"Педагогический триумф", номинация: "Совершенствование методов обучения и воспитания. Проблемы и решения"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Педагогический триумф", номинация: "Совершенствование методов обучения и воспитания. Проблемы и решения"
Автор: Земелева Татьяна Алексеевна

СОВМЕСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ СБЛИЖАЕТ И ПРИНОСИТ РАДОСТЬ!Земелева Т.А.Преподаватель высшей категории МБУДО «ДШИ им. М.П.Мусоргского»г. Железногорск, Красноярский край, 2018 г. Для повышения эффективности и достижения лучшего результата обучения детей на инструменте в детских школах искусства основной музыкальной специальности (например, фортепиано), развития их профессиональных навыков и творческих способностей может быть успешно применена методика совместного музицирования детей и их родителей. Основная цель этой методики - объединение всех детей класса и их родителей общим делом для улучшения микроклимата в семье учащихся за счет совместной деятельности детей и их родителей, при этом повышается мотивация детей к дальнейшему обучению и их уверенность в собственных силах и, конечно же, повышается мотивация родителей к дальнейшему обучению детей и уровень их вовлеченности в процесс обучения. Дети учатся работать в команде. Это дает юным музыкантам возможность, выступая на большой сцене, чувствовать себя более комфортно и помогает привыкать к публике. Ключевыми моментами предлагаемой методики является то, что в совместном выступлении участвуют ВСЕ (без исключения) ученики класса одного педагога независимо от их возраста, уровня подготовки, а также уровня интеллектуальных и музыкальных способностей.В концертах и их подготовке принимают участие родители каждого ученика. При этом количество родителей, выступающих на сцене с детьми, зависит от выбранного репертуара и формата концерта.Совместное выступление детей и их родителей может быть организовано в виде ШОУ, театрализованной постановки с присутствием элементов игры.В процессе выступления дети могут играть не только на основном инструменте (фортепиано), но и на других инструментах (синтезатор, гитара). Одни и те же дети могут играть на разных инструментах. Это помогает развитию у детей не только полифонического, гармонического, но также и тембро-динамического слуха (поиск тембровых красок, динамических нюансов, штриховых эффектов, звучание оркестровых инструментов в solo и полнозвучных tutti). Пианисты могут играть в ансамбле с другими инструментами. Подготовка и организация совместных концертов имеет ряд особенностей: необходимо провести предварительную работу с родителями учеников. Большую помощь в подготовке может оказать сложившаяся практика регулярного активного участия родителей учеников в классных мероприятиях (в том числе в совместных выступлениях). Эта практика стимулирует у родителей большее желание выступать вместе со своими детьми, поэтому сама идея проведения совместного концерта, скорее всего, встретит у всех родителей горячее одобрение. Для быстрого и согласованного решения организационных вопросов по подготовке и проведению каждого концерта создается отдельная группа в мессенджере, что позволяет наладить оперативную связь педагога со всеми родителями. За время проекта родители проделывают большую общую работу по организации (обеспечение транспорта, доставка участников и инструментов к месту концерта, пошив костюмов и т.д.).Выбор репертуара для совместных концертов не является принципиальным. Главное, чтобы музыкальный репертуар нравился участникам и хорошо слушался на большой сцене (каждый проект предполагает выступление на широкую публику).Музыкальный материал подбирается достаточно разнообразный: музыка современных авторов, музыка из мультфильмов, современные обработки русской музыки, джаза и т.д.При этом все произведения должны выбираться с учетом возможностей участников. При необходимости выбранные композиции дорабатываются и адаптируются под конкретного исполнителя. Репертуар также подбирается таким образом, чтобы его было интересно исполнять в разных составах: дуэты, трио, квартет, квинтет. А также пробовать различные комбинации с разными инструментами (тембрами): фортепиано и синтезатор, гитары и синтезатор, вокал и т.д. Запланированная продолжительность концерта - 40 минут. За это время на сцене можно показать до двадцати номеров. Отдельные выступления достаточно короткие, чтобы дети не уставали и не теряли концентрацию. При этом паузы между номерами отсутствуют, номера отдельно не объявляются, а объединены в одно целое общим сценарием.Таким образом, весь концерт может быть выстроен компактно, удобно для слухового и визуального восприятия. В результате он воспринимается целостно, динамично и не затянуто.В сценарий концерта может быть внесена театральная составляющая, элементы ШОУ, что определяется в зависимости от подобранного репертуара (тематический или разноплановый). Чтобы объединить отдельные номера в одно целое можно сочинить или подобрать стихи, сопровождение к каждому номеру. Номера во время выступления не объявляются, а идет показ видео на экране, сопровождая каждое выступление: красочное фото детей по составу ансамблей в порядке их выступлений, а также названия исполняемых произведений.Исполнение номеров может происходить по блокам: сказки, русская музыка, мультфильмы, современная музыка, джаз и т.д.Для каждого номера подбираются костюмы исполнителей в соответствии со сценарием. При этом необходимо учитывать последовательность выступлений, т.к. многие дети участвуют в нескольких номерах, то необходимо успеть сменить костюм для каждого последующего выступления.В некоторых случаях для сокращения затрат времени костюм выступающего может меняться не полностью, а только его отдельные элементы (где-то просто добавить новую деталь или штрих в костюме). Большую помощь в смене костюмов за сценой участникам оказывают родители, которые не участвуют в номерах на сцене непосредственно.Каждый номер сопровождается очень коротким словесным выступлением педагога или самих детей (в зависимости от желания детей и удобства с точки зрения сценического действия).Предлагаемая система работы была применена преподавателем фортепиано, автором статьи, в виде внеклассного мероприятия концерта-шоу «Чудеса в моих руках». За время проекта его участниками были даны несколько концертов в разных музыкальных школах Красноярского края, участники проекта были приглашены для выступления на пасхальном благотворительном концерте в г. Железногорске, Красноярского края.Все выступления получили самые положительные отзывы от непосредственных зрителей, а также в местной печати и на телевидении. Участники проекта стали лауреатами нескольких всероссийских дистанционных конкурсов. Проект показал, что ансамблевое музицирование в музыкальной школе обладает огромным развивающим потенциалом всего комплекса способностей учащихся, мобилизуются ресурсы, появляется смысл занятий, ребенок ощущает успех - единственный источник внутренних сил и мотивации. В результате проекта были достигнуты положительные изменения в психологическом состоянии детей и уровне их успеваемости:- совместное выступление на одной сцене (с другими детьми и с родителями) значительно повысило уверенность детей в собственных силах и их самооценку;- улучшилось понимание и восприимчивость детьми более сложного музыкального материала, понимание специфики работы на инструменте;- командная работа сказалась на улучшении качества успеваемости при сдаче сольных выпускных экзаменов (которые проводились после завершения проекта);- улучшились навыки работы детей в коллективе: умение понимать и уважать партнера, подтягиваться до уровня более сильных партнеров;- повысилась уверенность и психологическая устойчивость детей при выступлениях на сцене, появилось желание выступать на большой сцене в дальнейшем.Активное участие детей в концертах, их результативные выступления на конкурсах являются стимулом пробовать свои силы в музыке и их родителям.Изначально желание участвовать в проекте (в том числе непосредственно выступать на сцене) изъявили все родители без исключения. При этом большинство из них не имели музыкального образования и навыков игры на музыкальных инструментах, поэтому возможность выступления на сцене и игры на инструментах вызвали у родителей неподдельный интерес и желание получить новый опыт. За время совместной работы с родителями повысился уровень информированности их о процессе обучения детей, углубилось понимание специфики обучения, произошло осознание ценности и важности такого обучения для их ребенка. От полученных положительных эмоций при совместной работе, улучшился микроклимат в семьях учеников, повысилась заинтересованность и вовлеченность родителей в процесс обучения, сплоченность и взаимодействие учеников класса и родителей (произошло установление неформальных связей между всеми учениками и родителями, что благотворно повлияло на мотивацию к обучению).Все это было исключительно положительно оценено самими участниками и выразилось в большом желании продолжать практику совместного музицирования. Примененный в проекте метод, основанный на сотрудничестве и сотворчестве, достаточно универсален и может быть легко адаптирован для отработки и совершенствования различных профессиональных навыков учащихся.