Воспитание гражданина, патриота – России.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Воспитание гражданина, патриота – России.
Автор: Кипа Елена Вячеславовна
Воспитание гражданина, патриота – России. Патриотическому воспитанию подрастающего поколения в последнее время уделяется большое внимание, так как детство и юность самая благодатная пора для привития чувства любви к своей родине, к своему народу. Патриотизм – это одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка.В нашей школе патриотическому воспитанию отводится большое внимание. Формирование у детей чувства собственного достоинства, уверенности в себе, уважения к истории своего Отечества, верности боевым и трудовым традициям, готовности к защите своей Родины – вот основная цель гражданско-патриотического воспитания в нашей школе. Хочется подробнее остановиться на своей работе. Воспитательная работа в моем классе и в школе-интернате организуется в ходе реализации проекта «Я – гражданин и патриот России». Идеей проекта послужило проведение диагностики духовно-нравственных качеств личности. Целью, которой являлось определить приоритет общечеловеческих, гражданских и христианских ценностей у учащихся. Для более четкого определения направления воспитательной работы. Ребятам предлагалось определить свое отношение к ряду духовно - нравственных ценностей.Анализируя результат, я пришла к выводу, что:Такие ценности как способность к состраданию, участливость, великодушие, святость, честность, послушание, миролюбие, вера в справедливость занимают в жизни школьников далеко не главное место, а зачастую просто неприемлемы или непонятны.В противовес – настойчивость, радостное восприятие жизни, находчивость, убежденность, – являются очень значимыми в жизни учащихся.Вывод напрашивался сам собой – у учащихся превалируют ценности потребительского отношения к жизни, любовь к материальным ценностям на много сильнее любви к ближним, к Родине. Понятия о чести, святости, великодушии зачастую вообще не понятны: герои ассоциируются с героями боевиков, причем чаще с антигероями.В результате огромное место в своей работе я отвела гражданско – патриотическому воспитанию.Мною разработан проект «Гражданско-патриотическое воспитание»«Никто не забыт и ничто не забыто» -Горящая надпись на глыбе гранита.Поблекшими листьями ветер играетИ снегом холодным венки засыпает.Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.Никто не забыт и ничто не забыто.А. ШамаринГражданско-патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования гражданственности и патриотичности как качеств, представляющих совокупность социально значимых гражданских свойств личности, обусловленных особенностями, динамикой и уровнем развития общества, состоянием его экономической, духовной, социально-политической и других сфер жизни. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей "малой родине", патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.Патриотическое воспитание школьников - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества - это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания.Цель проекта: -создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;-сохранение и поддержание нравственных ценностей;-воспитание уважения к подвигу защитников Отечества, родного края; любви и уважения к Родине;- вовлечение молодого поколения в активные формы гражданского и патриотического воспитания;- пробуждение и учёт интересов учащихся к изучению отечественной истории, культуры, краеведения, истории и культуры других народов;Для достижения цели должны решаться следующие задачи: сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности; сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры; сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям; сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании; вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности;формирование банка организационно - методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания школы;формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, край, школу, семью, ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта;воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов.В рамках реализации проекта намечены мероприятия:День солидарности в борьбе с терроризмом:Презентация Трагедия Беслана – боль России».Конкурс рисунков «Я рисую мир».Уборка территории Мемориала ВОв на Братском кладбище. Возложение цветов.История земли Донской (беседы по классам).Конкурс работ «Творчество А.С. Пушкина в детских работах» (Пушкинская библиотека)Города – герои. (презентации).День инвалидов. Посещение ВОГ.Выставка творческих работ «Мы такие, как все».Беседа «Наши права и обязанности».День печати. (Экскурсия в издательство).Дети войны. (День юного героя-антифашиста). (Презентации). Ростов – город воинской славы:Экскурсии;Фотогазета;Беседа.Презентация.Урок мужества.День Защитника Отечества:История возникновения праздникаПрезентация «Наши вооруженные силы»Викторина.Спортивные соревнования «Вперед, мальчишки!»День космонавтики:Презентация – викторина.Газета «К звездам!»Марш «Правнуки Победы».Книга памяти «Мою семью не обошла война». (презентации).Газета «Память сердца».Встреча с ветераном ВОв.Выставка «А память, как колодец глубока»:Рисунков;Фотографий;Поделок;Стенгазет.Игра «Поле чудес», посвященная дню Победы.Экскурсия по набережной Дона.День семьи:Викторина «Семь Я»Беседа «Обязанности членов семьи и их исполнение»Ожидаемые результаты проекта.В результате реализации проекта ожидается:- вовлечение в работу по гражданско-патриотическому воспитанию представителей всех субъектов образовательной деятельности;- обогащение содержания гражданско – патриотического воспитания;- привитие интереса к историческому и героическому прошлому своей Родины- развитие творческих способностей, навыков исследовательской деятельности;- формирование гордости за сопричастность к деяниям старшего поколения;- формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм и правил правового государства;- формирование потребности и способности руководствоваться примерами, основанными на высших ценностях и идеалах. Литература:Данилюк А.Я. Кондаков А.М. Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М, Просвещение, 2009.Гаврилова А. «Я – гражданин России». Классный руководитель, №5, 2009.Новик Р.Л. Воспитать гражданина – патриота. Классный руководитель, №5, 2008 г.Шакурова М.в. Зеленина Е.А. Программа «Я -гражданин». Классный руководитель, №3, 2007.