«Развитие эмоционального интеллекта»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие эмоционального интеллекта»
Автор: Краевская Светлана Викторовна
Психологический тренинг: «Развитие эмоционального интеллекта»Возрастная котегория участников: подростки 13-17летЦель тренинга: знакомство; формирования представлений об ЭИ; самоанализ эмоционального интеллекта участниками группы.Правила тренингаАктивность«Я – высказывания»Право на ошибку«Один голос в эфире»КонфиденциальностьСоблюдение временного регламента.Телефоны на вибровызове.Упражнение 1. «Наши имена» (15 мин.)Цель: знакомство, развитие внутригрупповой работоспособности.Оборудование: Бумага, ручка.Описание: Все участники тренинга сидят в кругу и после команды тренера, делятся на группы по принадлежности к собственному имени (Например: все участники с именем Наташа садятся слева от тренера и т.д.) Если повторяющегося имени нет, то участник с редким именем в группе, будет выполнять упражнение самостоятельно.После того, как все группы будут сформированы, тренер дает задание.Инструкция: Каждой группе нужно представить их общее имя. Для этого необходимо переводится имя, какие его основные характеристики). Если такой информации нет, то можно рассказать, почему Вас назвали именно так, и кто придумал для Вас это имя. Какое производное от Вашего имени Вам нравиться больше всего.Упражнение 2. (25 мин.)Цель: знакомство с понятиями эмоций, чувств и интеллекта; знакомство с понятием «эмоциональный интеллект». Группе задаются следующие вопросы для обсуждения:Что такое эмоции? Какое место они занимают в нашей жизни? Для чего нужны эмоции и нужны ли вообще?Что такое чувства? Чем отличаются чувства от эмоций? Что такое интеллект? Существует ли связь интеллекта и эмоций? Какова эта связь?После обсуждения вопросов, тренер делает краткое теоретическое сообщение о том, что такое ЭИ и какова его структура.Схема эмоционального интеллектаЭмоциональный интеллект – продукт личной и социальной компетентности. Личная компетентность полностью сосредоточена на вас, вашем внутреннем мире, умении его понимать и управлять им, социальная – на том, как вы ведете себя с другими людьми, сосредоточена на внешнем мире.Упражнение 3. (15 мин.) Цель: определение границ собственного эмоционального поля участниками группы; самоанализ особенностей эмоциональной сферы участников группы в ходе целенаправленного межличностного взаимодействия. Члены группы объединяются в пары (лучше с менее знакомыми членами группы). Инструкция: «Внимательно смотрите друг на друга, но ничего не говорите. Продолжайте смотреть друг на друга, без слов до тех пор, пока я не скажу «стоп»». (5 мин.)После упражнения участникам задаются вопросы:Какие чувства (эмоции) у вас возникали в ходе выполнения упражнения? По какой причине возникал смех, улыбка, смущение и т.д. (если члены группы говорят о них)Какие мысли приходили к вам в голову во время выполнения упражнения? (Этот вопрос является наиболее значимым при определении границ эмоционального поля. Так в ходе выполнения упражнения происходит активное взаимодействие эмоциональных структур субъектов, что вызывает колебания их эмоционального опыта. В результате устанавливается связь между актуальной ситуацией взаимодействия и прошлым эмоциональным опытом человека.) Если участники не могут вербализировать мысли, возникающие в ходе упражнения, тренер просит выполнить его еще раз и дает следующую инструкцию:«Снова внимательно смотрите друг на друга, и ничего не говорите, пока я не скажу «стоп». Но теперь постарайтесь понаблюдать за возникающими мыслями и переживаниями». Наиболее широкое эмоциональное поле диагностируется у тех людей, у которых будут возникать мысли не только по поводу своего партнера по упражнению или всего происходящего в группе, а и относительно других (посторонних) людей, ситуаций. Границы эмоционального поля меняются ежеминутно и зависят от доминирующих переживаний человека. Так если студент находится в ссоре с родителями и переживает по поводу этой ситуации, то находясь в университете границы его эмоционального поля будут охватывать не только актуальную ситуацию взаимодействия с педагогом и сокурсниками, но и распространяться далеко за пределы стен университета, как бы «цепляясь» за конфликт. Упражнение 4. (20 мин.)Цель: самоанализ способностей участников группы к узнаванию и называнию эмоций.Оборудование: изображения людей в разных эмоциональных состояниях; бумага и ручка для каждого участника.Тренер демонстрирует участникам группы изображения людей в разных эмоциональных состояниях. Инструкция: «Внимательно посмотрите на изображение и запишите в своих листочках «названия» эмоций или чувств, которые, по вашему мнению, испытывает человек на картинке». Затем все изображения обсуждаются в группе. Анализируются причины ошибок в определении эмоций. Подведение итогов. Педагог-психолог Краевская С.В.11.01.2018г.