Трудовое воспитание в системе формирования базовой культуры личности умственно-отсталого школьника на уроках профессионально-трудового обучения (столярное дело)
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Трудовое воспитание в системе формирования базовой культуры личности умственно-отсталого школьника на уроках профессионально-трудового обучения (столярное дело)
Автор: Белоусов Игорь Евгеньевич
Управление образования администрации г. КемеровоМуниципальное бюджетное образовательное учреждение «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки № 104».Кемерово, пр. Октябрьский, 82 «А» Е-mail: chili104@mail.ruТел./факс 51-82-65 – приёмнаяТел. 51-83-32 – директорТрудовое воспитание в системе формирования базовой культуры личности умственно-отсталого школьника на уроках профессионально-трудового обучения (столярное дело). Выполнил: Белоусов Евгений Игоревич,учитель столярного делаСодержаниеВведение…………………………………………………………………………..3 1. Особенности развития детей с умеренной умственной отсталостью……52. Проблема социализации детей с умеренной умственной отсталостью….103. Роль трудового воспитания в системе формирования базовой культуры личности умственно-отсталых школьников на уроках профессионально-трудового обучения ………………………………………….144. Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта, виды деятельности учащихся, способствующие формированию основ базовой культуры личности школьника.…………………………………………21 Заключение……………………………………………………..……………….28Список литературы ……………………………………………………………30ВведениеАктуальной задачей для общества, и для школы в частности, является задача формирования базовой культуры личности человека с самого раннего детства, потому, что невозможно построить передовое прогрессивное государство без развития культуры. В последнее время возникла потребность в более тесной непрерывной связи культуры и образования потому, что все большее количество людей убеждается, что преобразование общества невозможно вне культуры и её основных составляющих – морали, образования, науки и искусства. Сегодня как никогда возрастает социальная значимость культурных целей образования. Она актуализирована и потребностью развития культуры страны, и текущими задачами меняющейся культурной политики, и внутренними проблемами самого реформируемого образования. В настоящее время в обществе осознана необходимость реализации культурных целей образования, ориентированных, прежде всего на личность, её культурное самоопределение и саморазвитие. Наверное, никто из нас не хотел бы жить в обществе варваров, вандалов, для которых культура ничего не значит. К сожалению, в современном мире до сих пор существуют силы, которые не считаются с нормами морали, культуры, с общечеловеческими ценностями. Только полным отсутствием какой-либо культуры, можно объяснить возрождение и поддержка в некоторых странах неонацизма, экстремизма, а также безнаказанное уничтожение исторических памятников, культурного наследия целых народов, что, в конечном счёте, ставит под сомнение существование мира на земле. Поэтому сегодня так важно развивать культуру у детей с самого раннего возраста. Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование гражданской, активной жизненной позиции школьников, формирование мировоззренческих убеждений. Чтобы сформировать положительное мировоззрение личности школьника на уроках труда, необходимо решать актуальные задачи, имеющие для него общественно значимый смысл. Для того, чтобы нормы поведения стали внутренне близкими, понятными, они должны быть связаны с необходимостью их соблюдения в практической деятельности, только тогда они перейдут во внутреннюю позицию личности его убеждения.Известно [2, с.127], что понятие культура личности школьника, многогранно и включает в себя целую систему такие значимые составляющие, как:- Философско-мировоззренческая подготовка школьников.- Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности.- Формирование основ нравственной культуры личности.- Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников.- Формирование эстетической культуры учащихся.- Воспитание физической культуры учащихся.1. Особенности развития детей с умеренной умственной отсталостью Группы детей с умеренной умственной отсталостью неоднородны по своему составу. Отличительной особенностью является разная степень выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития в пределах одного возраста. Уровень сформированности той или иной психической функции, практического навыка может быть существенно различен. Именно это обстоятельство создает трудности комплектования групп и классов обучения, составления образовательных программ, выбора методов и средств обучения [5]. Наряду с выраженными диффузными поражениями центральной нервной системы отмечается наличие локальной церебральной патологии, которая проявляется в стойких нарушениях двигательной сферы, познавательных процессах, речи. Для этой категории детей, как никакой другой, развитие произвольности всей психической деятельности чрезвычайно затруднено. Нередко эти особенности начинают проявляться уже впервые месяцы жизни ребенка и в дальнейшем ведут к невыразительности, «смазанности» основных периодов развития и возрастных кризов. Под последними понимается четко очерченная в норме смена ведущих видов деятельности, характеризующая качественные изменения в психике и личности ребенка [5]. Замедленный и неравномерный темп развития обнаруживается во всем. Прежде всего, следует отметить позднее формирование моторных функций. Такие дети поздно начинают переворачиваться, садиться, вставать и занимать вертикальное положение. Ходить они начинают лишь в 1,5-2 года (иногда только после двух лет). Тонкая моторика остается неразвитой. Двигательная недостаточность сохраняется в течение всей жизни. Особенно затруднено формирование общей программы действий, что влияет на их переключаемость и динамику. Даже у взрослых движения обычно бывают неловкими, нарушена их координация. С трудом удерживается поза[11]. На протяжении всей жизни остаются трудности, связанные со статикой и динамикой тела. В более тяжелых случаях нередки парезы и параличи. В зависимости от преобладания в центральной нервной системе процессов торможения или возбуждения поведение детей может быть различным. Одни дети очень вялы, пассивны, заторможены. Другие, напротив, очень подвижны, беспокойны, непоседливы. Они постоянно стремятся что-то делать, берут различные предметы, пытаются ими манипулировать, но очень быстро бросают все начатое и принимаются за что-то другое. Предоставленные сами себе и те, и другие дети практически не способны ни к какой целенаправленной и созидательной деятельности. Уже на первом году жизни ребенка выявляются особенности, характеризующие его эмоциональное "состояние, интерес к окружающему миру. Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью долго не узнают близких людей, у них не выражен или совсем отсутствует так называемый «комплекс оживления», не наблюдается адекватных реакций на внешние раздражители разных модальностей, они не проявляют интереса к игрушкам, не пытаются их взять, совершать с ними какие-либо действия[18]. Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничивается лишь знанием предметов окружающего быта. Чем старше становится ребенок, тем заметнее выглядит его общее недоразвитие, снижение интеллекта и психических функций, которые характеризуются своей несформированностью и недифферинцированностью. У этих детей внимание крайне неустойчиво; процесс запоминания является механическим; зрительно-моторная координация грубо нарушена; им трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное; установить причинно-следственные связи; перенести уже знакомое, известное действие в новые условия. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи окружающих с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. Как было отмечено выше, важным показателем психического развития ребенка является речь. Иногда первые слова появляются в 3-4 года, простая фраза - только в 5-6 лет. Однако, появившись, фраза остается невнятной, косноязычной, малораспространенной, с множественными аграмматизмами. Речь не служит у детей средством коммуникации. Такое состояние речи в большей или меньшей степени сохраняется на протяжении всей жизни, что говорит о стойкости речевых нарушений[23]. Ввиду этого в коррекционно-развивающей работе с данной категорией умственно отсталых используют альтернативные средства коммуникации: жестовое общение, пиктограммы, рисунки, карточки и др. Формирование игры таких детей имеет также свои особенности и, в значительной степени, зависит от участия в ней окружающих взрослых. Собственная игра ограничивается обычно нецеленаправленными манипуляциями с игрушками. Требуется большая помощь взрослых, чтобы помочь ребенку организовать игру, научить его играть. Лишь после многократных повторений, совместного проигрывания простых сюжетов ребенок может повторить сам. Некоторые дети способны принимать участие в несложных сюжетных играх, которые организуют им взрослые[4]. Навыки гигиены и самообслуживания формируются медленно, требуется многократное повторение и закрепление. Степень сформированности гигиенических навыков и самообслуживания может быть различна. Часть детей к началу школьного обучения ими не овладевает. Невозможность обслужить себя иногда сохраняется долго, если не навсегда. Некоторые дети к концу дошкольного возраста начинают самостоятельно умываться, есть, одеваться, раздеваться. Но они могут затрудняться в определении изнаночной стороны одежды, левого и правого ботинка. Известно, что наибольшую сложность для детей с умеренной умственной отсталостью представляет шнуровка, завязывание шнурков и застегивание пуговиц, а также навыки, связанные с орудийными действиями (чистка зубов, причесывание и др.). Уже, будучи взрослыми, им лучше удается шнуровать и застегивать пуговицы не на себе, а на другом человеке[4]. Исследования и наблюдения в процессе работы показали, что дети с умеренной умственной отсталостью к началу школьного обучения могут поддерживать ситуативный контакт с взрослым, в ряде случаев идут на контакт самостоятельно и проявляют интерес к взаимодействию. В процессе взаимодействия способны принимать помощь разъясняющего и обучающего характера. Перенос усвоенных способов действий возможен только с помощью взрослого. В основном преобладают действия по подражанию и образцу. Самостоятельная деятельность возможна при условии ранее усвоенных способов действий и организующей помощи. В процессе деятельности доступно сравнение своих действий с образцом. Отмечается эмоциональная реакция на успехи и неудачу, понимание похвалы и порицания. Дети понимают обращенную к ним речь (простая инструкция). Собственная речь может быть на уровне либо отдельных слов, либо простой фразы. В основном дети употребляют существительные в именительном падеже, реже глаголы. Глаголы, как правило, употребляются в повелительном наклонении или неопределенной форме в сочетании с существительным в именительном падеже. Например: "Дай кукле", "Читать книжки". Встречается согласование глагола и существительного в числе, лице. Например, «Она гладит», «Девочка сидит тульчике». Предлоги употребляются редко. Из предлогов чаще других используются предлоги "в, на". Обращает на себя внимание преобладание в пассивном словаре слов с четко фиксированным значением предметов из их ближайшего окружения[23]. Характерным для данной группы умственно отсталых детей являются замены названий предметов словами, обозначающими действия. Например "кровать-пать", "яблоко-кушать" и т.д. Страдает также и фонетико-фонематическая сторона речи. Звукопроизношение имеет множественные нарушения, которые преодлеваются к началу школьного обучения. Отмечается окращение слоговой структуры слова, его звуконаполняемость, проявляющаяся в пропусках согласных при стечении. Например: "Пичка летает", "Дека (девочка) тут", "автобус-абас", "ложка-лоть"; "глаза-газа", "платье-пате» и т.д. При выборе игрушек дети отдают предпочтение тем, которые постоянно находятся в их обиходе. Чаще всего они заученно повторяют с ними одни и те же действия. У некоторых детей прослеживается цепочка предметно-игровых действий из 2-3 операций, но, как правило, законченного сюжета не возникает. Имеют место неадекватные действия, сохраняющиеся до конца дошкольного возраста. Самостоятельного привнесения игровых действий не происходит, использование игрушек-заместителей отсутствует. Не возникает у детей и совместная игра. Отсутствует потребность в контактах, нет подлинного интереса к другим детям. Обычно они отнимают друг у друга игрушки, могут толкать, кричать[7]. Из всего вышесказанного следует, что детей с умеренной умственной отсталостью, требуют наибольшего внимания со стороны взрослого в процессе обучения и воспитания. Также при их обучение педагоги должны использовать методы и приемы обучения направленные на «зону ближайшего развития».2. Проблема социализации детей с умеренной умственной отсталостьюГлавная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья ребёнка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб – ребёнок, имеющий инвалидность, может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей[2]. Реабилитация лиц с нарушением интеллекта во многом зависит от их социализации, личной адаптации и интеграции в общество, общения, межличностного взаимодействия, организации досуга, профессиональной подготовки, развития социально-бытовых навыков, самооценки и самопонимания, проявления себя вне привычных домашних условий, умения независимого функционирования[19]. Назарова Н.М. в своих трудах обозначает социализацию как «процесс и результат освоения человеком знаний и навыков общественной жизни, выработки общепринятых стереотипов поведения, освоения ценностных ориентации, принятых в обществе, которые позволяют полноценно участвовать в различных ситуациях общественного взаимодействия» [12]. Автор полагает, что в нашем государстве имеет место «покровительская» позиция людей в отношении детей с какими-либо особенностями развития. Такого рода позиция меняет все нормальные отношения человека и внешней среды, вырабатывает потребительские паттерны поведения у людей с ограниченными возможностями. На сегодняшний день, теория социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями, определяет предоставление для каждого индивидуума одинаковых возможностей полноценного участия в абсолютно любых сферах человеческой жизни. Жизнеобеспечение и самообслуживание, общение, отдых и социализацию, Назарова Н.М. определяет понятиями независимого образа жизни [12]. Шипицына Л.И. определяет социализацию как «становление ребенка в системе социальных отношений как компонента этой системы, то есть ребенок становится частью социума, при этом происходит усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей» [23]. Направление работ отечественных и зарубежных специалистов предусматривает построение новых отношений между личностью ребенка, его семьей и обществом, а также поиск оптимальных путей социализации и защиты. Высшим уровнем социализации личности является её самоутверждение, реализация её социального потенциала. Этот сложный процесс осуществляется обычно в соответствии с определённым социально-психологическим сценарием, содержание которого зависит как от ролевых позиций субъекта, так и от внешних условий, т. е. воздействия социальной микросреды.Доказано, что ребёнок с ограниченными возможностями здоровья испытывает трудности проникновения в смысл человеческих отношений, потому что он не может их познать теми способами, которыми пользуется нормально развивающийся ребёнок [2]. Социализация лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью чрезвычайно затруднена в связи с отсутствием навыков межличностного общения в среде нормальных людей, несформированностью потребности в таком общении, неадекватной самооценкой, негативным восприятием других людей, гипертрофированным эгоцентризмом, склонностью к социальному иждивенчеству. По данным Е. М.Мастюковой и А. Г.Московкиной (2014), среди детей с нарушениями умственного развития 27% представлено такими категориями, как дети-сироты, опекаемые дети, 43% из них проживают в неполных семьях, более 7% находятся под опекой, 62% проживают в неблагополучных семьях, 28% - в семьях социального риска. Большинство родителей детей с интеллектуальной недостаточностью имеют начальное (14%), среднее (26,3%) и среднее специальное (56,6%) образование, высшее образование имеют только 0,9% родителей[1]. Родители умственно отсталых детей имеют весьма скудные знания о современных методах реабилитации и коммуникации со своими детьми. Они неохотно идут на контакт с психологом или психотерапевтом, многих из них тяготит нарушенное поведение своих больных детей, например, агрессивность, повышенная сексуальность и пр. Они часто не понимают их состояния, не знают, как помочь и ухаживать за умственно отсталым ребенком[25]. Итогом социализации детей с умеренной умственной отсталостью, является нормализация их жизни (соразмерно психическим и физическим возможностям): жить дома, решая повседневные бытовые вопросы, по возможности участвовать в трудовой деятельности вместе с другими людьми, занять себя в свободное время, овладеть принятыми в обществе нормами поведения. Следовательно, в изменяющихся социально-экономических условиях для решения проблем социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями интеллекта необходимо обновление содержания, форм и методов обучения. Основной направленностью школы для детей с нарушением интеллекта должна стать практическая подготовка к жизни наиболее социально развитой группы детей. 3. Роль трудового воспитания в системе формирования базовой культуры личности умственно-отсталых школьников на уроках профессионально-трудового обучения. Одной из неотъемлемых составляющих в процессе формирования культуры школьника является трудовое воспитание и профессиональная ориентация. Проблема трудового воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта представляет собой одну из значимых областей знаний, разрабатываемых коррекционной психологией и педагогикой. Научное обоснование данной проблемы связано, прежде всего, с именем Л.С. Выготского. Рассматривая её как неотъемлемую часть программы социализации личности аномального ребёнка, Л.С. Выготский подчёркивал, что организованный особым образом труд такому ребёнку обеспечивает все: общение, речь, сознание. [4, с.35]. Хотелось бы добавить, что правильно организованный труд, нацеленный на выполнение общественно значимой работы, ещё и выполняет большую воспитательную функцию и позволяет формировать культуру поведения школьников. При этом особое ударение делается на то, что качество трудовой деятельности детей с проблемами в развитии должно определяться не столько уровнем развития их двигательных навыков, сколько уровнем сознательности и самостоятельности ребёнка при выполнении работ, уровнем формирования культуры его поведения. Рассматривая процесс трудового обучения умственно-отсталых школьников, можно выделить мотивы личного характера и вызванные чувством долга. В основе личных мотивов лежит стремление получить вознаграждение за свой труд, похвалы, подарков или интерес, вызванный желанием иметь полезную для себя вещь. Как правило, у детей и подростков с нарушением интеллекта на второй план отступают мотивы, достаточно для них отвлечённые, обусловленные чувством долга. Поэтому необходимо целенаправленно формировать потребность у учащихся в такой деятельности, как выполнение общественно значимой работы. Такую работу учащихся необходимо всячески поощрять и стимулировать. Трудовое обучение в школе для умственно-отсталых обучающихся направлено, прежде всего, на решение дидактических и коррекционных задач, связанных с обучением школьников определённому виду трудовой деятельности: швейному делу, столярному делу и другим профилям обучения, в зависимости от конкретной школы и района её расположения. При этом не менее значимы воспитательные задачи, которые решаются на уроках труда. Трудовое обучение, являясь одной из важных составляющих в системе формирования базовой культуры личности школьников, начинается в семье с элементарных представлений о трудовых обязанностях. Именно в семье закладываются основы трудового воспитания, понимание необходимости и важности выполнения общественно значимого труда для всех членов семьи.Неблагоприятной средой для формирования культуры и личности ребёнка являются такие семьи, где родители не выполняют свой родительский долг: ведут асоциальный образ жизни, нигде не работают, употребляют спиртные напитки и т.д. Есть и такие семьи, где за чисто внешним "благополучием" скрывается атмосфера стяжательства, оправдывающая в глазах этой семьи любые средства наживы. Это, в свою очередь, сказывается на отношении школьников к общественно полезному труду: под влиянием семьи в их сознании может сформироваться пренебрежение к труду, ориентация на "выгодную" работу, подчинение корыстным целям. Результатом такого "потребительского воспитания" чаще всего становится пренебрежение к чужому «непрестижному» труду, установка на удовлетворение только личных потребностей любыми способами. Труд был и остаётся необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности. Необходимо стремиться к тому, чтобы трудовая деятельность стала для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью. В условиях школ для умственно-отсталых обучающихся решаются как специальные коррекционные задачи, характерные для учащихся с недостатками развития интеллекта, так и общие задачи трудового воспитания для учащихся всех типов школ [3, с.153], такие как:- формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;- развитие познавательного интереса к знаниям, стремления применять знания на практике,- развитие потребности в творческом труде;- воспитание высоких моральных качеств, целеустремлённости, трудолюбия, долга и ответственности;- вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.Конкретное содержание трудового воспитания в каждой школе определяется также производственными условиями района, возможностями школы, её материальной базой и т.д. Учебный труд школьника включает в себя труд умственный и физический. Умственный труд для учащихся с недостатками развития интеллекта является наиболее напряжённым, требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости, в конечном счёте, воспитывает трудолюбие, волевые качества школьника. В процессе физического труда создаются условия для проявления учащимися нравственных качеств, коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности. Очень большое значение для формирования положительных качеств личности имеет общественно-полезный труд, который организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребёнка в отдельности. Проблема приобщение школьников к производительному труду также не теряет своей актуальности и сегодня. Успех трудового воспитания зависит от его правильной организации, [1, с.75] соблюдения следующих педагогических условий:1. Соответствие труда учащихся учебно-воспитательным задачам. В общественно полезном и производительном труде учащихся должны находить практическое применение знания и умения, полученные в учебном процессе.2. Сочетание общественной значимости труда с личными интересами школьника. Дети должны быть убеждены в целесообразности и полезности предстоящей деятельности для общества, их семьи и для себя. Смысл труда раскрывается учащимся с учётом их возраста, индивидуальных интересов и потребностей.3. Доступность и посильность трудовой деятельности. Непосильный труд нецелесообразен уже потому, что он, как правило, не приводит к достижению желаемого результата. Такой труд подрывает духовные и физические силы детей, веру в себя. Из этого не следует, однако, что труд детей не должен требовать от них никакого напряжения сил — трудовые задания подбираются в соответствии с силами и способностями учащихся.4. Добросовестность и обязательность трудовой деятельности учащихся. Иногда учащиеся с энтузиазмом берутся за дело, но быстро теряют к нему интерес. Задача учителя состоит в том, чтобы в процессе деятельности учащихся поддерживать у них желание довести работу до конца, приучить их работать систематически и равномерно.5. Сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности. С одной стороны, необходимо сотрудничество детей в звене, бригаде, группе, с другой — каждый учащийся группы должен иметь конкретное задание, уметь его выполнять, нести ответственность за качество и своевременность его исполнения.Эффективно организованное таким образом трудовое воспитание способствует нравственному становлению личности учащихся и является составной частью в системе формирование базовой культуры личности школьника. С точки зрения формирование основ нравственной культуры личности общественно полезная работа учащихся на благо школы, безусловно, положительно влияет на развитие детей, т.к. каждый поступок человека, если он влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный или неправильный, таким образом, вырабатываются определённые нормы и установки положительного поведения: трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, желание выполнять работу полезную для общества. К тому же, при выполнении коллективной общественно полезной работы предполагается воспитание гуманности, взаимного уважения между людьми, товарищеской взаимопомощи и требовательности, коллективизма, воспитание заботы о младших, уважительное отношение к представителям противоположного пола. Отношение к своему труду проявляется в добросовестном, ответственном исполнении своих трудовых обязанностей, развитии творческих начал в трудовой деятельности, признании важности своего труда и результатов труда других людей. Для того чтобы знания, которые дают педагоги школы, направленные на воспитание основ культуры школьника переросли в убеждения, стали ценностными ориентирами личности, они должны закрепляться на практике, учащимся необходимо участвовать в общественно-полезной деятельности, вызывающей положительное эмоциональное состояние — ко всему тому, что создаёт и поддерживает благоприятный социально-психологический фон школы. Сфера практических действий учащихся может быть достаточно широкой. Учебно-трудовая и общественная деятельность вовлекает учащихся в широкий круг социальных отношений, она не просто ведёт к чисто внешним результатам, а перестраивает внутренний мир школьников, развивает у них потребность активного созидания как свойство личности. Недостаточно, чтобы эта деятельность была общественно полезна, нужно, чтобы она соответствовала пусть не полностью, но в главных чертах и его личным интересам, а главное вызывать у него потребность к этой деятельности. Кроме обучения определённым трудовым навыкам и воспитания необходимых трудовых качеств, на уроках труда формируются основы экономической культуры школьников. Формирование экономической культуры неразрывно связано с подготовкой выпускника к жизни, труду, она — одно из необходимых условий становления гражданской позиции личности. При этом решается ряд задач формирования экономической культуры школьников. Важнейшие из них:- формирование у учащихся экономического мышления;- воспитание качеств характера рачительного хозяина-гражданина: бережливости, практичности, хозяйственности;- овладение элементарными навыками экономического анализа, привычками экономии и расчётливости. Экономическое воспитание учащихся обогащает педагогический процесс, придаёт ему предметно-жизненную направленность. Формирование основ эстетической культуры школьников на уроках труда, также входит в программу обучения учащихся — это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, обеспечивает удовлетворение от того, что является действительно эстетически ценным. Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и умения вносить элементы эстетичного во все стороны жизни. Одно из направлений деятельности школьников- воспитание эстетического отношения к предметам, которое выражается в работе по изготовлению декоративных и полезных изделий. Изделия могут быть как для личного использования (например: подарок маме), так и для школы. Для того чтобы детский труд не превращался в тягость и обузу, приносил эстетическое наслаждение, он должен быть наполнен высокой общественно значимой целью, отмечен красотой изделий. В обиход школьной жизни важно вводить элементы эстетического оформления элементов быта. Важно пробудить у школьников стремление утверждать красоту в школе, дома, всюду, где они проводят своё время, занимаются делом или отдыхают. Возможности эстетического воспитания учащихся на уроках труда, предоставляемые учебным планом и программой, ограничены. Поэтому они компенсируются в системе внеурочной деятельности.4. Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта, виды деятельности учащихся, способствующие формированию основ базовой культуры личности школьника.На мой взгляд, именно сейчас, в век поголовной компьютерной грамотности, ощущается большая необходимость трудового воспитания детей. Дело в том, что создаётся впечатление, будто бы в городских домашних условиях не остаётся мужской работы: действительно, воду носить не надо, не надо пилить и колоть дрова и т.д. В результате отвыкают от труда подрастающие дети. В тоже время, очень часто в городской квартире нужно очень многое переделывать, подгонять, заменять, ремонтировать мебель и даже создавать нестандартные вещи, без которых порой в быту не обойтись. И эти вещи нужно сделать своими руками, вспоминая те домашние ремёсла, которыми когда-то в совершенстве владели практически все наши деды. И здесь, трудно переоценить роль школы, уроков столярного дела, внешкольной кружковой работы в трудовом, эстетическом и нравственном воспитании подростков. Наряду с обязательными образовательными курсами учебный план школы содержит предметы школьного компонента: ОБЖ, физкультура, краеведение, основы экономических знаний, которые решают общеразвивающие и практические задачи. Разнообразные приёмы коррекционного воздействия нашли отражение в учебных предметах раздела «Коррекционная подготовка»: ритмика, развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, социально-бытовая ориентировка, предметно-практическая деятельность и ручной труд. Своеобразным посредником в усвоении не только учебных предметов, но и новых способов взаимодействия друг с другом, с взрослыми, с окружающим миром через конкретную практическую деятельность являются факультативы: этика, основы компьютерной грамотности, ЛФК, деловое письмо, основы безопасности жизнедеятельности. Наша школа обучает детей, как с лёгкой степенью умственной отсталости, так и детей с множественными нарушениями как умственного, так и физического здоровья. Педагоги нашей школы стараются развивать у всех учащихся терпимость в отношениях к каждому человеку, толерантности, независимо от его национальности, вероисповедания, состояния здоровья и т.д. Помимо традиционных программ обучения школой разработаны ряд подпрограмм с целью более индивидуального и качественного обучения и социализации воспитанников, детей-инвалидов. Учебный процесс организован исходя из способностей и возможностей каждого ребёнка. Дети, не усваивающие общую программу, занимаются по индивидуальным или сниженным программам. Учащиеся, имеющие медицинские показания, обучаются на дому индивидуально. По общеобразовательным предметам экзамены не сдаются. Годовые отметки выставляются на основе текущей успеваемости и контрольных работ по математике, письму и развитию речи. По окончанию 9 класса воспитанники сдают выпускной экзамен по изучаемому профилю трудового обучения. После 9 класса учащиеся имеют возможность продолжить обучение в ГОУП по выбранной профессии или выбрать другую. Главное достоинство нашей школы - доступность и коррекционная направленность программ обучения для детей с недостатками развития интеллекта, их направленность на социально - трудовую адаптацию таких детей в обществе. Трудовая деятельность для детей с нарушением в интеллектуальном развитии является основой социализации в обществе. В нашей школе постоянно усовершенствуется материально-техническая база мастерских, закупаются новые станки, отвечающие современным требованиям модернизации оборудования, приближенного к производственным образцам.Очень важным условием для становления личности учащихся, успешной в дальнейшем социально-трудовой адаптации в обществе является своевременная, грамотная профессиональная ориентация школьников, которая направлена на оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении. Правильно выбранная профессия соответствует интересам, способностям и склонностям человека, только тогда профессия приносит радость и удовлетворение. Социальная значимость и удовлетворённость профессией повышаются, если она отвечает современным потребностям общества, престижна, носит творческий характер, высоко оценивается материально. Мир профессий очень подвижен: одни профессии уходят в прошлое, другие — появляются. Поэтому школьники нуждаются в разносторонней информации о профессиях, в квалифицированном совете на этапе выбора жизненного пути, в поддержке и помощи в начале профессионального становления. На протяжении периода обучения с четвертого класса по девятый, в нашей школе организовано профильное трудовое обучение школьников: столярное дело для мальчиков и швейное дело для девочек. В процессе трудового обучения в школе осуществляется первоначальная профориентация, включающая в себя организацию пробы сил в конкретном виде деятельности, формирование морально-психологической и физической готовности выполнять определённый вид работ и связанные с этим трудовые обязанности. Профессиональная ориентация в нашей школе осуществляется, прежде всего, на основании диагностики возможностей, склонностей, способностей, состояния здоровья учащихся. Профессиональная диагностика осуществляется специалистами (психологами, врачами, педагогами) по отношению к каждому конкретному учащемуся. По результатам диагностики даются рекомендации родителям и ученикам. В этом учебном году был организован «Круглый стол», посвящённый профориентации наших выпускников, на который были приглашены родители выпускников, ведущие специалисты Центра труда и занятости, главные специалисты Муниципального Управления Образования, ПМПК, представители колледжей города, потенциальные работодатели для наших выпускников. Кроме того проводятся родительские собрания, общешкольные внеклассные мероприятия, викторины, экскурсии на предприятия и профессиональные учебные заведения города, направленные на профориентацию выпускников. В результате такой работы по профориентации учащихся, выпускники нашей школы - интерната 70% трудоустроены и адаптированы в социальной среде. Многие выпускники трудоустроены в соответствии с перечнем профессий и специальностей, рекомендуемых для трудоустройства лиц данной категории, в основном это: плотники, фасовщики, облицовщики-плиточники, штукатуры–маляры, санитарки, сборщики мебели, рабочие по благоустройству населённых пунктов, повара-кондитеры, сантехники. Для достижения новых целей образования школа выбрала стратегическую идею – реализацию личностно-ориентированного образования, направленное на воспитание каждого ученика развитой самостоятельной личностью. При этом воспитание личности, толерантного отношения к сверстникам есть сверхзадача, по отношению к которой обучение знаниям, умениям и навыкам, выступает как средство образования. Трудовое воспитание в нашей школе тесно связано с выполнением общественно полезных работ, которое осуществляется как во время уроков труда, так и во внеурочное время. Начиная с начальной школы, учителя начальных классов и воспитатели во внеурочное время приучают детей к выполнению несложных работ по уборке школьной территории, необходимости соблюдения чистоты и порядка в классах. Уже в пятом классе, учащиеся начинают изготавливать простейшие изделия на уроках столярного дела. Так, например, учащиеся нашей школы поддержали акцию «Подкорми птиц», на уроках труда пятиклассники изготавливали и развешивали на территории школьного участка кормушки для птиц, а в шестом классе ребята изготавливали уже более сложные изделия - скворечники для птиц. Старшеклассники изготовили ящики для цветов, принимали участие в озеленении школьного участка. Целью данных видов работ являлось формирования экологической культуры школьников. Такая деятельность учащихся направлена, прежде всего, на воспитание ответственного, бережного отношения к птицам, к животным, природе. Семиклассники, изготовили для учащихся начальных классов детские лопатки для уборки снега. Теперь учащиеся третьего и четвёртого класса после уроков, регулярно и с удовольствием очищают дорожки к школе от снега. Таким образом приучать детей к общественно полезному труду необходимо уже с начальной школы, затем, сохраняя преемственность продолжать эту работу уже в старших классах, выполняя более сложную работу. Так учащиеся восьмых и девятых классов в этом году изготовили вешалки для одежды и подставки для обуви в раздевалке для младших классов, а учащиеся десятых классов - вешалки для одежды и лавочки в раздевалке для старших классов. Конечно, все эти полезные вещи, изготовленные своими руками на уроках труда, отличает надёжность, удобные размеры, эстетичный вид. Необходимо отметить при этом, эффективность таких работ в воспитательном плане: после того, как старшеклассники сами изготовили вешалки для одежды и подставки для обуви, они стали бережнее относиться к школьному имуществу – никто не ломает крючки для одежды, старшеклассники делают замечания учащимся младших классов, чтобы в раздевалках был порядок. Обучая школьников на уроках труда бригадным методам работы, всегда необходимо привносить в работу детей дух соревнования. Так при сборке новой мебели для школьной столовой, учитывалось качество работы (надёжность всех болтовых соединений), умение работать в команде без конфликтов, слаженность и взаимопомощь, а также скорость выполнения работ. В результате слаженной работы школьников всех классов с пятого по десятый, когда каждый учащийся чётко понимал важность выполнения такой общественно полезной работы для школы, задание было выполнено точно в срок и с хорошим качеством. Большую помощь по укреплению материально технической базы школьной столярной мастерской в этом году внесли старшеклассники: силами учащихся на уроках труда был построен склад с полочками для хранения пиломатериалов вместимостью 5 кубометров досок, изготовлены 22 оригинальных стенда по технике безопасности, изготовлены новые верстаки для станков и шкафы для хранения инструментов. При изготовлении этих изделий, учащиеся отрабатывали разнообразные приёмы работы, входящие в программу обучения столярному, плотницкому делу. Главным мотивом деятельности при этом была не только хорошая отметка в журнале, но и чувство удовлетворения от качественно выполненной работы, желание участвовать в нужном общественно полезном деле. Конечно, это далеко не все виды общественно полезных работ, которые наши учащиеся выполняют на уроках труда и во время внеурочной деятельности. Выполняются отдельные виды работ к различным общешкольным мероприятиям, например, было изготовлено оборудование для проведения игры «Поле чудес», посвящённой профориентации школьников, инвентарь к празднику, посвящённому Дню защитника Отечества, текущий ремонт школьной мебели и хоз. инвентаря и т.д. Отдельно хотелось бы отметить проведение субботников по уборке школьной территории, когда каждый сотрудник школы от директора до тех. персонала своим участием показывают школьникам пример трудолюбия. При выполнении такой общественно полезной работы важно, чтобы каждому ученику нашлось задание, в соответствии с его силами и возможностями, очень важно создать для учащихся хорошее настроение, чтобы такая работа была не в тягость, а в радость от чувства хорошо выполненной работы. В планах на следующий год изготовление новых лавочек для фойе, уже сейчас изготовлен опытный образец и ведётся работа по подготовке и просушке материалов для новых изделий для школы. Для успешного формирования базовой культуры личности школьника необходим единый подход всех педагогов школы, понимание задач и активное участие родителей в процессе воспитания школьников. Часто для подростка более значимо и важно мнение о нём сверстников, чем взрослых, поэтому важно положительно влиять на мотивы и характер действий неформальных групп, придавать им общественно ценную направленность. Так в нашей школе действует неформальная организация с символическим названием «Город мастеров», задачей, которой является выполнение наиболее ответственных общественно полезных работ для школьных нужд. В конце этого учебного года в июне месяце на базе нашей школы- интерната планируется работа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей, профильного лагеря (трудовой отряд старшеклассников).Участие школьников в общественно полезном труде создаёт необходимые условия для приобретения ими социального опыта, гражданского становления. С целью повышения интереса к трудовой деятельности, наши учащиеся ежегодно принимают участие в городских выставках декоративно-прикладного творчества школьников на родительских конференциях. Перспектива стать участником выставки, которую посетят родители и представители других школ, мобилизует учащихся, и у них появляется желание добиться лучших показателей. Стремление отличиться на выставке хорошей работой, осознание того, что хорошо выполненная полезная вещь будет выставлена на показ и получит положительную оценку, возможность получить грамоту привлекает учащихся и вызывает у них желание удостоиться этой чести. При наличии соответствующего воспитательного и направляющего воздействия со стороны учителя, воспитателей, администрации школы, такое желание приводит к хорошим результатам.Заключение.Задачу формирования трудового воспитания у умственно-отсталых школьников необходимо решать комплексно: как на уроках труда, так и во внеурочное время, и конечно необходима взаимосвязь с родителями, их понимание важности данной проблемы, желательно и личное участие в жизни класса и школы. В нашей школе эта работа ведётся планово, целенаправленно и постоянно. Общественно полезная работа всегда должна поощряться администрацией и педагогами школы, тогда учащиеся начинают проявлять активную жизненную позицию, вносят предложения по улучшению материально-технической базы школы, поддержанию порядка на территории школы и т.д. Структурные изменения, которые происходят в обществе, заметно повлияли на сложившуюся систему трудовой подготовки школьников с нарушением интеллекта. Произошёл разрыв между школой и базовым предприятием. Если раньше, все государственные предприятия города были обязаны оказывать шефскую помощь школе и на этой основе заключались договора с различными предприятиями города на проведение производственной практики для наших учащихся, то сейчас, все предприятия стали частными. Руководители частных предприятий, прежде всего, думают о своей прибыли, и не хотят брать на себя заботу и ответственность за работу с несовершеннолетними детьми, нести связанные с этим дополнительные издержки. В настоящее время сложно организовать практику на производстве, поэтому необходимо максимально использовать и развивать имеющуюся материальную базу школы и школьных мастерских, для выполнения общественно полезной работы, изготовления изделий, отвечающих потребностям школы. Затраты, которые несёт государство на организацию и поддержание трудового обучения и трудового воспитания в школе, необходимы и оправданы с точки зрения формирования базовой культуры личности школьников– будущих граждан нашего общества. Основной задачей трудового обучения и воспитания в остаётся подготовка учеников к самостоятельной жизни, социально-трудовая адаптация в обществе, подготовка учащихся к выполнению несложных видов работ на промышленных предприятиях, сфере обслуживания, малых предприятиях или на дому. Эта важнейшая задача возложена на всех педагогов школы, но прежде всего, на учителей трудового обучения, а во внеурочное время на воспитателей школы. Её решение требует использование коррекционных приёмов, направленных на активизацию процесса трудовой подготовки, а также постоянного изучения динамики развития школьников во время внеклассной, учебной и трудовой деятельности.В заключение хотелось бы отметить, что правильно ориентировать надо не только детей, но и их родителей, чтобы заручиться их вниманием и поддержкой. Конечно, не все ученики выберут профессию столяра, плотника, на это есть много объективных причин. Некоторые выпускники освоят родственные профессии на строительстве, в сфере ЖКХ, в сфере обслуживания. Именно с уроков труда учащиеся выносят умение выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца, желание выполнять общественно полезную работу, быть нужными обществу, уважение к рабочим людям. А эти качества нужны в любой профессии.Список литературы1. Коррекционная педагогика: учебн. пособие / под ред. В.С. Кукушкина. – Ростов н/Д:МарТ,2011.2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пособие для студентов педвузов и системы повышения квалификации пед. Кадров. /Е.С. Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А. Е. Петров. – М.: Изд. центр Академия,2012.3. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов:В 2-х книгах/ под ред. В.Д.Симоненко, М.В.Ретивых Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2008.4. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: метод.пособие.- М.:Владос,2009.