (создается для предоставления учащимся конкретного вида услуг; предполагает наличие учредителей, участников и потребителей услуг);рган общественной самодеятельности (учреждается для совместного разрешения социальных проблем, возникших у граждан по месту жительства, работы или учебы; участвуют все заинтересованные в решении этих проблем; не имеет вышестоящих органов, управление – на выборной основе) [20, c.125].Детская организация является особым типом общественного объединения и характеризуется следующими признаками:– наличие ценностной идеи (цели), ради которой осуществляется совместная деятельность детей и взрослых;– добровольное вступление в организацию и свободный выход из нее;– организационная самостоятельность, самоуправление, совместное социальное творчество;– четко выраженная структура, определяющая положение в организации каждого;– установленные для всех нормы и правила;– гарантированные для всех членов организации права субъектов совместной деятельности (право выбора видов, форм и способов осуществления деятельности) [24, c.152].Основные принципы детских объединений:  добровольность, равноправие, самоуправление, законность (соответствие деятельности, нравственных ориентиров действующему законодательству), гласность (открытость, публичность) деятельности любого объединения.Наиболее важным принципом существования детских и юношеских организаций и объединений является добровольность. Объединение детей в организацию возможно лишь при условии, что они видят в ней перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих интересов.Функции детских объединений: развивающая, ориентационная, компенсаторная. Развивающая функция обеспечивает гражданское, нравственное становление личности ребенка, развитие его социального творчества, умение взаимодействовать с людьми, выдвигать и достигать значимые для всех и каждого цели [25, c.149].Ориентационная функция обеспечивает условия для ориентации детей в системе социальных, нравственных, культурных ценностей. Компенсаторная создаёт условия для реализации потребностей, интересов, актуализации возможностей ребенка, не востребованных в других общностях, членом которых он является, для устранения дефицита общения и соучастия.В цели деятельности детских общественных объединений можно выделить два аспекта:цель, ставящаяся самими детьми, связанная с их успешной социализацией;воспитательная цель, ставящаяся взрослыми.Площадкой для формирования молодежных и детских общественных объединений являются учебные заведения всех типов и уровней, учреждения дополнительного воспитания и образования, клубы по месту жительства, центры и учреждения для молодежи и т.д. [30, c.119].Таким образом, детские объединения и организации способствуют успешной социализации ребёнка в обществе, расширяют зону формирования общей культуры, способствуют становлению внутреннего мира детей, формированию новых ценностных ориентаций, стимулируют социальное развитие ребенка [24, c.203].1.5 Программы направленные на развитие социальной активности старших подростков в условиях детских общественных объединенийВоспитание социальной активности участников детских общественных объединений - это особый педагогический процесс, построенный на основе целенаправленно моделируемых педагогом (руководителем общественного объединения, вожатым, специалистом социальной деятельности или дополнительного образования и т.п.) социальных условий, обеспечивающих субъективные ситуации формирования ценностного отношения к социальной инициативе как движущей силе и фактору преобразования действительности [22, c.103].В деятельности детской общественной организации должны быть полноценно реализованы следующие условия, способствующие развитию социальной активности старших подростков, становлению их инициативности:1) группа общепедагогических условий: учет возрастных, индивидуально-личностных особенностей молодежи и комплексного использования методов педагогического и психологического воздействия; реализация общепедагогических принципов индивидуального подхода, преемственности, систематичности и целенаправленности, самодеятельности и занимательности; осуществление поэтапного формирования инициативного поведения личности и включения её в реальные социально значимые отношения, моделируемые в социальной деятельности в молодежной общественной организации;2) наличие специальной программы социального воспитания активности участников детских общественных организаций, в которой целесообразно и гармонично сочетаются цели, задачи, принципы, средства и условия деятельности, обеспечивающие воспитание инициативности личности; наличие подготовленных педагогических кадров, способных осуществлять руководство молодежным объединением и квалифицированно осуществлять психолого-педагогическую поддержку инициатив учащейся молодежи [18, c.177];3) группа организационно-методических условий: организация социальной деятельности молодежной общественной организации с опорой на личный жизненный опыт её участников и четкой увязкой с особенностями социальной ситуации (решаемыми социальными проблемами); всемерное использование в воспитательном процессе развивающего потенциала технологий социальной деятельности (охранные, творческие, оздоровительные, информационно-просветительные и др.), позволяющих расширить пространство для реализации инициатив участников, активно привлекая возможности организации досуга, досуговых программ; реализация принципов социальной деятельности, создающими основу для целенаправленного воспитания инициативности участников молодежного объединения (принцип неразрывной связи с жизнью, практическими задачами реформирования нашего общества; принцип дифференцированного подхода; принцип опоры на самодеятельность людей; принцип социализации и индивидуализации; принцип доступности; принцип последовательности; принцип системного подхода к решению досуговых задач на методическом уровне; принцип единства познания; принцип совместной деятельности);4) группа социально-психологических условий: формирование социально-психологической ситуации, способствующей селекции инициатив участников молодежной общественной организации, способствующей поддержке положительных и социально одобряемых инициатив, блокирования негативных, асоциальных инициативных действий в молодежной среде; сочетание, с одной стороны, социально-психологических методов поддержки и стимулирования личностного роста, а с другой - развивающих форм социальной деятельности, в которую включены участники молодежных организаций; создание в молодежном коллективе ощущения успеха, стимулирующего закрепление навыков инициативного поведения и реализации их в последующих ситуациях социальной деятельности [18, c.179].Проведем анализ основных аспектов программ, направленных на развитие социальной активности старших подростков в условиях детских общественных объединений.1) Программа деятельности детского общественного объединения «Единство плюс» г. НовотроицкаИдея - обеспечение социальной защищенности детей и подростков как граждан, субъектов социального творчества, носителей и проводников многообразия человеческих ценностей.Цель - активизации и развитии социальных инициатив подростков, содействии деятельности органов самоуправления в образовательных учреждениях и  призвана решать следующие задачи:тимулирование всех членов к постоянному пополнению знаний и умений;оздание условий для развития инициативы и творчества;беспечение интеллектуального систематического роста;ражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи;азвитие коммуникативных способностей;-воспитание культуры общения;ормирование коллективистских навыков: забота, доброе отношение друг к другу, взаимопомощь;азвитие детской и юношеской прессы;-поддержка социально-значимых инициатив детей и молодежи.Опираясь на личностно-деятельностный подход к организации жизни детей и подростков, широкий диапазон действий и поступков, оптимизации интересов личности и общества, мы определили следующие принципы деятельности ГДОО «Единство плюс»:-принцип добровольности входа и выхода;-принцип равноправия;-принцип самостоятельности в выборе формы работы;-принцип свободы в определении сферы деятельности;-принцип ответственности за выполнение взятого обязательства;-принцип демонстрации социальной успешности.Особенность программы состоит в том, что она основывается на принципе самоуправления как способе организации детского коллектива, когда каждый занимает активную позицию, планирует и действует самостоятельно, испытывая чувство ответственности за правильное решение возникающих проблем, в процессе совместной деятельности детей происходит каждым самопознание самого себя, самореализация и саморазвитие, учитываются интересы всех членов организации, важным становится принцип доверия друг другу.2) Программа по курсу «Школа социального проектирования, лидерства и добровольчества» МАУ ДО «ДЮЦ «Орион» г. КемеровоИдея программы состоит в том, что достижение цели детского объединения складывается из личных целей каждого ребенка. Поэтому дойти до поставленной цели организация сможет только в том случае, если объединить усилия детей, учитывая все жизненные ценности.Цель программы: развитие социальной активности, лидерских качеств, гражданского самосознания у детей и подростков через обучение основам социального проектирования, лидерства и добровольчества.Особенность программы – развитие социальной активности путем использования инновационных педагогических технологий - социального проектирования.3) Программа формирования социальной активности подростков ДОО «Здоровей» г. СаратовИдея программы важным направлением, обеспечивающим успешную социализацию личности в новых условиях, готовность умело преодолевать трудности, осознавать настоящее и проектировать будущее, является формирование ее социальной активности. Современному обществу нужны инициативные, ответственные, внутренне гибкие и социально компетентные личности, открытые к сотрудничеству, обладающие высоким уровнем социальной активности и готовностью к деятельному преобразованию и изменению существующей действительности.Цель программы – достижение включенности подростка в общественную деятельность, формирование интереса подростка к активной деятельности; способность подростка вносить предложения, осознавать и принимать решения; повышение уровня ответственности, самодеятельности подростка.Особенность программы – использование такой формы работы как имитационные игры, т.е. игры, которые в большой степени имитируют реальные социальные отношения (экономическая игра «Менеджер», «Аукцион знаний», политическая игра «Выборы» и др.). В этих играх проявляются и реально существующие в обществе социальные противоречия. Необходимость нравственного выбора поступка и вовлечение в разнообразные взаимоотношения участников игр, побуждение, стимулирование их к активному проявлению своих позиций – так же играет не последнюю роль в содержании ролевых игр. Ведь в результате активных взаимоотношений и взаимодействий всех игроков идет формирования сознания и мышления подростков.4) Программа деятельности детской общественной организации «ЮНИТЭС» г. Верхний Услон, ТатарстанИдея программы – программа предлагает разработку системы взаимосвязанных действий и мероприятий, направленных на развитие детского движения.Цель программы – создание условий для формирования гражданско-патриотических качеств, нравственной устойчивости, социальной активности и самостоятельности молодого поколения.Особенность программы – работа на основе обобщения, распространения и внедрения в практику работы передового опыта работы в ДОО, налаживания дружеских связей по обмену опытом.5) Программа СДО «Радуга» в рамках деятельности Союза детских организаций Тамбовской области «Вектор успеха»Ведущая идея программы – создание комфортной среды педагогического общения, развитие социальной активности, формирование гражданско-патриотических качеств, развитие творческих способностей и лидерского потенциала старших подростков.Цель программы: создание условий для формирования социальной активности и самостоятельности молодого поколения, гражданско-патриотических качеств, нравственной устойчивости.Задачи:1) Педагогические: -развитие социальной активности, формирование патриотических качеств и ценностных ориентаций личности, основанных на общечеловеческих и культурных ценностях;-разработка конструктивных форм обучения, взаимодействия и сотрудничества;-создание условий для самореализации, раскрытия и развития творческих способностей и возможностей личности;2) Информационные:-формирование положительного общественного представления о работе детской общественной организации как самодеятельной детской организации, способствующей формированию социально активной личности и реализации интересов и потребностей детей;-создание информационного банка методик и технологий, используемых в работе по программе;-обобщение и распространение опыта работы организации по программе.3) Коммуникативные:-содействие развитию общения и обмена опытом между районными, областными и региональными пионерскими коллективами, другими детскими общественными организациями.4) Кадровые:-создание системы обучения детского актива и консультирования старших вожатых, педагогов для организации работы по программе;-развитие системы взаимодействия социальных институтов для работы по реализации программы.5) Научно-методические:-разработка методического, психолого-педагогического сопровождения программы;-разработка адаптированного детского варианта программы.6) Материально-технические:-обеспечение финансовых и материально-технических условий для реализации программы посредством привлечения бюджетных и внебюджетных средств.Этапы программы представлены в приложении 1.Принципы реализации программы:Принцип деятельностного подхода – обучение и развитие личности ребенка происходит в разнообразной творческой деятельности;Принцип демократизации – развитие активности и инициативы детей, развитие самодеятельности и самоуправления, открытость и гласность деятельности по программе на всех уровнях, предоставление каждому ребенку возможности участия в реализации программы с учетом его социального опыта и реальных возрастных возможностей;Принцип прогностичности – работа на перспективу, обеспечение эффективного развития детских общественных объединений как воспитательной системы, предвидение перспективных тенденций социального заказа государства и общества.Принцип системного подхода – обеспечение взаимосвязи относительно самостоятельных подпрограмм, входящих в программу региональных образовательных программ. Принцип дифференциации и индивидуализации – обеспечение развития каждого ребенка в детском объединении в соответствии с его интересами и склонностями, выбор в соответствии с этим форм и методов работы.Принцип развития – каждый этап работы по программе должен иметь конкретное логическое завершение и последовательно переходить в следующий. Этот принцип реализуется при проведении летней смены детского актива, на которой подводятся итоги работы за год и составляется план работы на следующий год.Принцип непрерывности, комплексности и последовательности – развитие деятельности по программе в единой системе от простого к сложному, отказ от разовых не взаимосвязанных мероприятий, взаимосвязь со всеми субъектами воспитательного пространства.Принцип вариативности заключается в возможности моделировать содержание программы, ее направления и временные рамки в соответствии с местными условиями работы.Принцип гуманных и толерантных взаимоотношений при построении системы взаимодействия всех участников программы;Принцип опоры на общественно-значимые и культурные ценности при выстраивании образовательной и воспитательной деятельности;Принцип специфичности пионерства – учет в конкретной ежедневной деятельности по программе основных идей, ценностей, традиций детской организации.Направления реализации программы:1) организация работы с детским активом:-деятельность районной Школы актива «Лидер»;-обучение детского актива на местах;-консультирование детского актива;-организация работы детского актива по самообразованию;-участие в районных и областных конкурсах, акция и фестивалях, проводимых ДОО.2) программно-методическое обеспечение работы;-оказание помощи старшим вожатым, работающим с детскими коллективами в адаптации программы;-выпуск методических рекомендаций, методических разработок, методических пособий для старших вожатых и детского актива.-создание положений по проведению районных мероприятий, акций, конкурсов;-методическое и организационное обеспечение участия детских коллективов, детского актива и вожатых в деятельности по программе;-разработка и внедрение в практику прогрессивных форм и методов работы с детскими коллективами.-обеспечение старших вожатых и детского актива методическими пособиями в электронном виде на CD-дисках и кассетах.3) организация информационного взаимодействия:-информирование детских организаций района о деятельности ДОО, других детских организаций района и области;-информирование педагогических кадров, работающих с детскими организациями об издающихся методических материалах в периодической печати;-организация встреч вожатых с целью обмена опытом работы;-регулярное освещение деятельности ДОО в периодической печати.4) организация партнерских связей:-обеспечение включения каждой первичной детской организации в работу СДОО;-организация общения и взаимодействия всех детских организаций района между собой с целью выявления и распространения продуктивного опыта работы; организация сотрудничества детских организаций района.Данную программу СДО «Радуга» можно считать наиболее подходящей для развития социальной активности подростков в условиях детских общественных объединений. Так как особенность представляемой программы в том, что она объединяет разные виды деятельности старших подростков одной эмоционально-нравственной установкой, взаимоотношения детей и взрослых в рамках детской организации строятся на основе сотрудничества и сотворчества.Программа разработана с учетом того, что гармонизация взаимодействия детей и взрослых на основе совместной деятельности – путь конструктивного диалога разных поколений, имеющих свой опыт индивидуальных и коллективных отношений.Вариативно-программный подход не только отвечает интересам детей и подростков, но и учитывает изменения окружающей жизни: экономические, социальные, политические, нравственные. Такой подход позволяет вести работу по программе в соответствии с целями и задачами конкретного коллектива, способствует росту самостоятельности и творческой активности детей. В центре внимания оказываются ребята, обладающие выраженными лидерскими способностями, увлеченные своим делом. Они составляют актив районной организации, через который строится вся работа по программе на местах.Программа находится в состоянии непрерывного развития, подвергается корректировке, изменяется с учетом временных параметров осуществления деятельности. Результаты деятельности по программе может увидеть каждый: это реальные социально значимые дела, пополнение школьных музеев, победы в соревнованиях и конкурсах.Деятельность по программе также допускает поиск новых форм работы, пробуждение инициативы детей, воспитание активной социальной позиции за счет того, что процессе освоения программы практически каждый подросток получает возможность для проявления личной инициативы, что способствует формированию и становлению активной социальной и гражданской позиции, развитию творческих способностей, самопознанию и саморазвитию. У подростка закрепляется умение анализировать информацию, необходимую для принятия решения, формируется осознанная ответственность за его последствия. Подросток может осуществить реализацию своих прав и свобод, свободен в выборе и выдвижении своих идей, высказывании своей точки зрения, самовыражения в интересующем его виде деятельности, таким образом, он - активный участник самоуправления, а, следовательно, стоит на позиции социального творчества.Взрослые участники программы занимают позицию старших товарищей. Они не просто организуют деятельность по программе, они советуют и вдохновляют, не только предлагают, но и помогают в рождении и осуществлении замыслов.Подводя итоги , необходимо сделать следующие выводы.Детские объединения и организации способствуют успешной социализации ребёнка в обществе, расширяют зону формирования общей культуры, способствуют становлению внутреннего мира детей, формированию новых ценностных ориентаций, стимулируют социальное развитие ребенка.Социальный педагог создает условия для выбора сферы социальной деятельности и организует подготовку к этой деятельности. Деятельность социального педагога с детскими общественными объединениями является опорой для становления личности ребёнка, её развития, полноценной социализации ребёнка в социуме, выбора направленности его действий и поступков. Воспитание социальной активности участников детских общественных объединений представляет собой особый педагогический процесс, построенный на основе целенаправленно моделируемых педагогом социальных условий, обеспечивающих субъективные ситуации формирования ценностного отношения к социальной инициативе как движущей силе и фактору преобразования действительности.По итогам обзорного исследования образовательных программ детских общественных объединений, направленных на развитие социальной активности подростков выявлены следующие условия, способствующие развитию социальной активности старших подростков: деятельность объединяет разные виды деятельности старших подростков одной эмоционально-нравственной установкой; взаимоотношения старших подростков и взрослых в рамках ДОО строятся на основе сотрудничества и сотворчества; гармонизация взаимодействия старших подростков и взрослых строится на основе совместной деятельности; используется вариативно-программный подход реализации программы, обусловленный изменениями окружающей жизниЗаключениеПроведенное исследование позволяет заключить следующее.Социальная активность подростков определяется как интегративное качество личности, проявляющееся в стремлении подростков к самостоятельным действиям, в интересах социума, направленных на конструирование новой социальной реальности.Структуру социальной активности подростков составляют мотивационный, предметно-операционный, рефлексивный, ценностно-потребностный компоненты.Воспитание социальной активности участников детских общественных объединений - педагогический процесс, построенный на основе целенаправленно моделируемых педагогом (воспитателем, руководителем общественного объединения, вожатым, специалистом социальной деятельности или дополнительного образования и т.п.) социальных условий, обеспечивающих субъективные ситуации формирования ценностного отношения к социальной активности как движущей силе и фактору преобразования действительности.Детские объединения и организации способствуют успешной социализации ребёнка в обществе, расширяют зону формирования общей культуры, способствуют становлению внутреннего мира детей, формированию новых ценностных ориентаций, стимулируют социальное развитие ребенка.Социальный педагог создает условия для выбора сферы социальной деятельности и организует подготовку к этой деятельности. Деятельность социального педагога с детскими общественными объединениями является опорой для становления личности ребёнка, её развития, полноценной социализации ребёнка в социуме, выбора направленности его действий и поступков. Воспитание социальной активности участников детских общественных объединений представляет собой особый педагогический процесс, построенный на основе целенаправленно моделируемых педагогом социальных условий, обеспечивающих субъективные ситуации формирования ценностного отношения к социальной инициативе как движущей силе и фактору преобразования действительности.В деятельности детской общественной организации должны быть полноценно реализованы следующие условия, способствующие развитию социальной активности старших подростков: деятельность объединяет разные виды деятельности старших подростков одной эмоционально-нравственной установкой; взаимоотношения старших подростков и взрослых в рамках ДОО строятся на основе сотрудничества и сотворчества; гармонизация взаимодействия старших подростков и взрослых строится на основе совместной деятельности; используется вариативно-программный подход реализации программы, обусловленный изменениями окружающей жизни.Список литературы
  • Конституцией Российской Федерации. Принята всеобщим голосованием 12.12.1993г.
  • Гражданский кодекс РФ. Часть первая. Редакция от 13.07.2015 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015)
  • Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 13.07.2015)
  • Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 08.03.2015)
  • Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)
  • Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики: Уч. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: ИЦ «Академия», 2009. – 176 с.
  • Андрамонова, И.М. Воспитание социальной активности старшеклассников в теории и практике отечественной педагогики (1960- 1985 гг.): автореф. дис. …канд. пед. наук: 13.00.08 / И.М. Андромонова. – Кострома, 2009. – 22 с.
  • Анцигина, Л. К. К  проблеме социальной активности личности в современных условиях // Образование и культура в Западно- Сибирском регионе: история, перспективы и проблемы взаимодействия. Тюмень-Тобольск-Тара: Материалы региональной научно-практической конференции //  под ред. Н. В. Чекалевой. - Тара, 2006. - Ч. 2. – С. 174-176.
  • Бердеханова, В.П. Проблемы воспитания и развития личности. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых / В.П. Бердеханова // Развитие личности. – 2011. - № 1. – С.11-23.
  • Борисов, К.А. Фактор государственной молодежной политики в социальном развитии общества / К.А. Борисов // Аспирант и соискатель. – 2010. – № 4. – С. 65-68.
  • Василькова Ю.В., Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академия, 2008. – 236с.
  • Виноградова, Е.В. Молодежь, ее место в современном мире / Е.В.Виноградова // Вестник Российского философского общества. – 2007. –№ 2. – С. 103-109.
  • Виноградова, М.Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников / М.Д. Виноградова. – М.: Педагогика, 2007. – 229 с.
  • Воробьев, Н.Е. К вопросу о критериях социальной активности /  Н.Е. Воробьев. – Волгоград, 2006.- С. 8-29.
  • Горяева, Т.Н. Социализация молодежи / Т.Н. Горяева // Аспирант и соискатель. – 2006. – № 2. – С. 164-167.
  • Каган, М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа) / М.С. Каган. – М.:Академия, 2004. – 328 с.
  • Караковский, В.А. Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории / Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Е.И. Соколова; под ред. В.А. Караковского. – М.: Сентябрь, 2007. – 112 с.
  • Колесникова, М. В. Педагогические исследования в области социальной активности личности / М. В. Колесникова  // Вестник Томского государственного университета (общенаучный периодический журнал), — Томск: ТГУ, 2007.- № 298. - С. 176 - 178.
  • Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. – СПб.: КАРО, 2011. – 30 с.
  • Курбатов, В.И. Социальное проектирование: Учеб. пособие / В.И. Курбатов. – Ростов-на-Дону, 2011. – 184 с.
  • Лебедев, О.Е. Компетентносный подход в образовании школьников / О..Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - № 5.- С. 3-12.
  • Мальковская, Т.Н. Социальная активность старшеклассников / Т.Н. Мальковская. – М., 2008.- 142 с.
  • Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. –М.: УМО МО РФ, 2013. – 621с.
  • Марков, А.П. Основы социокультурного проектирования: Учеб. пособие / А.П. Марков. – СПб., 2007. – 78 с.
  • Мордкович, В.Г. Социальная активность: некоторые методические проблемы фиксации и измерения: факторы социальной активности городского населения / В.Г. Мордкович. - М.: Академия наук СССР, Институт социологических исследований, 2006. – 158 с.
  • Раковская, О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы / О.А. Раковская. – М.: Наука, 2003. – 192 с.
  • Родина, Л.И. Развитие социальной активности подростков / Л.И. Родина, О.В. Мичина // Партнерство через образование (совместный российско-американский журнал), – 2004. - № 2
  • Селиванова, Н.Л.  Воспитательная система школы: Проблемы и поиски / Н.Л. Селиванова. – М.: Знание, 2009. – 80 с.
  • Семенов, В.Е. Ценностные ориентации современной молодёжи / В.Е. Семенов// Социологические исследования. – 2007. – № 4. – С. 37-43.
  • Социальная компетентность как задача современной школы в условиях модернизации: матер. VIII регион. науч.-практ. конф. / Под ред. Т.А. Ярковой: в 2 ч., Тобольск: ТГПИ, 2004. - Ч. 2. - С. 37 - 40.
  • Фельдштейн, Д.И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков / Д.И.Фельдштейн. - М.: Просвещение, 2002.230с.
  • Хуторский, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторский // Народное образование. – 2013. - № 2. – С. 58-64.
  • Чугунова, О.Д. Детское общественное объединение как способ педагогического влияния на социальную активность подростков: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08/ О.Д. Чугунова. - Кострома, 2011. - 182 с.
  • Чупров, В.И. Социальное развитие молодежи: теоретические и прикладные проблемы / В.И. Чупров. – М.,2004.- 230 с.
  • Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2008. – 125с.
  • Штинова Г.Н. Социальная педагогика: Учеб. для вузов / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2008. – 362с.
  • Шаламова, Л.И. Социальная активность молодёжи: принципы управления / Л.И. Шаламова // Высшее образование в России. – 2006. - № 7. –  С 96-99.