Методическая разработка раздела образовательной программы. Литературное чтение 1 класс УМК "Школа 2100"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка раздела образовательной программы. Литературное чтение 1 класс УМК "Школа 2100"
Автор: Ветлугина Елена Николаевна
Методическая разработка раздела образовательной программы.Литературное чтение, 1 класс. Раздел «Наш дом».Тема: «Формирование и развитие УУД младших школьников средствами технологии продуктивного чтения»Пояснительная записка.«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я не запомню, вовлеки меня – и я пойму»(Китайская пословица) Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Данный курс занимает ведущее место в обучении первоклассников, т.к. направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции детей. Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания, владеющего техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать. Задачи уроков литературного чтения:формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободными независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, - через введение элементов анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятия.Для реализации программы используются:Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, «Литературное чтение. Капельки солнца»,1-го класс. - М.: «Баласс», 2009 (рекомендован МО РФ от 23.12.2011 г.);Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Тетрадь по литературному чтению. Капельки солнца,1 класс». - М.: «Баласс», 2011.«Уроки литературного чтения по учебнику «Капельки солнца»». Методические рекомендации для учителя. / Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, О.В.Чиндилова, - М.: «Баласс», 2011. Данная программа разработана в рамках образовательной системы «Школа 2100» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом МОиН РФ 06.10.2009 г.). В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета. Линии, общие с курсом русского языка: 1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации); 2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов; 3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи. Линии, специфические для курса «Литературное чтение»: 4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному; 5) приобщение к литературе как искусству слова; 6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях. Содержание предмета «Литературное чтение» для 1 класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы: 1. Круг детского чтения. 2. Техника чтения. 3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности. 4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста. 5. Литературоведческая пропедевтика. 6. Творческая деятельность учащихся. 7. Развитие устной и письменной речи. Первоклассник познает себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу; усваивает нормы отношения к этому миру и поведения, действования в нем – через стихи и маленькие рассказы современных детских писателей. В 1-ом классе дети читают об игрушках и играх, о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий его мир.Основное содержание программы по литературному чтению, 1 класс. ОС «Школа 2100»2.Триединая дидактическая цель изучения раздела «Наш дом»3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями.3.1. Краткая характеристика возрастных особенностей обучающихся 7-го-8-го года жизни:Интеллектуальные особенностиРебенок живет, в основном, настоящим. У него ограниченное понимание времени, пространства и чисел.Наши слова ребенок может понимать буквально. Затруднено понимание абстрактных слов и понятий.Любит задавать вопросы: «Почему?», «А правда ли это?»Ребенок хорошо запоминает факты, сведения, стихи. Прекрасный возраст для заучивания наизусть. Более легко запоминает слова, чем мысли.Особенно хорошо запоминает то, что чем-то мотивировано, значимо.Эмоциональные особенностиНачинает развиваться система оценок, но эмоции часто заслоняют объективность оценки. Авторитет взрослого еще так велик, что нередко собственную оценку заслоняет оценка взрослого.Достаточно хорошо может оценить и предвидеть предполагаемую реакцию взрослого. Прекрасно знает, когда и с кем что можно позволить.Ребенок нуждается в любви и опеке.Старается помочь маме по дому и учителям.Социальные особенностиДети этого возраста дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать в групповой деятельности и в играх. Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как его личные неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне.Ребенок гордится своей семьей, желает быть с семьей.3.2. Определение исходного уровня развития обучающихся 1 а класса Для определения эффективности используемой технологии нами были определены критерии, по которым в дальнейшем определена результативность используемого опыта в изучении раздела «Наш дом»:Взаимоотношения в семье (Кинетический рисунок семьи)Навыки уважительного отношения друг к другу, сотрудничество (Методика «Рукавички» (Г.А.Цукерман)Творческая направленность личности (наблюдения учителя и психолога за детьми на уроках и внеурочное время)Учебная мотивация (Методика «Беседа о школе»)Речевое развитие Результаты входящей диагностики:Кинетический рисунок семьи (Приложение № 1)(Р.Бернс, С.Кауфман) (КРС)Цель:изучение взаимоотношений в семье и восприятия ребенком других членов семьи.Инструкция: "Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом".Количество детей участвующих в диагностике: 25Методика «Рукавички» (Г.А.Цукерман) (Приложение № 2) Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).Итоги наблюдения по изучению одарённости (творческой направленности личности) учащихся 1 «А» класса. (Приложение № 3)Цель: Выявление направлений одарённости личности ребёнка в условиях повседневной жизни.Из наблюдений учителя и психолога за детьми на уроках и внеурочное время были сделаны следующие выводы:Диагностика личностных УУДМетодика «Беседа о школе»(модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина) Цель: - выявление сформированности внутренней позиции школьника;- определение мотивации учения. Форма проведения: индивидуальная беседа с ребенком.4.Планируемые результаты изучения данного раздела:Личностные результаты:– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие на содержательном материале литературных произведений А. Барто «Разлука», «Одиночество»; Э. Машковская «Трудный путь»; М. Зощенко «Глупая история» и др.– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции на содержательном материале литературных произведений В. Драгунский «Сестра моя Ксения» и др.;– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.Метапредметные результаты:Регулятивные УУД:– определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;– проговаривать последовательность действий на уроке;– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;– учиться работать по предложенному учителем плану.Познавательные УУД:- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;- преобразовывать информацию из одной формы в другую- пересказывать небольшие тексты.Коммуникативные УУД:– оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);– слушать и понимать речь других;– выразительно читать и пересказывать текст;– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).Предметные результаты: – воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;– осмысленно, правильно читать целыми словами;– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;– составлять устный рассказ по картинке;– заучивать наизусть небольшие стихотворения;– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.Тема опыта: «Формирование и развитие УУД младших школьников средствами технологии продуктивного чтения»5.1. Актуальность Сегодня о чтении принято говорить не столько как об учебном предмете, столько как о процессе осознанного освоения текста и обще учебной компетенции. Процесс осознанного освоения текста предполагает развитие у школьников умения работать с подтекстовой информацией, "вычитывать" отношение автора к героям произведения, описываемой в книге ситуации, а это возможно лишь в ходе вдумчивого (изучающего, аналитического, "медленного") чтения. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Остро встает проблема литературного образования детей, приобщение их к чтению. В своей работе я столкнулась с большими трудностями в решении этой задачи. Дети перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. В.Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души» Как сделать данный процесс увлекательным и продуктивным одновременно? Я полагаю, для этого нужны продуктивные технологии. Одна из них – технология продуктивного чтения - кажется мне наиболее эффективной. Она является основной и единой при работе с любыми текстами на всех уроках в Образовательной Системе «Школа 2100». Цель: формирование универсальных учебных действий в процессе продуктивного чтения. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:создать условия для поддержания атмосферы психологической комфортности на уроках;создать условия формирования навыков учебной деятельности путем включения в учебный процесс заданий на развитие основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);создать условия для развития творческого потенциала личности младшего школьника;повысить уровень мотивации, развить потребность учиться с интересом и увлечением;развить самостоятельность, уверенность, ответственность, стремление к сотрудничеству.Планируемыми результатами занятий первого года обучения становятся сформированные УУД: коммуникативные – дети учатся формулировать свои мысли, понимать собеседника;познавательные – обучающиеся приобретают умения находить нужную текстовую информацию и интерпретировать ее;личностные – анализируя текст, ученики учатся формулировать оценочные суждения;регулятивные – школьники приобретают навыки работы по соотнесению результата своей деятельности с поставленной целью. 5.2 Концептуальное обоснование опыта.5.2.1. Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС НОО. В основе опыта лежит Системно-деятельностный подход, который является методологической основой ФГОС. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Реализация технологии продуктивного чтения в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов: Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.5.2.2Технология продуктивного чтения «Школы 2100» Концептуальной основой формирования данного опыта является Технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности, разработанная в образовательной системе «Школа 2100» Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. В Образовательной системе «Школа 2100» реализуется идея именно литературного чтения, которое является альтернативой объяснительному чтению. Как известно, подходы к литературному чтению в отечественной методике были определены еще М.А. Рыбниковой. С тех пор они практически не изменились, но почему-то до сих пор не освоены школой до конца. Литературное чтение предполагает:1) обязательную опору на литературоведение;2) введение художественного произведения в литературно-исторический контекст;3) установление связей с жизненным опытом ребенка; 4) анализ литературного произведения как обязательный этап работы с текстом. Сама технология, разработанная авторами, включает в себя 3 этапа работы с текстом: до чтения, во время чтения, после чтения.5.4. Обоснование опыта в контексте технологии продуктивного обученияI этап. Задача учителя, работающего в данной технологии методически обоснованно выбрать из существующих или разработать самостоятельно и применить, внедрить в учебный процесс технологические приемы для каждого этапа работы. В своей работе по литературному чтению я использую следующие этапы работы и технологические приемы. Важно формировать способы понимания текста, начиная с 1 класса. Ученики с 1 класса учатся развивать устную речь, учатся слышать другого, обучаются диалогу с текстом, следовательно, дети получают удовлетворение от возможности сотрудничества с книгой и сотрудничества друг с другом. На данном этапе никогда не оставляю ученика один на один с заданием на понимание, создаю проблемную ситуацию и направляю ребёнка, показываю приёмы работы, создавая учебную ситуацию на уроке, в процессе которой ребёнок самостоятельно находит правильный ответ. Стараюсь специально создавать на уроке ситуации, которые могут помочь понять непонятное в тексте школьнику, а в процессе совместной работы, беседуя с текстом, ученик непроизвольно включается в овладение приёмами понимания. Такой элементарный такт процесса понимания: от непонимания к вопросу и далее к пониманию, необходимое условие для формирования способности понимания текста. Диалог начинается с заголовка текста, размышление над которым создаёт установку на понимание (учитель советует ребёнку уже на «пороге» текста задуматься, о чём пойдёт речь в тексте). К подобной мыслительной работе подталкивает учеников и формулировка заголовков в учебнике. Пусковым механизмом размышлений являются приёмы в форме прямого вопроса. II этап. Чтобы помочь ребёнку лучше разобраться в фактах, событиях, описанных в тексте, проконтролировать своё понимание, предлагаю ему различные творческие задания, включающие воображение ребёнка. Сложнее обучать вычерпыванию подтекстовой информации, развивать умение читать «между строк». С этой целью на уроках «Литературного чтения» в процессе коллективной работы в мини – группах ребятам предлагается составлять рассказы по предложениям, делать ремарки к репликам персонажей, восстановить текст и другие задания. Данная работа с текстом превращается в увлекательное занятие, у ребят появляется желание делиться со своими одноклассниками творческими мини – рассказами, сочинениями, формируется культура учения. А самое главное – умение работать с текстом благодаря механизму переноса помогает ученику в овладении всеми учебными предметами. Часто создаю специальные ситуации противоречия. В таких ситуациях ученики перестают спрашивать «а как правильно?» или «а как на самом деле?», они включают все силы своего воображения, логику, начинают размышлять, предлагать свои версии. Технология работы с противоречием включает обязательную работу в микрогруппах – для подготовки к основному этапу работы – обнаружить суть конфликта. Следовательно, ребёнок не только получает предметные знания, но и овладеет навыками элементарного вхождения в сложную дискуссию. Для понимания текста использую приём деформации текста. Деформируя текст, легко заметить, что восприятие меняется, делается видимой связь между текстом и возникающим образом, создаются условия, в которых дети выработают личное отношение к тексту. Приём деформации текста позволяет добиться того, чтобы дети реально принимали поставленную перед ними задачу глубокого понимания текста, охотно продолжали разговор, требующий повторного (более внимательного) чтения. Такой анализ уточняет, углубляет читательские переживания, формирует навыки, и умения переносить мысли на другие тексты.III этап. Одним из самых трудных этапов понимания является выделение концепта текста – мыслей текста, подчинённых главной. Выделение главной мысли – результат понимания. Обучение выделения концепта текста (системы взглядов автора) начинаем на мини – тексте. Так легче научиться и осуществить перенос мысли на более большой текст. И наконец, творческие задания. Данная работа является одним из способов по развитию навыков размышления, умение навыков своими словами и образами выразить понятую мысль текста. Часто мной применяются следующие виды творческих заданий для первоклассников:- рисуют словесный и художественный портрет героя (коллективно и индивидуально);- составляют рассказ о герое, не называя его, чтобы дети узнали его по приметам;- инсценирование маленьких сцен;- мини-пантомимы;- конкурс на лучший фантик (с изображением любимого героя);- музей пластилиновых фигур;- составление пожелания персонажу. Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации. У школьников с раннего детства формируются приёмы понимания текста, которые они переносят при чтении текстов на различных уроках. Тем самым закладывается одно из важных в начальной школе умений – умение учиться. В процессе такой работы у ребят появляется потребность соучаствовать, создаётся новая коммуникативное пространство урока. Таким уроком в большей степени свойственно диалогичность, открытость многих вопросов, импровизированность. 5.5 Обоснование эффективности методической работы через представление результатов в динамике. В марте 2012 года на этапе контроля за эффективностью методической работы по использованию технологии продуктивного чтения были проведены контрольные замеры с использованием тех же методик, что были использованы в начале учебного года.Кинетический рисунок семьи (Приложение № 4)(Р.Бернс, С.Кауфман) (КРС)Количество детей участвующих в диагностике: 25Методика «Рукавички» (Г.А.Цукерман) (Приложение № 5)Итоги наблюдения по изучению одарённости (творческой направленности личности) учащихся 1 «А» класса. (Приложение № 6)Диагностика личностных УУДМетодика «Беседа о школе»(модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина) (Приложение № 7) Цель: - выявление сформированности внутренней позиции школьника;- определение мотивации учения. Форма проведения: индивидуальная беседа с ребенком.6. Система знаний и система деятельности в ходе изучения раздела «Наш дом»6.1 Система знаний в ходе изучения данного раздела 6. 2 Система деятельности в ходе изучения данного разделаВыводы: Применение данной технологии дало положительные результаты, подтверждающие её эффективность:Благодаря применению технологии продуктивного чтения дети научились формулировать свои мысли, понимать собеседника;Научились находить нужную текстовую информацию и интерпретировать ее;Значительно повысился уровень мотивации учащихся, развилась потребность учиться с интересом и увлечением;Развилась самостоятельность, уверенность, ответственность, стремление к сотрудничеству;школьники приобрели навыки работы по соотнесению результата своей деятельности с поставленной целью. 7. Календарно-тематическое планирование. (Приложение № 8) Календарно-тематическое планирование данного раздела представлено в форме технологической карты 8. Разработка урока в технологии продуктивного чтения. (Приложение № 9) 9. Список используемой литературы:Диагностика личностных УУДМетодика «Беседа о школе»(модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина) Цель: - выявление сформированности внутренней позиции школьника;- определение мотивации учения. Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения. Возраст: 6,5 – 7 лет. Форма проведения: индивидуальная беседа с ребенком. Вопросы беседы:Тебе нравится в школе?Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?Представь себе, что, мама тебе говорит: - Хочешь, я договорюсь, чтобы ты пошел в школу не сейчас, а позже, через год? Что ты ответишь маме?Представь себе, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает кто такой – «Хороший ученик?». Что ты ему ответишь?Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы ты не каждый день учился в школе, а чтобы ты дома занимался с мамой и только иногда ходил в школу? Ты согласишься?Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А такое расписание уроков в 1 классе – каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание – там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?Представь себе, что к вам домой приехал знакомый родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает….. Отгадай, о чем он тебя спрашивает?Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Ваня (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошее учение. Выбери сам, что ты хочешь – шоколадку, игрушку или тебе отметку поставить в журнал?» Ключ . Все ответы кодируются буквой А или Б. А – балл в счет сформированности внутренней позиции школьника;Б – балл в счет несформированности внутренней позиции школьника и предпочтения дошкольного образа жизни. 1. Да – А., не знаю, нет – Б. 2. А – называет школьные предметы, уроки; Б – перемены игры, общение с друзьями, школьные атрибуты (ранец, форма и пр.) 3. А – нет, не хочу; Б – хочу или согласен не ходить временно (месяц, полгода) 4. А – указание на отметки, хорошее поведение, прилежание, старательность, заинтересованность в новых знаниях и умениях; Б – нет ответа или неадекватное объяснение; 5. А – нет; Б – согласие, при этом может оговаривать посещение школы (иногда); 6. А – школа А; Б – школа Б; 7. А – вопросы о школе (учишься ли в школе, когда пойдешь в школу, какие отметки, хочешь ли пойти в школу и пр.); Б – вопросы, не связанные со школой. Если ребенок не связывает вопросы взрослого со школой, например, говорит, что взрослый спросит его имя, то можно задать вопрос: «А еще о чем он тебя спросит?); 8. А – выбор отметки; Б – выбор игрушки, шоколадки. Критерии (показатели) сформированности внутренней позиции школьника: 1. положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания; 2. проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа; 3. предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) (Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер, 1988). Уровни сформированности внутренней позиции школьника на 7-м году жизни: - отрицательное отношение к школе и поступлению в школу. – положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни. – возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными аспектами. 3 – сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни. уровень (очень низкий) – обязательно вопрос 1, 3, 5 – Б, в целом преобладание ответов типа Б. 1 уровень (низкий) - обязательно 1, 3, 5 – А; 2, 6, - Б. В целом равенство или преобладание ответов А. 2 уровень (средний) – 1, 3, 5, 8 – А; в ответах нет явного преобладания направленности на школьное содержание. Ответы А преобладают. 3 уровень (высокий) – 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8 – А.Результаты проведения «Беседа о школе» (изучение личностных УУД)Т.А. Нежнова , А.Л. Венгер, Д.Б Эльконинв 1 «А» классе