ЗНАЧЕНИЕ ПОРТФОЛИО В ФОРМИРОВАНИИ САМООЦЕНКИ УЧАЩЕГОСЯ
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ЗНАЧЕНИЕ ПОРТФОЛИО В ФОРМИРОВАНИИ САМООЦЕНКИ УЧАЩЕГОСЯ
Автор: Герасимова Ольга Норимовна
Герасимова Ольга Норимовна,
учитель начальных классов высшей категории
МОУ СОШ им. А.С. Попова г. о. Власиха
Московской области
ЗНАЧЕНИЕ ПОРТФОЛИО В ФОРМИРОВАНИИ САМООЦЕНКИ УЧАЩЕГОСЯ
В 21 веке для того, чтобы человек был успешным, нужно обладать компетенциями для изучения и использования знаний. С 1 сентября 2011 года наша школа перешла на образовательные стандарты нового поколения, и основные перемены коснулись в первую очередь начального звена. Разработка концепции УУД отвечает современным социальным запросам. Школа меняет установки на общекультурные, личностные и познавательные.
Сегодня учителю начальных классов необходимо иметь чёткое суждение об организации оценивания в рамках новых требований. Сложность состоит в том, что в данный момент на федеральном уровне начинают разрабатываться:
регламенты проведения оценки качества начального образования на различных уровнях;
положения о проведении оценки качества начального образования на различных уровнях;
комплекты измерительных субстанций оценки качества начального образования в обозначенных выше областях с инструктивно-методическими материалами;
порядок обработки и синтеза данных;
рекомендации по интерпретации и использованию итогов оценки качества начального образования на различных уровнях.
Новые требования к результатам начального образования можно достигнуть благодаря современным УМК. Сегодня для полной реализации условий и ресурсного обеспечения образовательных программ начального общего образования необходимо решить следующие проблемы, которые возникали в ходе начала работы по новым ФГОС:
обеспечить каждого учителя современным нормативно-программным и учебно-методическим сопровождением по содержательной части новых стандартов;
предусмотреть своевременное обеспечение комплектом учебников всех учащихся;
обеспечить учителя диагностическим инструментарием по оценке достижения планируемых результатов обучения;
формировать электронные ресурсы для обеспечения деятельности учителей начальных классов;
разработать методические рекомендации по введению новых форм оценивания;
ввести в структуру образовательного процесса современные методики и технологии оценивания, позволяющие увидеть динамику роста и развития ребенка.
создать условия для повышения квалификации всех педагогов по вопросам реализации ФГОС;
создать условия для проведения внеурочной деятельности;
создать систему просвещения родительской общественности о достижениях и проблемах реализации ФГОС с использованием всех информационных ресурсов.
Портрет выпускника начальной школы сегодня должен включать:
любящий свой народ, край, Родину;
почитающий ценности семьи и общества;
пытливый, деятельно и заинтересованно узнающий мир;
обладающий умениями учиться, самостоятельно налаживающий деятельности;
готовый автономно воздействовать и расплачиваться за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
ФГОС включает необходимые требования:
к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
к структуреосновной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
к условиямреализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
К числу планируемых результатов освоения ООП отнесены:
личностные результаты— готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы и др.;
метапредметные результаты— освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты— освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.
Сегодня ФГОС ориентирует на достижение личностных результатовосвоения ООП НОО, которые должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мирв его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивовучебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
3) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
4) формирование установки на безопасный, здоровый образжизни, наличие мотивации к творческомутруду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Цель нашего исследования в новом ФГОС – изучение значения портфолио в формировании самооценки учащегося.
Для достижения цели решались следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты развития самооценки в младшем школьном возрасте.
Раскрыть проект Портфолио младшего школьника как средства развития его самооценки.
Дать методические рекомендации по организации деятельности младших школьников с портфолио.
Самооценка – оценка лицом самого себя, своих потенциалов, качеств и места среди остальных людей [1, с.34]. Касаясь ядра личности, она – основной регулятор поведения. От неё зависит отношение с рядом находящимися людьми, его критичность, прихотливость к себе, взгляд на успех и неудачи. Тем самым она действует на результативность деятельности и дальнейшего развития личности. Самооценка – это наиболее осуществимая и наиболее освоенная в психологии сторона самопознания человека [4, с.45]. С поддержкой самооценки личность регулирует поведение. Самооценка может быть постоянной, то есть сохраняться в многообразных ситуациях, и шаткой.
В зависимости от характера самооценки формируется правильная или неправильная самооценка. В ней проявляются индивидуально – психологические, личностные и социальные свойства человека; они разрешают сопоставить силы, способности с запросами среды и автономно назначать перед собой цели и задачи, находить жизненные перспективы. Самооценка может быть адекватная, неадекватная. Неадекватная разделяется на завышенную, заниженную. [15, с.3]
Высокая или низкая самооценка вызывает предназначенное экспансивное самочувствие, активизирует твердость в себе или безверие в свои силы, чувство неспокойности, волнение превосходства над остальными, состояние уныния. В ходе мысленных заключений о разного рода заданиях (учебных, бытовых, др.) у учащегося возможно появление неадекватной самооценки. Самооценка – взгляд человека на свои неспособности, потенциал, как он выглядит. [11, с.45]
Самооценка формируется весь учебный год. Ситуативная самооценка появляется раньше Я - концепции. Однако самооценка делается существенно более постоянной и внеситуативной когда соединяется с Я-концепцией, при этом содержательные разногласия между ними не раскрываются. Во время учебного года Образ Я усиливается в два раза. [5, с.32]
Младшему школьнику нужно уметь ставить цели, проверять поведение, управлять делами. Для руководства привычками нужны знания о себе, отметка себя. Процесс развития самоконтроля зависит от степени формирования самооценки. Младшие школьники могут исполнять самоконтроль под наставлением взрослого и с вниманием сверстников. Суждения о себе - база самооценки младших школьников.
Располагать сведениями о самооценке человека необходимо для общения. В особенности значимо учитывать самооценку ребенка. Самооценка в ребенке только формируется и поэтому в большей мере поддается модификации.
В самооценке воспроизводятся суждения ребенка о достигнутом, и к чему он пытается идти, план его будущего. В самооценке отражается, что школьник узнает о себе, его инициативность, сориентированная на понимание своих операций черт. [8, с.16]
Самооценка школьника открывается и в том, как он относится к достижениям других. Школьники с завышенной самооценкой непременно хвалят себя, но бракуют, что делают другие. Дети с пониженной самооценкой расположены недооценивать товарищей.
Дети с повышенной самооценкой активны, идут к успеху в любом виде деятельности. Они хотят быть предельно самостоятельными. В общении с малознакомыми людьми рассчитывают, что будут хорошо приняты, они беззастенчивости. Это оптимисты. Но они опираются на правильную оценку своих возможностей. [14, с.16]
Дети с низкой самооценкой неуверенны в себе. Во всех своих начинаниях ждут неуспеха. Страшатся учителей, хотят быть незамеченными. Они застенчивые, уязвимые, стеснительные, на занятиях находятся в тени.
Нет связи между самооценкой детей и материальной обеспеченностью семьи. Но прочность семьи - наиважнейший фактор; в распавшихся семьях дети с сниженной самооценкой встречаются чаще. [10, с.23]
Самооценка, которая формируется у школьника в семье, значимо действует на установку, с которой он является в школу. Формирование самосознания школьника в младшем школьном возрасте обнаруживается в том, что у них понемногу возрастает критичность, требовательность к себе. Если самооценка школьника почти целиком определяется оценками и поведением взрослых, то ученики 2 и 3 классов оценивают свои достижения более самостоятельно, подвергая критической оценке и деятельность учителя. Становясь самостоятельной и устойчивой, самооценка активизирует в функцию мотива деятельности учащегося. [11, с.45]
Термин портфолио пришёл из политики и бизнеса, всякому известны термины министерский портфель, портфель инвестиций. Отдельные ученые анализируют портфолио как рабочую файловую папку, хранящую многообразную информацию, которая документирует опыт и достижения школьников [14, с.35] .
Идея использования портфолио проистекает из США из 80 - х годов. Использование портфолио в учебных заведениях приняла лавинообразный характер. Число изданий и книг, посвящённых портфолио в школе, за короткий срок резко возросло, завоевало в 1995 году пика и сегодня стало совсем невообразимым. Это состояние в учебном процессе получило название портфолиоманией. Кроме США и Канады идея портфолио делается известной в Европе и Японии. Её зовут одним из трёх трендов нынешнего образования.
Портфолио и самооценка близко связаны друг с другом, так как портфолио – это коллекция трудов школьника, которая показывает его попытки, консерватизм, достижения…. Иначе, портфолио - орудие самооценки успеха для школьника.
Портфолио бывают различных видов. [13, с.16]
Портфолио документов – портфель сертифицированных (документированных) личных достижений в учении (похвальные грамоты, др.).
Портфолио работ – это коллекция всевозможных творческих, проектных, исследовательских работ и др. В папку коллекционируются контрольные и творческие работы: сочинения, изложения, эссе, рисунки, поделки, результаты медицинских и психологических обследований и т.д., все, что совершалось в течение года. Портфолио оформляется в виде творческой книжки. Качественная оценка портфолио дополняет плоды аттестации школьника, но не может вместиться в образовательный рейтинг школьника в виде общей составляющей.
Портфолио отзывов – содержит характеристики отношения к всевозможным видам деятельности [16, с.65]. Это заключения, рецензии, отзывы, резюме, эссе, рекомендательные письма и прочее. Эта конфигурация портфолио дает потенциал охватить механизмы самооценки школьника, что увеличивает уровень осмысленности дел, объединенных с обучением и предпочтением профессии. Сложность заключается в формализации и учете содержимого папки.
Проблемно-исследовательское портфолио – соединено с написанием реферата . Это комплект материалов по установленным рубрикам.
Тематическое портфолио – формируется в течении прохождения темы, раздела курса. Учитель дает тему, а ученик защищает портфолио по итогам работы над ним. [2, с.15]
Все перечисленные типы портфолио действуют на формирование самооценки младших школьников, они являются орудием их самовыражения, самореализации.
В макете предметного Портфолио младшего школьника собираются все выполняемые школьником образовательные действия и итоги его обучения по иностранному языку.
Портфолио персональных достижений младших школьников разработан в соответствии с нормативными и юридическими документами (закон об образовании, ГОС стандарт, др.).
Цель портфолио - обучение младших школьников самоорганизации собственной деятельности, их мотивация на конструктивную познавательную деятельность, развитие рефлексивных умений, умений исполнять адекватную самооценку учащегося.
Задачи портфолио:
- обеспечение образовательной мотивации участников учебного процесса, в том числе мотивации формирования успеха;
- формирование рефлексивной культуры младших школьников, их оценочной школьной деятельности;
- формирование умения учащихся классифицировать, разбирать подобранный материал, презентовать личный опыт;
- улучшение системы оценивания образовательных достижений младших школьников в соглашениях по воплощению компетентного подхода.
Строение предметного портфолио включает три раздела: Мой портрет, Портфолио работ, Мои успехи. В портфолио вмещаются бумаги достижений и собственного опыта обучающихся. В Моем портрете помещается рассказ школьника о себе, семье, увлечениях, жизни, с оценкой себя. Появляется мнение, что всякий учащийся имеет внутренний манометр, по которому он себя оценивает, доволен ли собой. Мой портрет - средство диагностики, через которое учитель может составить структуру самооценки младшего школьника как личности. Раздел Портфолио работ содержит работы, проекты, домашние задания рисунки. Раздел Мои успехи представляет собой награды, достижения, успехи, отзывы на творческие работы.
Оценивание портфолио реализовывается предметниками, родителями в конце триместра. Школьник должен представить продукт своей деятельности. Презентация портфолио индивидуальных образовательных достижений оценивается по критериям:
- необычная презентация идеи портфолио или его раздела;
- вдумчивое использование материалов;
- наличие высокой степени интереса и настойчивости в достижении результата;
- наличие собственной деятельности;
- уровень коммуникативной организации материала для презентации.
Данные критерии интерпретируются для понимания младших школьников.
Рассмотрим методические рекомендации по организации деятельности младших школьников с портфолио.
Уважаемый школьник!
Ты являешься участником интересной формы оценки твоих школьных результатов - Портфолио младшего школьника.
Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося в определенный период его обучения [5, с.11]
Мы предлагаем тебе отразить результаты своего обучения в школе, причем не только те, которые характеризуют тебя как успевающего школьника, но и те достижения, которые получены тобой при выполнении других видов деятельности (творческой, социальной и др.). Для этого внимательно прочти следующие рекомендации:
Форма портфолио - файловая папка с вкладышами, где размещаются листы формата А- 4. Оформлять портфолио ты можешь от руки, а можно и в электронном варианте.
Помни, что знакомиться с Портфолио будут другие люди, поэтому важно позаботиться и о форме подачи личных достижений. Ты можешь дополнять свою личную папку различными материалами и документами, которые не указаны в примерной структуре Портфолио. Это могут быть твои собственные размышления и идеи, которые возникли во время занятий или при посещении каких - либо мероприятий.
Структура данного предметного портфолио состоит из трех разделов: первый раздел называется Мой портрет, второй раздел – Портфолио работ, третий - Мои успехи. Право выбора варианта портфолио, отбор содержания материала для документирования остается за тобой. Начни свою работу с портфолио с рассказа о себе, своей семье, своих увлечениях, школьной жизни, которое поможет тебе в дальнейшем соотнести то, каким ты был, с тем уровнем, которого ты достигнешь в дальнейшем.
Раздел Портфолио работ включает в себя работы, проекты, исследования, выполненные в период обучения, сертификаты мероприятий, не имеющие официального подтверждения (корпоративные конкурсы, программы и т.д.), собственные изделия, сочинения, фотографии, аудио – видео записи, констатирующие характер твоих достижений, твой уровень развития личностных качеств (заинтересованность, организованность, кругозор и т.д.). В портфолио вносится список данных работ по разделам, сами работы или их копии.
Раздел Мои успехи представляет собой награды, достижения, успехи, отзывы на твои творческие работы, они заверяются учителем или родителями, классным руководителем.
Для того чтобы твой портфолио не потерялось, рекомендуем оставлять его на хранение у учителя в доступном для тебя месте. В данное портфолио вкладывай копии документов и других материалов, а оригиналы сохраняй дома, возможно в домашнем портфолио. Копия портфолио необходима для того, чтобы заинтересованные в твоей успешности люди могли вместе с тобой отслеживать твою результативность и вносить необходимые коррекции в образовательный процесс.
Завершающим этапом твоей работы с данным документом должна стать презентация твоих достижений, во время которой ты должен продемонстрировать свои успехи и достижения. Ценность данного этапа в том, что ты представляешь себя именно через ту область, в которой ты действительно успешен - это может быть учеба, внеучебная деятельность и т.д. Помни, портфолио - это ТВОЙ документ, который призван помочь тебе увидеть свой труд, почувствовать себя успешным, подтвердить твои результаты, стать личностью в глазах близких и родных людей.
Если у тебя возникли вопросы по заполнению портфолио, обратись за консультацией к учителю.
Для эффективной работы учителю необходимо учитывать следующие рекомендации:
1. Годится ли преподавание для работы с портфолио? Содержит ли процесс обучения повторяющиеся требования одного типа, при выполнении которых может быть виден прогресс? Ориентирован ли процесс обучения на способности? Есть ли возможность индивидуализировать процесс обучения и направить его на креативно-созидательный процесс, который ведет к появлению красивых продуктов? Можно ли выделить время для рефлексии или программа так забита, что все нужно будет делать в спешке?
2. Есть ли у меня мотивация и потенциал взять на себя много работы, но работы интересной? Есть ли у меня возможность распланировать время, чтобы индивидуально консультировать учеников и давать краткие устные и письменные комментарии к их работам, собранным в портфолио?
3. Какие материалы могут быть отобраны для портфолио? Какие я уже могу определить заранее, какие могут быть приложены по ходу дела?
4. Какие сроки для оформления портфолио нужно установить?
5. Какие указания к действию, образцы, критерии и точки зрения нужно сообщить ученику для того, чтобы он мог организовать и оценить свою работу?
6. Когда и как должен состояться отбор работ для портфолио?
7. Через какую форму презентации можно завершить обучение? Кого можно/следует пригласить (родителей, учащихся других классов) ?
8. В конце триместра (учебного года) хорошо бы снабдить учеников возможностью представления Портфолио своих достижений. Необходимо оформить небольшой отзыв (рецензию) на Портфолио школьника. Отзыв (рецензию) может составить любой учитель, работающий в данном классе. По итогам презентации Портфолио может быть выдан сертификат, свидетельствующий об особых успехах и достижениях школьника.
Таким образом, нами изучено значение портфолио в формировании самооценки учащегося по новому ФГОС.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Баранов С.П. Педагогика. – М.: Просвещение, 1987. – 134 с.
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2001. – 304 с.
Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам (начальная школа, методическое пособие). - М.: АЙРИС ПРЕСС, 2004. - 204 с.
Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования. Вопросы психологии. – 1991. - №6. – С.45 - 49.
Загвоздкин В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений – нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки // Школьные технологии. – 2004. - № 3. - С.32 – 36.
Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. - М.: ACADEMA, 1999. – 154 с.
Ксензова Л.Ю. Оценочная деятельность учителя. – М.: 2000. – 167 с.
Липкина А.И. Самооценка школьника. - М., 1976. – 187 с.
Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. - М.: 1968. – С.49 - 57.
Матюхина М.В. Психология младшего школьника. - М.: Просвещение, 1970. – 127 с.
Модель портфолио выпускника основной школы МОС Крапивинского района Кемеровской области // Управление школой. - 2004. - № 31. – С.45 - 47.
Педагогика: Учеб. пособие / В.Г. Рындак, Н.В. Алехина, И.В. Власюк, и др.; Под ред. проф. В.Г. Рындак. - М.: Высш. шк., 2006. - 495 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: 2002 - 720 с.
Педагогика/Под ред.П.И. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агенство, 1995. – 215 с.
Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
Пейн С. Дж. Учебное портфолио - новая форма контроля и оценки достижений учащихся // Директор школы. – 2000. - № 1. – С.65-67.