"Русская...народная..."
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Русская...народная..."
Автор: Воронежская Светлана Анатольевна
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» Классный час «Русская… народная…» Автор – преподаватель класса фортепиано Воронежская Светлана Анатольевна Смоленская область, пгт. Верхнеднепровский 2017 год Тема классного часа: «Русская…народная…».Место проведения: МБУДО «Верхнеднепровская ДШИ», класс № 12.Продолжительность: 40 минут.Участники: преподаватель класса фортепиано – Воронежская С. А., учащиеся класса (1 – 8), родители.Ведущий: преподаватель.Оборудование: фортепиано, стол, стулья, ноутбук, нотные сборники, плакат с цитатами, плакаты со словами русских народных песен, презентация.Цель: познакомить обучающихся и их родителей с материалом о русской народной музыке.Задачи:а) повышение уровня знаний учащихся;б) расширение багажа музыкальных впечатлений;в) воспитание чувства патриотизма;г) воспитание чувства ответственности за результат своей работы;д) формирование интереса к данному виду внеклассной работы у обучающихся и их родителей.Методика проведения классного часа: лекция - концерт. Подготовительный этап: Учащиеся и классный руководитель заранее подготавливают к исполнению несколько музыкальных произведений на тему классного часа. Ответственный за проведение классного часа подготавливает материалы, презентацию по теме, оформляет стенд с цитатами о русской музыке и стенд со словами русских народных песен для совместного исполнения. ПЛАН КЛАССНОГО ЧАСА 1.Вступительное слово. …………………………………………………1 минута2.Ознакомление с материалами лекции, прослушивание концертных номеров……………………………...………………………………........38 минут3.Заключительная часть. .………………………………………………1 минута. ХОД КЛАССНОГО ЧАСА На экране ноутбука – мультфильм «Камаринская» студии «Союзмультфильм». Приглашенные на мероприятие родители и ученики класса входят в зал, занимают места. Ведущий всех приветствует, объявляет тему, перечисляет цели и задачи мероприятия. Затем присутствующие прослушивают материалы лекции-концерта. В заключение организатор классного часа перечисляет исполняемые произведения, благодарит выступающих и прощается со всеми. МАТЕРИАЛЫ КЛАССНОГО ЧАСА ( презентация – слайд 1) Ведущий: Русская… народная… Когда мы произносим эти два слова, о чем мы думаем?Зрители: О музыке…Ведущий: Да, верно. О русской музыке, о русских песнях, а также о танцах, исполняемых под русские народные инструменты. Подготовленный мною материал сегодня раскроет перед вами много интересного по данной теме. Итак, русская народная музыка — . Она является частью . Истоки же русской народной музыки восходят к , живших на территории . (презентация – слайд 2) А что же такое «русский фольклор»? Давайте вместе сформулируем это понятие!(Педагог подходит по-очереди к родителям и обучающимся, задавая наводящие вопросы, и все вместе зрители формулируют понятие)Ведущий: Русская песня - это продукт коллективного устного творчества . Чаще всего у нет определённого автора, или автор неизвестен. Существенная черта большинства жанров русской народной песни — непосредственная связь народной песни с бытом и трудовой деятельностью. (Ведущий предлагает обучающимся и родителям вспомнить самые известные из русских народных песен. Он называет первый слог из известных названий русских песен, а присутствующие с помощью такой подсказки отгадывают все название)Ведущий: Русские народные песни можно разделить на1. Песенный эпос2. Календарные 3. Семейные обрядовые песни 4. Традиционные лирические 5. Трудовые песни.6. Отходнические песни7. Удалые песни8. Шуточные, сатирические, , припевки, .9. Песни литературного происхождения.10. .11. Жанровые песни, связанные с хореографией. (презентация – слайд 3) К песенному эпосу относятся , исторические песни, ; небылицы и скоморошины; песни в сказках. Это все те песни, которые через века пронесли в себе историю нашего народа. В них рассказывается о подлинных событиях. А вот термин «былина» не народного происхождения, его ввел в середине XIX веке известный собиратель народной песни А.П. Сахаров из «Слова о полку Игореве»: «Начати же ся той песни по былинам сего времени». То есть по былям, в точном соответствии с историческими событиями. Хотя в былинах, народных песнях, сказах чаще воспевались легендарные герои, русские богатыри, свершавшие немыслимые ратные подвиги, побеждавшие огромные орды врага, сказочных чудовищ. Календарные песни были связаны с годовым кругом земледельческих работ. Песни такого рода исполнялись в определенное время года, иногда даже в строго определенное число. Они дошли до нас вместе с древнейшими обычаями – обрядами. Поэтому их называют еще и обрядовыми. Человек в то далекое время был тесно связан с природой, от которой зависел и сам уклад его жизни. Отсюда поклонение древних славян солнцу – источнику жизни, отсюда одушевление различных явлений природы. Древним культом солнца порождены были и старинные праздники славян. Сами их даты были приурочены к важным моментам движения Земли вокруг солнца, от которых зависела смена времен года. Один из них – праздник «зимнего солнцеворота». Так в народе называли вечер 24 декабря, после которого день начинает прибавляться. В некоторых местностях этот праздник рождения нового солнечного года называли «Колядой».Ведущий: А как назывались песни, посвященные этому празднику?Ученики: Колядки.Ведущий: Правильно. Праздником встречи весны был день весеннего равноденствия 22 марта. В этот день, отмечавшийся во всех областях России изготовлением из печеного теста птиц, девушки и дети исполняли особые заклинания весны. Ведущий: Как назывались такие песни?Ученики: Веснянки.Ведущий: Верно, молодцы! Красивыми обрядами сопровождались не только праздники, связанные с земледельческим календарем, но и бытовые семейные. Одной из богатейших областей песенного творчества народа являются свадебные песни. Старинная русская свадьба складывалась из целого ряда сценок, игровых действий и обрядов, сопровождаемых пением. Она длилась несколько дней, и в ней переплетались моменты лирические и трагические, радостные и праздничные, шуточные и сатирические. Важнейшие эпизоды свадебной игры – сватовство, рукобитье, сговор, или «смотрины» невесты, девичник, встреча свадебного поезда родными невесты после заключения брака и свадебное пирование. (видео 2) Лирические песни пелись на Руси не только во время праздников. Если возникало желание в песне излить свою душу, свои чувства, люди пели лирические песни. В них воплотились серьезные раздумья о горькой доле, о любви к родному краю, о смерти в чужом краю, о тяжести подневольного труда и многом другом. (видео 3) Особое место в русском фольклоре занимают хороводные и плясовые песни. Они обычно сопровождали танец, поэтому на первый план в них выдвигалось хореографическое начало. И если хороводные песни чаще были медленными, плавными, их даже называли «ходовыми», «гулевыми», то плясовые отличались оживленным темпом, четким ритмом.Ведущий: А сейчас, уважаемые родители, ученики моего класса исполнят несколько русских народных песен в переложении для фортепианного ансамбля, а вы попробуете определить, к какому подразделу каждая из исполняемых песен относится. (обучающиеся исполняют музыкальные переложения русских песен, родители отвечают) (презентация – слайд 4) Ведущий: Напевы плясовых и хороводных песен занимают огромное место в произведениях русских композиторов. Причем иногда в операх они показывают само хороводное действо. Ведущий: Давайте попробуем вспомнить, в каких операх русских композиторов свадебные русские обряды воспроизведены очень ярко?Обучающиеся: В опере М. Глинки «Иван Сусанин» и в «Русалке» А. Даргомыжского.Ведущий: Правильно. Хороводные песни включены в оперы Римского-Корсакова, Аренского и многих других русских композиторов. П.И. Чайковский использовал тему одной из русских народных песен в финале своей Четвертой симфонии. (В исполнении ученика класса звучит переложение русской народной песни «Во поле береза стояла», родители поют)Ведущий: Перечислю известных исполнителей русской народной песни:1. Самодеятельный крестьянский хор (презентация - слайд 5)2. – (презентация - слайд 6) (видео 4) 3. Казачий (презентация – слайд 7)4. (г. Белгород) (презентация – слайд 8)5. (презентация – слайд 9) (видео 5) 6. (презентация – слайд 10)7. (презентация – слайд 11) (видео 6) 8. (презентация – слайд 12) (видео 7)9. Государственный оркестр русских народных инструментов «Метелица» (презентация – слайд 13)10. (презентация – слайд 14)11. (презентация – слайд 15) (видео 8) 12. (презентация – слайд 16) (видео 9) Ведущий: Еще в XVIII в. русские музыканты стали собирать народные песни в разных районах России, тогда же были изданы первые сборники народных песен. Многие выдающиеся русские композиторы уже в XIX в. продолжали эту кропотливую работу. Достаточно сказать, что М. Балакирев, Н. Римский- Корсаков, А.Лядов, П.Чайковский занимались этим делом.А теперь попробуем запомнить фамилии самых известных собирателей русской народной музыки:1. Бессонов Пётр Алексеевич(презентация- слайд 17)2. Григорьев Александр Дмитриевич(презентация-слайд 18)3. (презентация – слайд 19)4. (презентация – слайд 20)5. (презентация – слайд 21)6. (презентация – слайд 22)7. (презентация – слайд 23)8. Старостин Сергей Николаевич (презентация – слайд 24)Ведущий: Народная песня часто сопровождалась исполнением на народных инструментах или исполнялась полностью инструментом. (презентация – слайд 25) Русские народные инструменты можно разделить на: 1. Струнные – гудок, гусли, балалайка, домра (презентация – слайды 26,27,28,29)2. Пневматические язычковые – гармошка. Баян (презентация слайды – слайды 30,31)3. Духовые – свистулька, сопилка, рожок. Жалейка,свирель,кугиклы,варган, волынка. (презентация – слайды 32,33,34,35,36,37,38,39)4. Ударные – дрова, ложки. трещотки, колотушка. рубель Бубен, бубенцы, барабан, (презентация – слайды № 40,41,42, 43,44,45,46,47)Ведущий: А давайте отгадаем по звучанию, какой это инструмент. (За ширмой раздается звучание трещотки, ложек, свирели, бубенчика, свистулек. Зрители отгадывают названия музыкальных инструментов)Ведущий: Вы слышали звучание многих русских народных инструментов. А вот послушайте, как звучит варган. (видео 10)Ведущий: В старинных летописях упоминаются: , . Такие инструменты, иногда ассоциирующиеся с русской музыкой. А вот такие инструменты, как , , распространились в России сравнительно поздно (XIX—XX века). Ознакомимся с историческими фактами: В ленинградский государственный музей музыкальных инструментов в 1965 году поступила большая партия предметов, найденных при археологических раскопках в разных районах нашей страны. Самый древний экспонат-флейта из птичьей кости, сделанная руками неизвестного мастера еще 4 тысячи лет назад. Найден этот инструмент около деревни Фомино в Рязанской области. Еще более древняя флейта была обнаружена при раскопках древнекаменного века. Ей около 20 тысяч лет. Это свисток из сустава северного оленя. Путешествовавший во II веке нашей эры греческий историк Полидевк писал, что скифы «дуют в кости орлов и коршунов наподобие флейт». И, наконец, менее 20 лет назад в русле Днепра в слое песка была обнаружена свистулька из белой глины. Этой флейте более 600 лет. Называется она окариной. (презентация – слайд 48) Ведущий: Когда мы говорим о русской музыке, мы вспоминаем и народные танцы. Ведь их танцуют под русскую народную музыку. А часто мы видим исполнение песни и танца одновременно. (презентация – слайд 49) Русский народ, создавший на протяжении своей многовековой трагически-прекрасной истории великолепные былины, мудрые сказки, чудесные переплетения кружев, необыкновенные изделия из глины, потрясающе интересную и разнообразную резьбу по дереву и кости, красочную роспись по дереву, прелестную лаковую миниатюру, изумительные по красоту и оригинальности ювелирные украшения, а еще множество богатых по содержанию и ритмически ярких лирических, героических, свадебных, игровых, плясовых песен, создал также яркие и очень-очень разнообразные народные танцы:1. Барыня (презентация – слайд 50)2. Хоровод береза (презентация – слайд 51) (видео 11) 3. Бычок (презентация – слайд 52) 4. Голубец (презентация – слайд 53)5. Журавель (презентация – слайд 54)6. Казачок (презентация – слайд 55)7. Кашена (презентацтя – слайд 56)8. Камаринская (презентация – слайд 57)9. Матаня (презентация – слайд 58) 10. Метелица (презентация – слайд 59) 11. Русская. Пляска (презентация – слайд 60) 12. Танок (презентация – слайд 61) 13. Трепак (презентация – слайд 62) 14. Тройка (презентация – слайд 63)15. Хоровод (презентация – слайд 64)16. Яблочко (презентация – слайд 65) (видео 12)Ведущий: Русский народный танец – это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его быта, характера, мыслей, чувств, эстетических взглядов и понимания красоты окружающего мира. Хороводы, кадрили, переплясы, игровые и другие народные танцы поражают своим многообразием, богатством движений. (видео 13) (презентация – слайд 66) Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Истоки его мы находим в культуре и быте восточнославянских племен. Древние славяне были мирными, гостеприимными людьми и почти не знали воинственных плясок. В дохристианской Руси были широко распространены игрища, которые приурочивались к календарным языческим праздникам. Введение на Руси в конце X в. христианства отразилось не только на жизненном укладе русского человека. Постепенно в игрища стали включать христианские обряды. Стали появляться новые танцевальные движения, меняться характер исполнения. Скоморохи сыграли значительную роль в развитии, совершенствовании, а главное, в популяризации русского народного танца. Они несли в себе неистощимый заряд веселья, остроумия, энергии; зарождали в народе вольнолюбивые мысли. А еще сочиняли новые песни, игры, пляски, хороводы, прививали любовь к русскому искусству, к своей Родине. Народное творчество – это ещё и богатейшее средство живого и теплого общения людей как добрых соседей. Ведущий: А сейчас я попрошу всех станцевать под музыку старый, добрый, веселый народный танец – «Веревочку»! (все присутствующие становятся парами и под музыку, исполняемую ансамблем педагога и ученицы, весело танцуют)Ведущий: И в заключение хочется сказать, что знакомство с богатством наследия русской музыки, песни, танца и сейчас служит действительным средством идейно - эстетического воспитания подрастающего поколения. В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, возрождение народного творчества приобретает огромное значение. С помощью русской народной музыки, как средства сохранения и развития традиций национальной культуры, в человеке возрождаются чувства своей родной земли, связи со своим народом, ощущение счастья бытия и творчества. Можно смело утверждать, что русская музыка – это ценнейшее культурное достояние народов, которое необходимо осваивать, любить, беречь.Ведущий: Чем, как вы думаете, фольклор, русская музыка наполняет душу каждого человека? Зрители: Гордостью за свой народ, воспитывает уважение, любовь, чувство патриотизма. (видео 14 – выступление фольклорного ансамбля «Аленушка» МБУДО «Верхнеднепровская ДШИ») ЛИТЕРАТУРА1.2.3. Текст танцев - 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВИДЕО1. 2. 3. )4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14.