«Теоретические подходы к проблеме творческого саморазвития личности»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Теоретические подходы к проблеме творческого саморазвития личности»
Автор: Марченко Елена Юрьевна

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дворец творчества детей и молодежи
Центр Творчества и Спорта Лора Плюс
Теоретические подходы к проблеме творческого саморазвития личности
автор: Е.Ю. Марченко
педагог дополнительного
образования
Оренбург, 2018 г.
Проблема творческого саморазвития личности ребёнка является ключевым вопросом современного воспитания. Педагогические технологии, ориентированные на педагогическое стимулирование всех видов самости (самопознания, самоопределения, самоуправления, самосовершенствования, самореализации), а значит, и творческого саморазвития, имеют глубокие российские корни и традиции.
В.И. Вернадский, Н.К. Рерих, А.К. Горский, К.Э. Циолковский и другие российские космисты неоднократно подчеркивали, что движущей силой космоса и земной цивилизации является их изначальная способность к автоэволюции, саморазвитию природных и биосоциальных систем, где самосозидательные и разрушительные силы находятся в постоянном взаимодействии. Гениальное высказывание К.Э. Циолковского об автоэволюции (саморазвитии) человека, как изначальной основе его жизнедеятельности, долгие годы оставалось незамеченным и невостребованным. Человек будет преобразовывать не только Землю, но и существо, не исключая самого себя... И человека неизбежно ждет эта судьба, это преобразование... Автоэволюция (саморазвитие), вплоть до превращения в космическое существо, - так писал К.Э. Циолковский, который был не только гениальным ученым, но и педагогом.
Бим-Бад Б.М. в антропогенной педагогике выделяет два уровня способностей: репродуктивный и творческий. Интересен подход к данной проблеме Д.Б. Богоявленской и Н.К. Винокуровой, полагающим, что творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком. Н.К. Винокуровой был проведен анализ психологопедагогической литературы по проблеме творческого воспитания, что позволило выявить основные показатели сформированности творческих способностей подростков.
В понимании механизма творческого саморазвития личности немалую роль, особенно на начальных этапах, имеет и потребностно-мотивационная сфера учащихся. Психолог А.Я. Пономарев подчеркивает, что в явлении развития всякий раз проявляется творчество. Поэтому слова развитие и творчество он часто использовал как синонимы.
Концептуальная основа обучения творческому саморазвитию строится на философии самости (самопознания, самоопределения, самоактуализации, свободы творчества, самосовершенствования, самореализации), раскрытой в работах Н.А. Бердяева, М.М. Бахтина, П.A. Флоренского, К. Роджерса. Еще Я.А. Коменский обращал внимание на то, что природное начало в человеке обладает самостоятельной и самодвижущей силой.
Идеи педагогического стимулирования саморазвития личности в обучении и воспитании высказывали В.А. Караковский, А.И. Тубельский, А.И. Кочетов. Последователи казанской школы дидактов, к которой относит себя и В.И. Андреев, создали необходимую базу для обучения творческому саморазвитию.
Проблемам интеллектуального творчества уделено внимание в работах Лук А.Н.; эстетика смыслового творчества раскрывается в трудах Бахтина М.М.; творческой деятельности личности посвящены работы Леонтьева А.Н.; творческая самореализация личности освещается в трудах Загвязинского В.И., Кан-Калика В.А., Никандрова Н.Д.; творческие способности характеризовал Айзенк Г.; творческое воспитание в условиях УДОД раскрывается в работах Щурковой Н.Е., Толстых А.В.
Современная система УДОД в большей степени, чем школа, способна обеспечить возможность творческого саморазвития личности воспитанников, основанного на свободном выборе творческой деятельности, добровольности посещения занятий, а так же творческом взаимодействии с педагогом.
В связи с вышеизложенным проблема творческого саморазвития личности ребенка в УДО является актуальной.