Развитие речи детей 2-3 лет


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие речи детей 2-3 лет
Автор: Козорез Надежда Васильевна

Развитие речи детей 2-3 лет. Программа « Радуга». Подготовила воспитатель МБДОУ Детский сад № 1 п. Высокое Козорез Н.В. Развитие речи ребёнка обусловлено определенными закономерностями . Но условия жизни ребенка, условия его воспитания могут существенно влиять на эти закономерности: благоприятствовать развитию речи ребёнка, или, напротив, тормозить его. В детском саду связная речь дошкольника, богатство словаря, грамматический строй, звуковая культура вырабатываются путем планомерного обучения. Уровень развития мышления и обобщения ребёнка определяется не только его предметными действиями, но и развитием речи. Речь перестраивает все психические процессы: восприятие, мышление, память, чувства, желания и т. д. Овладение речи позволяет ребёнку управлять собой и своим поведением, думать и фантазировать, строить воображаемую ситуацию и осознавать свои действия. Ребёнок овладевает речью в общении со взрослыми. Первоначальная функция речи- коммуникативная . Речь - это прежде всего средство общения, средство высказывания и понимания. В раннем возрасте речь ребёнка развивается очень интенсивно в связи с обозначением предметов и действий с ними. Ребёнок может говорить лишь о том, что непосредственно воспринимает. Развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием его мышления. На первом году его жизни мышление и речь развиваются независимо друг от друга; мышление существует в форме манипуляций с предметами и предметных действий, а речь - в форме лепетного говорения, эмоциональных жестов. Но в раннем возрасте (1-3 года) линии развития мышления и речи, которые до сих пор шли отдельно, совпадают. С помощью речи ребенок не только усваивает названия предметов, но и начинает их обобщать. Окружающий мир постепенно воспринимается ребёнком все более осмысленно, возникает смысловое строение сознания. На втором году жизни значительно совершенствуется понимание ребёнком речи, и главное, появляется самостоятельная речь. Появление ходьбы расширяет возможности непосредственного познания предметов окружающего мира. Взрослый обозначает словом все, что видит малыш, помогает ему понять связь между предметов и словом, что содействует развитию номинативной (обозначающей) функции речи. На втором году жизни развитие речи не только непосредственно связано с общением со взрослыми, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов. К активному употреблению речи ребёнка побуждает потребность в совместной со взрослыми деятельности. Стремление к общению по поводу того или иного предмета инициирует ребёнка искать новое средство общения, которым становится речь. Начинает развиваться ее коммуникативная функция. Малыш уже способен по словесному указанию взрослого выполнять ряд несложных поручений: выбрать названный предмет из нескольких других и принести его, взять предмет у одного человека и передать другому и т. п. Выполняя требования взрослого, он способен все точнее понимать его речь. В речевой план начинает переводиться вся информация об окружающем, полученная ребёнком чувственно. Важной особенностью развития речи и мышления на втором году жизни является формирующаяся способность обобщения. Слово в сознании ребенка не ассоциируется с одним конкретным предметом, а обозначает все относящиеся к этой группе, несмотря на различия по цвету, величине, форме. Понимание ребёнком речи зависит от особенности познавательных процессов, которые в этом возрасте еще очень несовершенны. Опора на наглядность- важная особенность понимания ребенком слова. Сначала ребенок реагирует на предмет, выражает свое отношение к нему, когда мы этот предмет показываем и называем. Лишь постепенно дети могут реагировать на слова в отсутствие предметов ( на предложение найти и принести большого мишку из игрового уголка приносят именно такого мишку), то есть понимание слов становится более стойким и общение с их помощью не всегда требует опоры на наглядность. Уже в этом возрасте ребенок может без наглядной опоры внимательно слушать сказки, потешки, песенки, если, конечно, это сопровождается выразительной речью взрослого. Под влиянием речи начинают зарождаться элементы произвольного внимания. Взрослый может руководить им, и его слово выступает как средство организации внимания. В этом возрасте дети проявляют большой интерес к близким людям, своим сверстникам, стремятся вступать в контакт с ними. Общение со взрослыми приобретает выраженную познавательную направленность. Дети начинают задавать вопросы : «Что это?», «Кто?», «Где?», «Какой?». Все это свидетельствует о значительном совершенствовании обеих сторон речи. Ознакомление с природным и социальным окружением происходит в естественной обстановке, через образные игрушки, практические художественные образы, через художественные картины и художественное слово; вся непосредственная образовательная деятельность в раннем возрасте носят игровой характер .Основные задачи решаемые в этом возрасте:1.Развитие интереса к художественному слову.2.Развитие восприятии художественного материала.3.Содействие формированию у ребенка умения вслушиваться в речь взрослого, запоминать слышимое ( третий год жизни)4.Воспитание интонационной выразительности речи детей (третий год жизни)5.Содействие запоминанию и чтению наизусть потешек и небольших стихотворений ( третий год жизни)6.Развитие элементов творчества, инициативы: с помощью воспитателя участвовать в инсценировке и драматизации простых народных сказок( третий год жизни).Условия развития  речевой активности  детей раннего возраста в рамках ФГОС.
  • Внимательное и  бережливое отношение взрослого к ребёнку. 
  • В раннем возрасте общение является основной формой воспитания. Общение – взаимоотношение взрослого с ребенком, которое включает обращение взрослого к ребенку и ответ ребенка. В результате малыш сам становится активно действующим лицом.
  • Организация совместной деятельности  ребёнка со взрослым доступной по форме и средствам.
  • Правильный  подход воспитателя к организации образовательного процесса является ещё одним условием  активизации речи детей раннего возраста.
  • При его  организации необходимо следовать требованиям     дидактики. Предусмотреть время проведения игр-занятий по   речевому развитию.Установлено, что лучшим временем для занятий с ребенком является первая часть бодрствования, когда малыш находится в состоянии оптимальной возбудимости и не сразу после еды, а спустя минут 30. Не рекомендуется проводить с детьми занятия в неблагоприятное для этого время: сразу после сна, когда ребенок еще находится в несколько заторможенном состоянии, сразу после прогулки, когда ребенок уже несколько утомлен, или непосредственно перед едой и перед сном, что снижает качество проведения следующего процесса.Игры-занятия с детьми проводятся небольшими подгруппами (7-8 человек) или индивидуально.Воспитатель обязан точно определить программное содержание, куда включаются воспитательные, образовательные, оздоровительные и развивающие задачи. Продумать, какой материал давать детям, как эффективней его преподносить. Предусмотреть варианты и способы размещения детей, чтобы им было удобно: все видно и слышно, и каждый ребенок принимал активное участие в меру своих сил и возможностей.Игры-занятия с детьми проводятся в занимательной, интересной форме. Наглядно-дидактический материал должен быть динамичным, ярким, звучащим.
  • Создание образовательного пространства, предоставляющего необходимые и достаточные возможности  для игрового, сенсорного, речевого и двигательного развития с разными материалами.
  • Налаживание тесного контакта воспитателя с родителями является одним из главных условий для развития речевой активности ребёнка.
  •      Это очень важно, чтобы мама, оставляя малыша в яслях, была спокойна, доверяя его сотрудникам дошкольного учреждения. Каждый день мы рассказываем родителям о том, как малыш провел время: как ел, как спал, во что и с кем играл, о чем мы с ним разговаривали.      Конечно, каждый ребенок индивидуален, и речь у всех развивается своими темпами, но существуют нормативы развития речи:к году словарный запас примерно должен составлять 9-15 слов; к 2 годам- 200-300 слов, а к 3 годам до 2000 словТревожные признаки речевого развития детей раннего возраста, это когда ребёнок:
  • Не называет полностью имя и фамилию.
  • Не понимает значения вопросов «Что?», «Где?»
  • Много использует слов, значения которых понятно только ребенку («тарабарщина»).
  • Отвечает на вопрос  повтором  этого же вопроса.
  • Не использует больше одного слова за один раз.
  • Указывает на предмет, раньше, чем называют его.
  • Не может назвать каждый предмет на картинке.
  • Существуют специальные приёмы развития и стимуляции речевой активности, такие как:
  • Разговор взрослого с самим собой в присутствии детей (сейчас мы пойдем одеваться на прогулку, мыть руки, открою кран и т.д.);
  • Провокация – искусственное непонимание действий ребенка;
  • Распространение – дополнение сказанного ребенком;
  • Использование игровых упражнений совместно с ребенком;
  • Выбор – предоставляйте ребенку возможность выбора;
  • Игры с природным материалом;
  • Продуктивные виды деятельности;
  • Замещение;
  • А также, упражнения по развитию речи у детей раннего возраста:
  • Упражнения по развитию мелкой моторики – одни из самых действенных стимуляторов речи.
  •  Этих упражнений существует великое множество: разнообразные игры в мозаику, конструктор, пазл; лепка пластилином (к играм для детей до года подойдет обычное тесто), перекладывание мелких предметов из одной емкости в другую, игры в шнуровки, пальчиковые игры (сорока-белобока, пальчики-мальчики и др.)
  • Физические упражнения. Упражнения с артикуляционным аппаратом: «поцелуйчики», «губки-зубки», «потерялся язычок» и др.
  • Голосовые упражнения.
  • Упражнения на произношения согласных звуков (чистоговорки).
  • Ранний возраст - особый период развития ребенка. Речевые умения и навыки, которые мы закладываем в самом раннем возрасте, в 1 младшей группе это – необходимая база, без которой мы не сможем решить более сложных задач в старших возрастных группах. Таким образом, мы не только развиваем речь ребёнка, но и способствуем его полноценному, всестороннему развитию, в соответствии с требованиями ФГОС.