«Формирование технологической компетенции в ходе реализации дополнительной общеобразовательной программы»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Формирование технологической компетенции в ходе реализации дополнительной общеобразовательной программы»
Автор: Губина Яна Сергеевна

Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
Центр детского творчества Ритм г. Перми.
Методические рекомендации
Формирование технологической компетенции в ходе реализации дополнительной общеобразовательной программы
Автор:
Губина Яна Сергеевна
педагог дополнительного образования высшей категории
Пермь 2017
Пояснительная записка
Стратегия развития системы образования города Перми до 2030 года разработана с целью обеспечения инновационного развития отрасли образования. Современное образовательное учреждение должно стать координатором между потребностями населения и возможными предложениями на рынке образовательных услуг.
Муниципальная модель дополнительного образования детей нацелена на создание условий для устойчивого развития сферы услуг дополнительного образования, обеспечивающих рост их качества и увеличение спектра программ различной направленности. Элементы модели в комплексе призваны обеспечить разнообразие ресурсов для социальной адаптации, разностороннего развития и самореализации подрастающего поколения, формирования у него ценностей и компетенций для жизненного самоопределения. Основными направлениями реализации модели являются направления по формированию условий модернизации структуры и содержания программ дополнительного образования.
Актуальность разработки – рассмотрение нового ФГОС общего и дошкольного образования как стандарта общего периода обучения ребенка, в связи с этим, осуществление развития механизмов реализации образовательных программ средствами дополнительного образования детей, ориентированных на формирование технологической компетенции.
Практическая значимость плановое построение содержания учебного процесса, включающее алгоритм изучения технологии различных видов декоративно – прикладного творчества.
Проблема: ориентирование программ художественно – эстетического направления на реализацию в образовательной области технология
Цель: обновление содержания дополнительных образовательных программ с точки зрения формирования технологической компетенции
Задачи:
создать условия для формирования целостных представлений о технологии различных видов творческой деятельности
освоить технологический подход как алгоритм преобразующей и созидательной деятельности
разработать универсальный алгоритм изучения технологии различных видов творческой деятельности
Анонс содержания: формирование технологической компетенции в ходе реализации дополнительной образовательной программы клуба Хозяюшка.
Адресат разработки: педагоги дополнительного образования
Формирование технологической компетенции в ходе реализации дополнительной общеобразовательной программы.
В XXI технологическое образование становится объективной необходимостью. Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых технологий, обеспечивающих более полную реализацию способностей личности. Такая тенденция нашей действительности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих для этого научные знания. Технологическая культура это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении и совершенствовании среды обитания человека. Технологическое образование обеспечивает человеку возможность гармонично развиваться и жить в современном мире.
Технологическое образование включает в себя два основных компонента.
Информационный компонент отражает основные аспекты технико-технологической картины мира как в узком (понятие о технологии изготовления изделий из различных материалов, а также о переработке информации и энергии), так и в широком (преобразующая, творческая, продуктивная деятельность человека, не только связанная с материальным производством, но и направленная на создание духовно-культурной среды).
Деятельностный компонент – это практическое овладение обучающимися алгоритмом созидательной, преобразующей творческой деятельности, направленной, в частности, на развитие технологического мышления.
При этом основными критериями успешности обучения детей становится функциональная грамотность и социальная адаптация обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность цели обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Дополнительная общеобразовательная программа Технологии творчества реализуется на базе отдела декоративно-прикладного, изобразительного и технического творчества МАОУ ДОД ЦДТ "Ритм" г. Перми, рассчитана на 4-8 лет (в зависимости от особенностей и возможностей, интересов и мотивации обучающихся) и может быть освоена детьми 7-18 лет. По способу структурирования содержания программа является модульной.
Каждый из предложенных в программе модулей представляет собой технологический процесс обработки определенного материала, либо группу видов работ, которые объединены смысловым и логическим единством и направлены на достижение комплекса дидактических целей. В структуре любого модуля представлены все элементы содержания обучения (знания, умения, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру) во взаимосвязи со средствами их реализации (информационно-познавательная и практическая части).
При изучении всех модулей особое внимание уделяется их политехническому содержанию. Содержание модулей отобрано и целенаправленно структурировано в двух основных разделах по концентрическому принципу:
Технологии художественно-прикладной обработки материалов: модули Конструирование из бумаги, Вышивка, Вязание, Макраме, Плетение и ткачество, Игрушки из текстильных материалов, Макраме и т.д. Содержательная основа – технология традиционной ручной обработки материалов (традиционные ремесла, рукоделие, народные промыслы).
Технология изготовления швейного изделия: содержательная основа – освоение технологии конструирования, моделирования, пооперационной обработки швейного изделия.
Концентричность в изучении данных разделов достигается тем, что элементы технологических знаний и умений изучаются по принципу укрупнения содержательных единиц, каковыми являются, прежде всего, технологические операции, приемы и процессы, а также связанные с ними вопросы экономики и организации производства, общей культуры труда. От ступени к ступени расширяется круг ранее изученных технологических знаний, осваиваются новые приемы, инструменты, материалы, виды технологии.
Системообразующим компонентом содержания образования на всех ступенях и по всем направлениям будет народное творчество, наполнение познавательной части и практических работ содержанием, которое отражает краеведческую направленность (региональный компонент).
Методическая основа программы – организация максимально продуктивной творческой деятельности. В репродуктивном ключе строится только освоение технологических приемов и операций. Умение открывать знания и пользоваться различного рода источниками информации для жизни гораздо важнее, чем просто запоминать и накапливать знания.
Алгоритм освоения модуля программы:
Из истории технологии: ознакомление с мировыми и региональными традициями в их связи с реальной окружающей детей средой, в единстве и взаимосвязи с миром природы, развитием технического прогресса.
Элементы материаловедения: изучение технологических свойств и назначения используемых материалов.
Оборудование и инструменты: назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования.
Освоение основных технологических приёмов и операций: организация рабочего места, Т.Б., работа с технологической документацией, выполнение по установленным нормативам определённых технологических операций, освоение терминологии.
Конструирование и моделирование: чтение и выполнение технических рисунков, чертежей, схем, внесение изменений в соответствии с выбранной моделью.
Выполнение творческой работы: формирование умения определять адекватные способы решения технологической задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности, мотивированно отказываться от образца, искать оригинальное решение.
Презентация творческого продукта: оценка конечного результата по установленным критериям, оценивание способностей и потребности к конкретной предметной деятельности.
С точки зрения технологического образования любое направление деятельности (изобразительное и декоративно-прикладное искусство, музыка, хореография) можно рассматривать как технологическую последовательность. Актуальность такого подхода определяется высоким воспитательным потенциалом и практической значимостью: дети, приобщаясь к лучшим образцам мировой художественной культуры, традициям родного края, овладевают различными технологическими навыками, приобретают основы мастерства, дающие возможность социальной адаптации и профессионально трудового выбора.
Таким образом, формирование целостных представлений о технологии осуществляется в ходе творческой деятельности на основе личностного осмысления технологических фактов и явлений.
2