"Я и мои друзья"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Я и мои друзья"
Автор: Пожилова Наталья Валентиновна

Конспект коррекционного занятия с использованием сказкотерапии с детьми на развитие чувства эмпатии«Я и мои друзья»Цель: Развитие способностей детей к эмпатии, сопереживанию. Улучшение настроения и эмоционального состояния.Задачи:
  • Оказать помощь детям в формировании навыков позитивного общения;
  • Развивать у детей понимание и чувствование друг друга;
  • Создать благоприятный психологический климат в детском коллективе;
  • Развитие эмпатии.
  • Оборудование: мягкая игрушка ёжик; маленькие солнышки; мультимедийное оборудование; «волшебная» палочка, ватман, краски.Ход занятия
  • Приветствие в кругу (Настрой на предстоящую деятельность)
  • «+» Добрый день, ребята!Очень рада вас видеть!Я вам в глаза посмотрюИ приветливо улыбнусь,И ваших ладошек прикоснусь ...(Педагог поочередно здоровается с каждым ребенком взглядом, улыбкой, касаясь своими руками ладошек детей)
  • Ритуал «входа в сказку»
  • «+» Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в сказку-путешествие. Согласны? (Да!)Я буду Вашей Феей, а вы будете моими добрыми волшебниками - помощниками. (Звучит легкая музыка)«+» Становитесь за мной на лесную тропинку, которая поведет нас в сказку, а там живут разные звери: зайчик, ежик, волк, лиса. Моя волшебная палочка касается каждого из вас, и вы становитесь моим тенями:(Имитация выразительных движений, мимики различных персонажей)Идем, как лисичка, которая несет цветочек,Идем, как мишка, который несет мед,Идем, как волк, который бросает камни,Идем, как зайчик, прыгающий по лесу.(Дети выполняют движения за преподавателем)«+» Мои маленькие волшебники, послушайте, кажется, я что-то слышу…(Все прислушиваются)«+» Дети, да это же ежик ... Давайте сядем по удобнее и послушаем сказку про «Ёжика».Жил да был ёжик. Обыкновенный: маленький, серый, колючий. А ещё он был невесёлым, потому что жил совсем один. Не было у ёжика ни родных, ни друзей.Воспитал его старый дедушка ёж, который наказал внуку твёрдо помнить несколько правил.Первое: надо самому о себе заботиться и ни на кого не рассчитывать. Второе: нельзя тратить время попусту. И третье: никому ты — серый да колючий — не нужен.Вот по этим правилам ёжик и жил. Он не играл с другими зверями и не ходил в гости. С соседями беседовал только по делу. И по лесу просто так не гулял — ведь надо было о себе заботиться.Ёжик знал, что после тёплого лета и богатой плодами осени наступит холодная снежная зима. А зимой самое страшное — остаться без еды. Поэтому всё свободное время он тратил на то, чтобы сделать больше запасов.Ёжик научился лучше всех в лесу собирать грибы и ягоды, находя их даже в самых укромных уголках. Дома он высушивал их на ниточке и складывал на полки. Иногда приносил дикие яблоки из старого сада, пшеничные зёрнышки с поля. Запасы увеличивались с каждым днём.И вот однажды ёжик с удивлением обнаружил, что его кладовая полна. «Теперь-то я не пропаду зимой», — подумал он. Но на всякий случай решил сделать запасы ещё и в комнате. На это ушло немного времени и скоро стало ясно — больше ничего запасать не нужно, да и хранить негде.«Чем же теперь заниматься?» — размышлял ёжик. Он стал перебирать свои богатства и подсчитывать их, но вскоре ему стало ужасно скучно. И тогда ёжик отправился гулять.Это было очень странно — идти по лесу без всякого дела. Ёжик с интересом рассматривал яркие цветы, пёстрых бабочек и разнообразных жучков, слушал пение птиц и стрекот кузнечиков. «Что ж, гулять, оказывается, приятно», — размышлял он, идя всё дальше по тропинке.И вдруг ёжик увидел старую белку, сидящую на ветке огромной ели.— Добрый день, — вежливо поздоровался ёжик.— А разве он добрый? — грустно спросила белка.— У вас что-то случилось?— Случилось? Пожалуй, нет. Просто пришла старость.— Это плохо? — спросил ёжик.— Хорошего мало. Я не могу уже прыгать по ветвям, собирая орехи. Да и грызть их уже трудно. Грибы собирать тоже тяжело, ведь я плохо вижу. Вот и думаю, что скоро наступит зима, и, видно, придётся мне голодать.Ёжик был поражён, он никогда не задумывался, что кому-то может быть тяжело то, что он делал без всяких усилий.— Вы не должны так грустить, я попробую вам помочь, — сказал он белке.Ёжик побежал домой, взял корзинку и отправился в ельник. Он знал, что там всегда можно найти крепкие боровички. И действительно, к вечеру корзинка была полна. На обратном пути ёжик собрал ещё немного спелой черники.Старая белка всё так же грустно сидела на своём месте.— Вот, это вам, — сказал ёжик.— Мне? — удивилась белка. — Но это же целое богатство!— Ну что вы, это всего лишь корзинка грибов, — улыбнулся ёжик.— Да нет, малыш. Для меня это не просто корзинка грибов. Ты спас меня от голода и от грустных мыслей о том, что старики никому не нужны.И ёжик увидел, как из глаз белки покатились слезинки.— Я не хочу, чтобы вы плакали, — сказал он. — Завтра я снова приду к вам.— Приходи. Я, буду очень тебя ждать.Ёжик шёл по тропинке, он был очень взволнован. Впервые в жизни он узнал, что может быть нужен кому-то, что его ждут. Это было так неожиданно и так радостно!Когда ёжик уже подходил к дому, он увидел соседку-зайчиху. Она была чем-то очень обеспокоена.— Добрый вечер, — поздоровался ёжик, — у вас что-то произошло?— Да, вчера я видела неподалёку волка, и теперь боюсь отойти далеко и оставить зайчат одних. Но они хотят, есть, а мне совсем нечем их кормить.— Нечем кормить? — ёжик был поражён. — У вас нет дома припасов?— Какие тут припасы! Когда так много маленьких детей, некогда ходить по лесу. Я с трудом нахожу еду на каждый день, чтобы их покормить!— Ёжик побежал домой и принёс зайчихе лукошко ягод и несколько спелых яблок, которые легко уместились у него на спинке.— Вот, возьмите и накормите зайчат. Сейчас уже поздно, чтобы идти в лес. А завтра я смогу принести вам больше.— Ты просто так хочешь нам это отдать? — удивилась зайчиха.Она привыкла видеть ёжика всегда таким серьёзным и необщительным. Звери даже думали, что он скуповат.— Конечно, ведь мне совсем не трудно собирать ягоды, грибы и другие вкусные вещи.— Зайди к нам в гости, — пригласила зайчиха.Ёжик зашёл в маленький домик. Там было шестеро крохотных зайчат — милых, пушистых, доверчивых. Сначала они немного испугались его колючих иголок, но потом быстро освоились. Вечер пролетел незаметно, так как было очень весело. Особенно ёжику, ведь он впервые был в гостях у друзей!Наутро ёжик, как обычно, отправился с корзинкой в лес. Теперь он трудился усерднее, чем всегда. Оказалось, что заботиться о ком-то очень приятно.Когда он принёс грибы старой белке, та уже ждала его. Она приготовила душистый травяной чай. Белка долго жила на свете и знала множество удивительных историй. Ёжику было так интересно их слушать! Потом он сходил в сад за яблоками для зайчат, и они снова весело играли целый вечер.Теперь жизнь ёжика совсем переменилась. У него появились друзья, он с радостью помогал им. А они тоже старались порадовать своего колючего приятеля. Белка рассказывала ему сказки, учила различать лесные приметы. Она очень полюбила маленького ёжика! Зайчиха старалась к его приходу приготовить вкусный обед, а зайчата придумывали всё новые игры.Вскоре ёжик познакомился с сорокой, у которой было ранено крыло, и стал приносить ей хлебные зёрнышки. В лесу оказалось много жителей, которые нуждались в помощи. И теперь у ёжика было столько дел, что ему иногда даже не хватало времени. Но зато он никогда не скучал и не грустил.Ёжик открыл много новых важных правил. Он понял, что когда заботишься только о себе, это не приносит радости. Ещё ёжик узнал, что делать добро очень приятно, а главное — каждому так необходимо, чтобы его любили.
  • Обсуждение (анализ) сказки
  • «+» О чем сказка?Что запомнилось больше всего?Какие герои запомнились? Почему?Что случилось с Ёжиком?Какие чувства возникали во время чтения?В какие моменты было радостно, а в какие – грустно?Было ли жалко кого-нибудь?Какие чувства, какое настроение после сказки?Случается ли такое в жизни, по-настоящему?Случались ли у вас похожие ситуации?Чему мы можем научиться у этой сказки?Как можно применить полученные знания в жизни?
  • Ритуал «выхода» из сказки
  • «+» Ребята, давайте все вместе нарисуем сказку.(Дети с педагогом на ватмане рисуют сказку «Ёжик»)
  • Релаксационная игра «На полянке»
  • «Представьте себе лесную полянку, на которой растет мягкая травка. Лягте на нее, как на перинку. Вокруг все спокойно и тихо, ты дышишь ровно и легко. Над тобой склоняет голову полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков. Ты чувствуешь, как нежные лучики солнца гладят твои щечки. Ласковый ветерок щекочет тебя. Кто его почувствует, открывает глазки. «+» Все это время за вами наблюдало солнышко. Посмотрите, как оно широко улыбается вам. Давайте улыбнемся солнышку широко-широко.Солнышко дарит вам подарки (Вручаю детям маленькие солнышки). «+» Что можно сделать с солнышком? тветы детей: подарить другу; нарисовать улыбающееся лицо; привязать ниточку – будет игрушка для котенка или медальон)
  • Заключительная часть (Рефлексия занятия)
  • «+» Молодцы! У вас все получилось. Но время нашего сегодняшнего путешествия подошло к концу, нам пора прощаться.«+» Ребята, понравилось ли вам наше путешествие?(Ответы детей) Что больше всего понравилось и запомнилось?(Ответы детей)«+» Было ли трудно?«+» Мы обязательно еще не раз отправимся путешествовать. А сейчас попрощаемся с нашим гостем (Ежиком) и скажем всем «До новых встреч!»Используемая литература:
  • Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: Сфера, 2002 – 510с.
  • Сказкотерапия
  • Сказка «Ёжик» Елена Михаленко