"Распознавание катионов и анионов".
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Распознавание катионов и анионов".
Автор: Угренева Елена Афанасьевна
Химический практикум в 9 классе
Тема урока: Распознавание катионов и анионов.
Цель урока:
1. Обобщить теоретические знания о качественных реакциях на катионы и анионы
2 Закрепить практические навыки по проведению качественных реакций.
3. Отработать навык составления уравнений реакций ионного обмена.
4. Соблюдение ПТБ работы с химическими реактивами.
Форма урока: Практическая работа
ОБОРУДОВАНИЕ
реактивы хим. посуда проектор интернетресурсы таблица растворимости
Девиз: Единственный путь, ведущий к познанию, это- деятельность.
Б. Шоу.
Ход работы.
Обнаружение анионов.
Для выполнения практической работы выдаются листы – инструкции, повышенной сложности(облегченный, повышенной сложности) с описанием проведения качественного определения катионов и анионов).
Опыт №1 Качественные реакции на сульфат – ион
Налейте в пробирку раствор сульфата натрия. По каплям добавляйте раствор хлорида бария. Объясняйте наблюдаемое. Составьте уравнения реакций ионного обмена.
Na2SO4 + BaCl2 =BaSO4 + 2NaCl
полное ионное
уравнение_________________________________________________________________________
сокращенное
ионное ур-ие_______________________________________________________________________
Вывод по опыту №1: Какое соединение может служить реактивом на распознание SO2-4 – сульфат – иона?
Опыт №2 Качественная реакция на хлорид – ион
Налейте в пробирку раствор хлорида калия. По каплям добавляйте раствор нитрата серебра. Объясните наблюдаемое. Составьте ур-е реакции ионного обмена.
KCl + AgNO3 = …… + AgCl
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Вывод по опыту №2: Какое соединение может служить реактивом на распознавание хлорид иона?
Опыт №3 Качественные реакции на карбонат-ион.
Налейте в пробирку раствор карбоната натрия. По каплям добавляйте раствор соляной кислоты.
Объясните наблюдаемое. Составьте уравнения реакции ионного обмена.
Na2CO3 + HCl = …… + H2CO3 CO2
H2O
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Вывод по опыту №3: Какое соединение может служить реактивом на распознавание
CO2-3 - карбонат иона?
После 1 части практической работы (Обнаружение анионов) демонстрируется видеосюжет Качественное определение СО2-3, Cl-, SO42- . С целью проверки правильности выполнения эксперимента.
2) Обнаружение катионов.
Опыт №1 Обнаружение катиона Al3+
Налейте в пробирку сульфат алюминия. По каплям добавляйте щелочь. Объясните наблюдаемое. Составьте уравнения реакции ионного обмена.
Al2(SO4)3 + NaOH = Al(OH)3 + …….
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Вывод по опыту №1: Какое соединение может служить реактивом на распознавание Al3+ - катиона алюминия?
Опыт №2 Обнаружение катиона Fe2+.
Налейте в пробирку сульфат железа (2). По каплям добавьте щелочь. Объясните наблюдаемое. Составьте уравнения реакции ионного обмена.
FeSO4 + NaOH = Fe(OH)2 + ………
Вывод по опыту №2: Какое соединение может служить реактивом на распознавание Fe2+ катиона железа (2)?
Опыт №3 Обнаружение катиона Fe3+
Налейте в пробирку хлорида железа (3) . По каплям добавьте щелочь. Объясните наблюдаемое. Составьте уравнения реакции ионного обмена.
FeCl3 + NaOH = Fe(OH)3 + ………
Вывод по опыту №3: Какое соединение может служить реактивом на распознавание Fe3+ катиона железа (3)?
После 2 части практической работы (Обнаружение катионов) демонстрируется видеосюжет Качественное определение Fе2+, Fe3 +, Al3+
Прослушивание сообщений:
а) Барий и его соединения
б) Значение железа в клетках живых организмов
в) Серебро и его соединения
г) Биологическое значение галогенов
Значение железа – микроэлемента в клетках живых организмов.
Роль железа в ж/д–ти живых организмов очень велика. Оно входит в
состав гемоглобина крови, который осуществляет перенос кислорода от органов дыхания к другим органам и биологическим тканям. Окраску крови придают именно соединения железа. Если лишить железа растения и животных, то они изменяют свою окраску. Как человек бледнеет, когда не хватает гемоглобина в крови, так и растения, растущие при недостатке железа в почве, будет бледным или даже б/цвет. Поэтому соединения железа издавна применяют для лечения малокровия, при истощении, упадке сил. Для человека и животных источником железа служат растения. В зеленых овощах, таких, как шпинат, салат, капуста, железа много. Чем интенсивнее окрашены растения и животные, тем больше в них железа. Так, розовая вишня, содержит наполовину меньше железа, чем черная. Светло-зеленый капустный лист в шесть раз беднее железом, чем зеленый. В говядине железа больше, чем в телятине.
Биологическое значение соединений галогенов.
Когда мы покупаем в магазине зубные пасты, мы обращаем внимание на этикетки, где указывается содержание Химических элементов, в том числе – фтора, - конечно, не свободного, а его соединений. Благодаря этому важному компоненту, участвующему в построении зубной эмали и костей, предотвращается такое заболевание, как кариес зубов.
Кроме того, фтор является необходимым элементом в процессе обмена веществ в железах, мышцах и нервных клетках.
Хлор – х.э., без которого невозможно существование живых организмов. Основная форма его поступления в организм – это хлорид натрия (поваренная соль или галит). Он стимулирует обмен веществ, рост волос, придает бодрость и силу. Больше всего хлорида натрия содержится в плазме крови. Особую роль в пищеварении играют другие соединения хлора – соляная кислота, которая входит в состав желудочного сока. Без 0,2%-ной HCI практически превращается процесс переваривания пищи. И хотя почти все пищевые продукты содержат некоторое количество поваренной соли, человек должен добавлять к пище ежедневно около 20г. соли.
Серебро и его соединения.
Фамилия одного из самых запоминающих персонажей Ильфа и Петрова, Никифора Ляписа, ассоциируется обычно со словом ляпсус. А ляпис – азотнокислое серебро – эта самая известная соль элемента №47. Первоначально, во время алхимиков, эту соль называли lapis infernalis? То в переводе с латыни на русский значит адский камень.
Ляпис обладает прижигающим и вяжущим действием. Взаимодействуя с белками тканей, он способствует образованию белковых солей – альбуминатов. Свойственно ему и бактерицидное действие – как и всякой растворимой соли серебра. Поэтому ляпис широко применяют не только в химических лабораториях, но и в медицинской практики.
БАРИЙ И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ
Старинная арабская пословица говорит: Все несчастья в жизни – от желудка. Действительно, желудочные заболевания причиняют много беспокойства медикам, а еще больше – некоторым их пациентам. Здесь врачам помогает барий. Его сернокислую соль применяют при диагностике желудочных заболеваний. BaSO4 смешивают с водой и дают проглотить пациенту. Сульфат бария непрозрачен для рентгеновских лучей, и поэтому те участки пищеварительного тракта, по которым идет бариевая каша, остаются на экране темными. Так врач получает представление о форме желудка и кишок, определяет место, где может возникнуть язва.
Сернокислый барий применяют в бумажной промышленности как наполнитель; качество бумаги во многом определяется ее весом, барит BaSO4 утяжеляет бумагу. Эта соль обязательно входит во все дорогие сорта бумаги. Кроме того, сульфат бария широко используется в производстве белой краски.
В качестве домашнего задания учащимся предлагается заполнить кроссворд.
4) Кроссворд.
Свойства соединений проявлять двойственную природу?
Соль соляной кислоты.
Соль серной кислоты.
Соль угольной кислоты.
Сложное вещество, состоящее из иона металла и гидроксильной группы.
Микроэлемент, металл, входит в состав гемоглобина, придает красный цвет крови.
Процесс, в результате которого происходит превращение одних веществ в другие.
Итог урока:
Опыт никогда не ошибается, ошибаются ваши суждения,
ожидая от него такого действия, которое не является
следствием ваших экспериментов.
Леонардо да Винчи.
6) Д/З. П.р. №8 стр.149.
7
1
2
3
4
5
6