Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в 1, 2 и 3 склонении (4-й класс)


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в 1, 2 и 3 склонении (4-й класс)
Автор: Витязева Ольга Петровна

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в 1, 2 и 3 склонении (4-й класс)
Цели урока:
Обучающая: научить распознавать признаки определения падежа имён существительных и правописание падежных окончаний существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения, умение применять 2 способа определения падежных окончаний имён существительных.
Развивающая: активизация познавательной деятельности через проблемную ситуацию, развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления на основе упражнений
Воспитательная: развитие коммуникативных качеств учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Прозвенел для нас звонок,Начинаю я урок.
Ребята! На уроке внимательно слушайте вопросы учителя и ответы одноклассников, помогайте друг другу в сложных ситуациях. (Слайд 1. Презентация)
1 этап. Целеполагание
- Урок русского языка. Откройте тетради. Запишите дату. Классная работа.
1. Минутка чистописания.
(На доске написаны слова) Подберёзовик, молодость, старушка, молоко. (Слайд 2)
Учитель:
первая буква, которую мы будем писать – согласная, стоит она первая в существительном 1-го склонения;
вторая – согласная , стоит она первая в приставке им. существительного2-го склонения;
третья – гласная, находится в словарном слове существительного 2-го склонения..
с п о
Воздух, снежинка.
В воздухе кружились легкие снежинки. (разбор по членам предложения).
2. Словарная работа. (Слайд 3)
(На доске таблица

а
б
в
г
1
паль
же
да
кар
2
фель
го
мор
лать
3
ковь
се
то
ри
4
зонт
по
да
бе
Учитель: Отгадай те, какие слова из словаря я зашифровала. Ключ перед вами:
1а 3в (пальто)2в 3а (морковь)1г 3в 2а (картофель)1б 2г (желать)4г 3б1в (беседа)2б 3г 4а (горизонт) письмо с комментированием, определить склонение4б 2б 4в (погода)
Учитель: Какое слово лишнее? (Желать)
Почему? (Это глагол, а остальные слова имена существительные)
А можно ли его преобразовать в имя существительное?
- Что вы знаете об именах существительных?
3. Игра “Бегущие минутки”. За 1 минуту надо ответить на максимальное количество вопросов. Итак, начинаем!
Изменяемая часть слова … (окончание).
Часть речи, обозначающая предмет … (существительное).
Слова женского и мужского родов с окончаниями -а, -я относятся … (к 1 склонению).
Постоянный признак имён существительных… (род).
Часть речи, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто?, что? … (существительное).
К 3 склонению относятся имена существительные … (женского рода с нулевым окончанием).
Имена существительные бывают … (одушевлённые и неодушевлённые).
Ко 2 склонению относятся … (слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е).
Имена существительные изменяются по … (по числам и по падежам).
Сколько падежей в русском языке? … (шесть).
Молодцы! Справились с заданием!
- Из всего сказанного я хотела бы выделить слова: (на доске появляются слова). (Слайд 4)
Склонение
Падежи
Окончания
- Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. (Слайд 5)
Падежные окончания имен существительных в 1, 2 и 3 склонении.
- Значит, наша задача на этом уроке заключается в том, чтобы:
1. Показать умеем ли мы определять склонение, род, падеж имён существительных.
2. Научились ли мы вставлять нужное падежное окончание имён существительных.
- Я предлагаю проверить, умеете ли вы пользоваться своими знаниями.
- Согласны?
2 этап. Содержание
Повторение. (Алгоритм работы – 2 способа определения падежных окончаний). (Слайд 6, 7)
4. Упражнения в определении безударных окончаний имен существительных трех склонений.
Работа с учителем. 1 ученик у доски.
Запишите слова, укажите падеж и склонение. Выдели окончание.
В деревне, по ветке, на западе, к площадке, о березе, по пустыне.
Сравни окончания. Что вы заметили?
Почему в этих словах мы написали окончание – Е?
Какое слово лишнее?
Сделайте вывод.
Задание Спиши. Определи падеж, склонение, вставь пропущенные окончания
В холод…,говорить о жизн…, приехать из деревн.., подойти к сирен…, узнать по букв…, связать из шерст…, купаться в фонтан.., лететь в неб...
Проверка . .(Слайд 8)
Зачитайте слова с окончанием – И.
Почему в этих словах вы написали окончание – И?
Какое слово лишнее?
5. Буквенный диктант. Слайд 9.(Сигнальные карты с буквой е и), учитель вставляет фломастером на экране.
На ветк…, у черемух…, о мыш…, по алле…, на окошк… ,на огород.., по площад.., на ступеньк.., без мебел.., в бочк.. .
Вывод.
6. Физкультминутка.
Я буду называть имена существительные. Если имя существительное относится к 1-му склонению, вы хлопаете в ладоши; если имя существительное относится ко 2-му склонению, то приседаете; если имя существительное относится к 3-му склонению, то прыгаете на месте.
Лошадка, берег, молодость, старик, ученик, парта, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, огурец, велосипед, пальто, осень, лето, весна, зима, снежинка, метель.
Разминка для рук:
Вот помощники мои, (хлопки в ладоши)Их как хочешь поверни. (вращение рук в кистях)По дороге белой, гладкой (ладошка “моет” другую)Скачут пальцы, как лошадки. (пальцы “бегают” по столу)Чок-чок-чок, чок-чок-чок (постучать в кулачки)Скачет резвый табунок. (хлопки в ладоши)
7. Работа по выбору. Слайд 10.
*Запишите каждое слово в Р. п., Д. П., П. п.
пустыня ладонь.
Р. п.Д. п.П. п.
**У вас карточка со словами:
На двор.., до рощ.., из шерст.., до пристан.., в неб.., вдоль дорог..,
Вы должны поместить карточку в свой домик.
1 скл. 2 скл. 3 скл.
Проверка. Слайд 11.
7. Упражнение на развитие зрительной памяти. Слайд 12.(На доске записаны словосочетания)
Дохнула хол.д..запушила сне.к..(за)т.нула ле.к..л.тят по льду(по)серебрила ине..нар.дила в шу.к..пр.т.нулся у опушк…появились (у) кормушк…
Учитель: Объясните правописание пропущенных букв. Определите склонение и падеж имён существительных. (Дети выполняют задание)
Постарайтесь запомнить как можно больше словосочетаний. (Учитель закрывает словосочетания, дети пишут по памяти). Самопроверка.
Учитель: какой темой объединены все словосочетания? (Зима). Составьте рассказ, используя данные словосочетания.
(Дети самостоятельно записывают небольшой рассказ. Несколько учеников читают свои мини-сочинения)
9. Итог урока/
- Какие “задачи” мы сегодня решали на уроке?
1. Показать умеем ли мы определять склонение, род, падеж имён существительных.
2. Научились ли мы вставлять нужное падежное окончание имён существительных.
- Заполните карточку: Слайд 12.
Я работал с настроением.
Я доволен собой.
Я испытывал затруднения.
Оцените, как вы работали (5 - активно работал, 4 - не очень активно).
Кто хочет поделиться дома своей радостью и знаниями, возьмите лучики солнышка.