Статья "Есть место подвигу"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья "Есть место подвигу"
Автор: Сидорина Наталья Николаевеа

Что такое подвиг и есть ли ему место в современном мире?Только жизнь, прожитая для других, есть настоящая жизнь. Альберт Эйнштейн Подвиг, по мнению непревзойдённого знатока русского языка В.И. Даля, - это доблестный поступок или дело, либо важное славное деяние. Соответственно, подвижник – человек славный великими делами на каком-либо поприще, доблестный деятель, храбрый, удачливый воитель, подвизающийся на пути веры и праведничества. Слово «подвиг» произошло от подвигать, подвигнуть, продвинуть, подать вперёд. Подвигнуть – означает побудить, заставить сделать что-либо.Ключевыми словами здесь следует считать: «подвизающийся на пути веры и праведничества». Иными словами, когда говорят о подвиге, то его непременно связывают с духовностью, праведностью, высокими моральными принципами человека, его совершившего. Деяние, связанное с корыстью, материальной заинтересованностью, денежной оплатой по определению не может относиться к разряду подвигов. Подвиг, особенно воинский, обычно связан с самопожертвованием. На этот счёт известны слова Юлия Цезаря: «Я знаю многих людей готовых убивать за деньги, но не знаю никого, кто был бы готов за них умирать!»Другими ключевыми словами в определении подвига являются слова «подвигнуть, подать вперёд». То есть подвиг всегда способствует совершенствованию чего-то, движению вперёд в процессе решения какой-то проблемы.Таким образом, подвигом следует считать великое, важное для людей дело, бескорыстно совершённое во имя морально высокой цели. Людей же, совершивших подвиг, в России принято называть героями!Так может ли быть место подвигу в современной России, взявшей на вооружение эгоистическую либеральную идеологию, где высшей ценность являются деньги, а целью жизни человека гедонизм – получение удовольствий с их помощью? Ответ очевиден. На подвиги сегодня готова только та немногочисленная прослойка людей, которая сохранила советскую альтруистическую систему ценностей. О многочисленных самоотверженных поступках русских людей, особенно во время Великой Отечественной войны, можно забыть! В случае войны у нас уже не будет ни Александров Матросовых, ни Иванов Богатырей, ни Олегов Кошевых, как не было их во всех воевавших странах Европы. Ведь они уже тогда жили в условиях либерализма! Сегодня никого не удивляет предательство чиновников и военных, и гражданских, продающих государственные секреты и оружие вероятному и даже нынешнему противнику, как это имело место в Чечне.Подвиг. Всего шесть букв, но каких! В этом слове заключены и смелость, и отвага, и мужество. Зачастую, именно эти шесть букв спасали чью-то жизнь. Но, что же такое подвиг? Где его можно совершить? Итак, что же такое подвиг? Это смелый, порою отчаянный поступок, который направлен против какой-нибудь жизненной несправедливости. Часто тот, кто совершает подвиг, погибает или бывает серьезно ранен. Классическим примером подвига может послужить жертва собственной жизни, для того чтобы спасти других людей. Много подвигов было совершенно на войне. Но где в современной жизни можно совершить подвиг? Ведь сейчас нам ничего не угрожает. Люди живут в спокойное, мирное время где, казалось бы, нет места подвигу. Но это не совсем так. Изменились ситуации, в которых можно совершить смелый поступок, но быть смелым он от этого не перестал. Пожарники, МЧС-овцы, военные по-прежнему совершают подвиги, спасая чьи-то жизни. Но и обычный человек может проявить себя, пусть и в меньших масштабах. Перевести старушку через дорогу, помочь соседке снять кота с дерева – чем это не подвиги? Мы все привыкли, что смелые поступки можно совершать только с целью спасти чью-то жизнь, и подчас не замечаем, что кому-то нужна наша помощь. Для многих, например, подвигом может стать уже и то, что он уступит старушке место в автобусе. Ведь современная жизнь, хоть в ней и нет войны, не стала от этого легче. Наши друзья, родители, да и просто незнакомые люди иногда нуждаются в нашей помощи, и мы должны ее оказать. Сейчас, возможно, почти не осталось людей способных пожертвовать собой, но добрые и честные до сих пор существуют, и они могут и должны совершать пусть, и маленькие, но тоже подвиги!Но подвиг в нашем современном мире может существовать не только в быту и измеряться поступками людей, он так же может быть и в науке.Например, когда первая вакцина против СПИДа была открыта в 1987 г. французским учёным Дэниэлом Загури (Daniel Zagury), это было сенсацией в мировой жизни – совершён подвиг, открыта вакцина века. Автор провёл испытание её на 10 волонтёрах, жителях Заира. Но эта вакцина оказалась неэффективной, многие больные погибли. Почти немедленно эти действия учёного были осуждены мировой прессой, а её первооткрыватель, доктор Загури, был обозван расистом, т.к. провел запрещённый эксперимент на заирских людях, как бы на обитающих там шимпанзе. Это обвинение не только затронуло обострённое чувство расовой неприязни по отношению к чёрному населению, но и как бы сделало вызов медицинской общественности и врачам, допускающим, ради свершения подвига, интерес к эксперименту на людях. Возникает вопрос - что такое подвиг в науке? Выдумать слово можно, а вот понять, что оно означает, – сложно. Ведь человек понимает только то, что может объяснить. Не зря Рене Декарт говорил: «Определите значение слов, и Вы избавите свет от половины его заблуждений». Не следует путать такие понятия, как: Наука и работа. Работа и творчество. Творчество и умелость. Умелость и мастерство. Мастерство и мысль. Мысль и самосознание. Самосознание и желание проявить себя. Желание проявить себя и способность совершить подвиг. Принято считать, что для свершения подвига необходима смелость, отвага. Эти качества вошли в понимание подвига как воинского деяния, которое всегда шумно, общеизвестно. А вот гражданский подвиг, в частности, в медицине и в биологии, о которых пойдёт речь, – они как бы повседневны, обыденны. Может быть, повседневная работа врача и есть ежедневный подвиг? Многим известен доктор Евгений Вольперт, спасший немало жизней. Доктор Вольперт впервые в Союзе использовал дефибриллятор. Затем это стало ежедневной работой кардиореаниматолога. Проходят годы, и в борьбе за жизнь мозга в случае инсульта (третий лидер по смертности в США), когда прекращён или резко сокращён кровоток мозговых сосудов, современный врач спасает пациента. Он делает это по разработанной схеме «золотого стандарта», путём проведения экстренного внутрисосудистого прецизионного интервенционного вмешательства, с помощью тончайших баллонных катетеров, установки миллиметровых стентов, – это ли не подвиг? А при кровоизлиянии в мозг применяются отрывные баллончики, которые закупоривают кровоточащий сосуд. Автором этого метода был русский нейрорадиолог Ф.А. Сербиненко. Главное во враче - не стремление к подвигу, а гуманность и доброта по отношению к больным. «Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты», – писал раздираемый своим талантом и недугами Бетховен. Подвиг – это вовсе не то, что желание осуществить чудо. Но это эврика в творчестве талантливых людей. Хотя быстрый успех далеко не всегда сопутствует талантливым людям, многие остаются безвестными – потому, может быть, что новое не всегда понятно. Занятия наукой обязательно требуют независимости мысли, свободы поиска, убедительных доказательств. К сожалению, «братство ученых» далеко от идеала: зависть, сплетни, слухи, касты, недоверие, рыночный ажиотаж. Однако А.С. Пушкин писал: «Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни». Как важно оберегать «золотой фонд науки». Редко кому удавалось довести свои научные исследования до научного признания. Должны пройти годы. Есть два противоречивых высказывания в отношении врачей: «Врач, исцелится сам» и «Светя другим – сгораю». Первое подразумевает, что врач должен быть примером сохранения своего здоровья. Второе – наоборот: врач должен быть самоотверженным, идти на подвиг, даже на смерть ради спасения больного. Подвиг, самопожертвование являются не только обязательным требованием, но и становятся нормой поведения. Об этом свидетельствуют многочисленные примеры опытов врачей на самих себе. Какие чувства здесь доминируют? В своё время Л.Н. Толстой предполагал написать рассказ о докторе, который высосал дифтерийный яд у больного ребенка и сам умер – это был доктор Илларион Иванович Дубров. Но рассказ о подвижничестве доктора появился благодаря авторству писателя- врача А.П. Чехова (рассказ «Попрыгунья»). Другой молодой врач, будущий академик С.Н. Спасокукоцкий, отсосал дифтерийную пленку из горла ребенка, погибающего от крупа, заразился сам и заразил своего единственного сына, который из-за осложнения оглох. Что характеризует личность ученого, совершившего подвиг? Знакомясь с трудами и жизнью ученых можно сделать предположения, что это люди, обладающие избытком сил, они пассионарны (по Гумилеву). А что такое избыток сил? Это гармоничность свободного человека. Избыток сил разряжается в действии, хотя жизнь ставит постоянные преграды к разрешению, и если нет разрядки, то силы скапливаются внутри, как пар в замкнутом пространстве, а этот избыток сил разрешается взрывом. У «человека подвига» есть характерные черты – это стремление к победе, жертвенность, деловая твердость, целеустремленность. Такие люди беспокойны, они неудобны, в них всегда что-то «бурлит», они заражают вокруг людей своей энергией. Эти люди полны немыслимых предложений, фантазий, стремления проникнуть в тайну. И, вместе с тем, в них есть базисная целостность, они умеют доказать истинность того, во что верят. Чем предопределена личность ученого, совершающего подвиг? Генетикой, средой, воспитанием, ситуацией, опытом? Наверное, вкупе всеми этими данными. Для подвига учёного важно чувство риска, внутренняя установка веры в то, что ты делаешь. Эта творческая уверенность и равновесие между верой и сомнением дают радостное предвкушение победы. В этом был смысл жизни российских ученых Н.Г. Клюевой и Г.И. Роскина. В те годы идея биологического антагонизма, на чем основана суть их открытия, «носилась в воздухе». На этой основе были найдены антибиотики и др. лекарства. Клюева и Роскин установили, что заражение трипаносомами (простейшие, класс жгутиковых) происходит при укусе клопа в губу человека («целующиеся клопы»). После укуса возникала лихорадка, которая подавляла рост различных опухолей - губы, молочной железы, кишечника. Учёные доказали, что в убитых клетках трипаносомы сохраняются антибластомные - антиопухолевые - свойства. Они создали препарат круцин, или «КР». Здесь правомерно обратиться к вопросу: что такое мораль учёного? Мораль есть то, что говорит человеку: «ты должен» тогда, когда человек считает: «я могу». Она родилась, когда инстинкты человека оказались в противоречии с жизнью. В биологическом плане человек отражает противоречие, он как бы сразу говорит и «Да», и «Нет». Не зря Ницше говорил, что человек с физиологической точки зрения – фальшив. Термин биоэтика был предложен для обозначения этических проблем, связанных с потенциальной опасностью выживания человечества в современном мире. В понятии биоэтики здесь подразумевается систематическое исследование нравственных параметров, включая моральную оценку, поведение, ориентиры достижения в биологических и медицинских науках. Биоэтика расширяет гуманность, затрагивает область междисциплинарных исследований. Это понятие необходимо для учёного, это идея долга, она должна торжествовать у человека науки, она всегда требует обоснования к нравственному действию, особенно при свершении подвига. Учёный должен преодолеть чувство искушения, соблазна совершить поступок ради желания славы. Вместе с тем, врачу никогда не было так трудно соблюдать принципы Гиппократа, этого свода этических и деонтологических законов профессиональной деятельности, как в исторический период завершения ХХ и начала ХХI века, когда врач находится как бы между исключительно полезными для жизни научными открытиями, с одной стороны, а с другой – открытиями и изобретениями, направленными на свершение экстравагантного чуда или на массовое уничтожение человечества. Не однажды «истина» оказывалась «злом», а «ложь» – «добром». Даже возникло выражение «ложь во спасение». Аморальное использование научных исследований таит в себе величайшую опасность для всего будущего человечества. Мораль для учёного есть философия его жизни, и эта философия должна объединять различных учёных. Это жизненная истина, которую учёный должен не просто найти, а создать. Но учёный нередко бывает самонадеянным. Подчас он аргументирует фактами, но, в сущности, ведь важны не сами факты, а их правильная интерпретация. И если учёный будет строить свое жизнепонимание на псевдофактах, его трудно переубедить. Есть такое понятие – неэтичная медицина: 1. Клонирование человека (репродуктивное) из стволовых клеток. 2. Изменение пола – транссексуальные операции 3. Выбор пола ребенка (пренатальный выбор пола) 4. Пластические операции, не продиктованные медицинской необходимостью. Говорят, науку нельзя остановить. Для многих учёных, институтов, корпораций не существует вопроса: нравственно то, чем они занимаются, или нет. Для них весь вопрос: ново или нет. Если ново – будет разработано. Они мотивируют тем, что пару веков тому назад посмертное вскрытие тоже считалось глумлением. Ранее считалось, что раз сердце остановилось – значит, смерть. А теперь научились ведь запускать остановившееся сердце. Но, к сожалению, многие хотят придумать что-то новое, да такое, чтобы было оно не обычным, а удивительным, возмущающим, алогичным, бессмысленным. Это касается не только науки, но и искусства. Русский художник польского происхождения Казимир Малевич где-то в 1913 – 1914 гг. на холсте 79,5 х 79,5 см нарисовал квадрат, по краям закрасил белой краской, а середину замазал черным цветом. Казалось бы, все просто, но художник стал знаменитостью, автором самой загадочной на свете картины «Черный квадрат». По словам автора, он «свёл всё к нулю», провёл грань между старым и новым искусством (супрематизм-абстракционизм), между человеком и тенью, между жизнью и смертью. Не зря Малевич исповедовал «алогизм» – нет логики здравого смысла. Исходя из всего выше сказанного можно сделать вывод, что и в наше время есть место подвигу. Например, это отважные спасатели, многодетные мамы, матери одиночки. Возможно это даже и не героический подвиг, а скорей всего обыденный и жизненный. В наше время каждая вторая женщина пытается вырастить только одного или двух детей. А все почему? Потому что воспитать ребенка очень сложно, а еще сложнее сделать из него достойного человека.  А есть мамы троих и больше детей. Мать начинает жить жизнью не только своей, но и жизнью каждого из своих детей. Каждому она дает любовь, ласку, заботу. Как говорится в одной пословице: «У сына пальчик заболит – у матери сердце». Об этом не пишут в газетах, не читают в книгах, потому что это жизненные вещи, которые не сравняться с героическими подвигами.На мой взгляд, подвиг совершает человек, который переступает за грани своих возможностей, который сможет пожертвовать собой ради других, который пойдет на все во имя Бога и Русского народа! Несомненно, подвиг это порыв души, на который люди слабые духом неспособны, но нельзя осуждать их за это. Подвиг — это действительно, состояние души, в этом кроется секрет разного рода достойных поступков. Думаю, подвиг — это не просто деяние, это еще и состояние души, способность к доброму делу, которое необходимо, да и просто неожиданная помощь в нужный момент...И я с гордостью могу сказать, что в наши дни есть место подвигу!Список литературы 1. Владимир Даль. Толковый словарь живого Великого русского языка. Петербург М.: Изд. книгопродавца - типографа М.А. Вольфа, 1882. 2. Иосиф Рабкин. Ещё одна жизнь. – Бостон-М.: «Наука», 2003. 3. Иосиф Рабкин. Мыслю о больном. – Бостон, США: Budget Printing Center, 2006. 4. Борис Берель. Искушение верой или генетика альтруизма. – Санкт-Петербург: «Ретро», 2008. 7 5. Иосиф Рабкин. Страх. – Бостон: Сборник статей MCRSS «Второе дыхание», вып. 20, 2008. 6. С. Шноль. Герои, злодеи, конформисты Российской науки. – М.: «Крон-Пресс», 2001. 7. David Monogan. Journey into the Heart Gotham Books, 2007. 8. 25 лет мировому приоритету в науке – нитиноловым спиралям Рабкина. Газета «Хирург» №11 (100). – М.: Орган РНЦХ, сентябрь-октябрь 2008