ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Автор: Яранцева Ирина Вячеславовна

Теоретические аспекты формирования познавательной АКТИВНОСТИ у детей старшего дошкольного возрастаАктуальность исследования. В Федеральном законе «Об образовании» в Российской Федерации отмечается следующая обязанность педагогического работника: «Развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни» По своей природе дети дошкольного возраста стремятся к активной деятельности. Задача взрослых – развить это стремление. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем она более значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие. Однако надо помнить, что не каждая деятельность развивает. Эффективность развития связана, прежде всего, с освоением ребенком позиции «субъекта собственной жизни в мире». Развивает ребенка то, что соответствует его интересам, потребностям и возможностям, особенностям личностного роста в конкретный возрастной период.Проблема развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста — одна из важнейших проблем современной педагогики. Она выступает как первостепенное условие формирования у воспитанников потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний.В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими. Поэтому весьма актуальна проблема развития познавательной активности детей. Возможность познавать окружающий мир ребенку обеспечивает деятельность, так как она – важное условие и средство познания. Федеральный государственный образовательный стандарт считает формирование познавательной активности действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования[18]. (текст ФГОС пункт 1.4.7.)Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.Реалии сегодняшнего дня требуют ориентации образования старших дошкольников на развитие познавательной активности личности как основы личностного развития, так как в процессе начального обучения закладывается фундамент «умения учиться», который в дальнейшем становится основным условием непрерывного образования. Возрастание вариаций типов учебных заведений не однозначно сказывается на качестве формирования знаний, умений и навыков учащихся, в силу не разработанности организационных, методических и правовых основ их функционирования. Научно не обоснованные попытки активизировать познавательную деятельность за счет увеличения объема изучаемого материала, интенсивности его подачи приводят не только к снижению качества образовательного процесса, но и к возрастанию его негативного воздействия для всех субъектов образования. Несовершенство традиционной системы контроля и оценки знаний учащихся зачастую входит в противоречие с мотивационной сферой учебного процесса.Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста происходит постепенно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.К старшему дошкольному возрасту дети с большим энтузиазмом, увлеченностью и серьезностью относятся к исследовательской поисковой деятельности (экспериментированию). У детей вырабатываются прочные технологические навыки в организации и проведении опытов, прослеживании результатов и фиксации их с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных знаков, моделей, схем, диаграмм).Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого (Г.М. Лямина, А.П. Усова и др.). Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Короткова Н.А. указывает: «Конечно, ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, практикуется в установлении связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире»[25].Тема экспериментаторской деятельности дошкольников продолжает быть актуальной для современных отечественных исследователей Поддьякова Н.Н., Николаевой С.Н., Рыжовой Н.А., Дыбиной О.В., Рахманова Н.П., ЩетининойВ.В., Бондаренко Т.М., Воронкевич О.А. и др., они особое внимание уделяют поисковому наблюдению и экспериментированию, придают огромное и психолого-педагогическое значение развитию наблюдательности как одному из средств интеллектуального развития личности ребенка.Авторы программ дошкольного образования акцентируют внимание на вопросах ознакомления детей свзаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами). Ониотмечают, что в этом направлении значительную роль играет поисково-исследовательская деятельность. Именно исследовательское поведение исоздает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.При изучении психолого-педагогической литературы было выявлено противоречие между насущной необходимостью развития познавательной активности дошкольников и недостаточным использованием возможности совершенствования данного процесса на занятиях в дошкольном учреждении. Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: поиск наиболее эффективного средства развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.Объект: познавательная активность детей старшего дошкольного возраста.Предмет: возможности использования экспериментальной деятельности при ознакомлении с неживой природой детей старшего дошкольного как средства развития их познавательной активности.Цель исследования: теоретически обосновать и практически проверить эффективность использования экспериментальной деятельности при ознакомлении с неживой природой у детей старшего дошкольного возраста, как средства формирования познавательной активности Гипотеза исследования: формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) при ознакомлении с неживой природой посредством экспериментирования, будет эффективным, если:
  • Создать систему работы по опытно-экспериментальной деятельности
  • детей старшего дошкольного возраста.
  • Процесс развития познавательной активности строится как этапный, в
  • котором дети целенаправленно включаются в ситуации (мини-исследования), обеспечивающие постепенное овладение исследовательскими умениями, необходимыми для успешного самостоятельного экспериментирования.
  • Развивать познавательную активность у старших дошкольников с
  • помощью экспериментирования.
  • Создать условия для самостоятельного применения полученных
  • знаний.
  • Развивать совместно с родителями в детях самостоятельность,
  • инициативность, креативность мышления через опытно-экспериментальную деятельность.Задачи исследования:1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. 2.Рассмотреть экспериментирование как средство познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста. 3.Развивать познавательную активность у старших дошкольников спомощью экспериментирования. 4.Выявить уровень сформированности познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. 5.Выделить педагогические условия, обеспечивающие эффективноеиспользование несложных опытов для формирования познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.Методы исследования: теоретические - анализ литературы, эмпирические - наблюдение; интерпретационные - количественный и качественный анализ результатов исследования.Характер работы: опытно-практическийОжидаемые результаты:В отношении воспитанников:1. Имеют представление о различных свойствах веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость).2. Имеют представления об основных явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение).3. Имеют представления о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха.; вода-переход в различные состояния; воздух; почва ).4. Имеют представление о значимости воды и воздуха в жизни человека.5. Имеют представление о свойствах почвы и входящих в её состав песок и глину.6. Сформирован опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.7. Проявляют эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.8. Проявляют любознательность, фантазию, воображение.9. Имеют навыки постановки элементарных опытов и умение выдвигать гипотезы, проверять, подтверждать и делать выводы на основе полученных результатов,В отношении родителей:Повышение уровня нравственно-экологической компетентности родителей, участия родителей образовательном процессе, повышение коммуникативности родителей.В отношении предметно-пространственно-развивающей среды:Организованная среда позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, разными видами деятельности. Оснащение разнообразным материалом помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно взаимодействовать.