Консультация для воспитателей
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для воспитателей
Автор: Сорока Марина Федоровна
Консультация для воспитателей«Проектная деятельность в детском саду»Воспитатель: М.Ф. Сорока.С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все в этом мире происходит впервые: и солнце светит, идет дождь, страх и радость.Поэтому всем хорошо известно, что детей называют «почемучками»Естественно самостоятельно ребенок не может найти ответы на интересующие его вопросы – в этом ему помогают взрослые.Именно с целью помочь ребенку лучше познать окружающий его мир в дошкольных учреждениях широко используется метод проблемного обучения – или так называемый проектный метод обучения.Проектный метод – это, прежде всего осуществление замысла от момента его возникновения, до его завершения с целью прохождения определенных этапов деятельности.Один из основоположников этого метода У. Кильпатрик считал, что проект предполагает «энергичную от всего сердца деятельность»«Что я знаю,Что я хочу узнать,Для чего мне это надо,Где я могу это узнатьИ как применить» - вот основной тезис своевременного понимания метод проектов.Метод проектов является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена одной основной проблемой.Так, например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит детей с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей их образов в народно-прикладном искусстве.По продолжительности проекты бывают:краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня)длительными (от 1 месяца до 3 месяцев)долгосрочными ( в течении всего учебного года)Работа над проектом включает в себя составляющие обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода и проходит несколько этапов:Постановка целиПоиск реализации проектаРазработка содержания учебно-воспитательного процесса на основе тематики проектаОрганизация познавательной, предметной и развивающей среды;Определение направлений поисковой и практической деятельности;Работа над частями проекта;Коллективная реализация проекта, его демонстрацияВ настоящее время проекты классифицируются:по составу участниковпо целевой установкепо тематикепо срокам реализации.В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов.Ролево- игровые ( с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы)Информационно-практико-ориентированные – (дети собирают информацию и реализуют ее ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и т.д.)Исследовательско-творческие – (дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна)Творческие – (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна)Так как ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то уже начиная с младшего возраста используются ролево-игровые и творческие проекты:«Мои любимые игрушки»«Азбука здоровья»Значимы и другие виды проектов:Комплексные: «Книжкина неделя», «Мир театра», «Эхо столетий»Межгрупповые: «Мир животных и птиц», «Времена года»Творческие: «Мои друзья», «Любим сказки», «Мир природы», «Наш Казахстан»Групповые: «Познай себя», «Подводный мир», «Познай себя», «Подводный мир», « Сказки о любви»Индивидуальные: «Секреты бабушкиного сундучка», «Я и моя семья», « Сказочная птица»Исследовательские: «Питание и здоровье», «Дыхание и здоровье»Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является прежде всего развитие творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.Задачами развития являются:Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;Развитие познавательных способностей;Развитие творческого воображения;Развитие творческого мышления;Развитие коммуникативных навыков.Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.В младшем возрасте – это:Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (весте с педагогом)Формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты)Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно.Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей.Задачами исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте являются:формирование предпосылок поисковой деятельности интеллектуальной инициативы;развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;формирование умения применять данные методы, способствовавшие решению поставленной задачи с использованием различных вариантов;развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельностиСоветы по работе над проектомГлубоко изучить тематику проекта.При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.Создавать игровую мотивизацию, опираясь на интересы детей, их эмоциональный отклик.Вводить детей в проблемную ситуацию доступную для их понимания с опорой на детский опыт (личный)Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотрудничества с ребенком используя индивидуальный подход.Развивать творческое воображение, фантазию детей.Творчески подходить к реализации проекта, ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.Заключительный этап проекта – следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действия и т.д.Таким образом метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает возможность ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.