«Развитие связной речи через искусство»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие связной речи через искусство»
Автор: Хочберова Ольга Вячеславовна

«Развитие связной речи через искусство» «…Не только интеллектуальное развитие ребёнка,но и формирование его характера, эмоций и личности в целом,находится в непосредственной зависимости от речи».Л. С. ВыготскийРечь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Кому неизвестно, что дети с плохо развитой речью не редко оказываются неуспешными. Да и взаимоотношения со сверстниками у таких детей не складываются. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами, свободно вступать в речевое общение со сверстниками. Не все дети одинаково успешно овладевают фонетической, лексической, грамматической стороной речи. Но именно их взаимосвязь является важнейшим условием формирования связной речи. К сожалению, в настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества детей с речевыми отклонениями или нарушениями в результате воздействия какого-либо потенциального фактора. Это ухудшение состояния здоровья детей, существенное сужение объема «живого» общения: дети, да и взрослые все больше стали общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе, дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи. Все эти отклонения сами по себе  не исчезают и  при отсутствии специально организованной коррекционной работы могут отрицательно сказаться на дальнейшее развитии ребенка.Дети, даже без специального обучения, с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой действительности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка, но при стихийном речевом развитии лишь не многие из них достигают высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению.В детском саду предусмотрены такие средства развития речи:
  • свободное речевое общение;
  • культурно – языковая среда;
  • обучение родному языку и речи на специальных занятиях;
  • различные виды игр (дидактические, сюжетно-ролевые);
  • художественная литература;
  • различные виды искусства (изобразительное искусство, музыка, театр);
  • использование произведений народного творчества;
  • взаимосвязь с семьей по речевому развитию.
  • Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает воспитателю разнообразить методики стимулирующие развитие речи у детей. Оптимизировать учебный процесс, повысить его эффективность уже невозможно, пользуясь лишь традиционными, а иногда, откровенно говоря, устаревшими методами и приёмами воспитания и обучения связной речи детей дошкольного возраста. Чтобы речевое взаимодействие детей было эффективным, воспитатель должен создать условия для речевого творчества и развития коммуникативных навыков воспитанников.Развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явления языка и речи. Речевое творчество – это проявления творчества в речевой деятельности. Рассмотрим некоторые творческие формы работы с детьми. Хочется сказать про театральную деятельность в детском саду. Это настолько обширная тема, что она требует отдельного разговора, поэтому затронем её чуть-чуть.Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она — неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения). Поэтому работу в этом направлении воспитатели проводят, начиная с младших групп.Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Текст произведения является лишь канвой,   в которую вплетаются новые сюжетные линии, вводятся новые герои и т.д.  Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы  это осуществить, надо понять каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения.Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации. К режиссерским играм относятся: настольный и теневой театры, театр на фланелеграфе. В данных видах театрализованных игр ребенок или взрослый не являются действующими персонажами, а создают сцены и ведут роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Персонаж изображается с помощью интонационной выразительности голоса, частично – мимики. К играм-драматизациям относят: игры-драматизации с пальчиками, с куклами бибабо, импровизации. Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли,  в которых задействованы все средства выразительности – интонация, мимика, пантомимика. Самой сложной разновидностью игр-драматизаций является импровизация. Она предусматривает разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки. К ней готовят все предыдущие виды театра. Импровизация требует совместного продумывания и проговаривания темы,  обсуждения средств ее изображения, характерных эпизодов. К старшему дошкольному возрасту,  дети могут предлагать свои варианты изображения темы либо самостоятельно выбирать  и разыгрывать тематику. Рассмотрим, как должна быть развита связная речь у дошкольников по возрастам.Средняя группа: дети составляют небольшие рассказы и сочиняют рассказы из личного опыта. Это предполагает обучение разным типам высказывания – описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения. Используя схемы для составления рассказа, дети глубже осознают структуру, т.е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец). Развивается интонационный синтаксис – умение строить и произносить предложения разных типов (повествовательные, вопросительные, восклицательные).Старшая группа: дети связно, последовательно и выразительно передают готовый текст без помощи взрослого; самостоятельно составляют описательный или повествовательный рассказ, используя мнемотехнику или моделирование; развивают сюжетную линию, в соответствии с содержанием, соединяют отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.Подготовительная группа: дети составляют текст коллективно (командами), проявляя творчество; умеют выстраивать сюжет, связывать между собой части текста; выстраивают сюжетную линию в рассказе; используют разнообразные средства связи между смысловыми частями высказывания.В старших и подготовительных группах педагогам от репродуктивных форм связной речи (пересказ, заучивание) следует переходить к её инициативным формам. К ним относиться творческое рассказывание, которое считается наиболее сложным.При обучении детей связной речи специалисты рекомендуют педагогам использовать следующие виды творческого рассказывания:
  • добавление в рассказ предшествующих или последующих событий;
  • составление рассказа, аналогично данному, с изменением времени или результата действия;
  • составление рассказа с включением (исключением) объектов;
  • составление рассказа по комплекту игрушек;
  • рассказывание по частично закрытой сюжетной картине;
  • придумывание рассказа о знакомом герое;
  • составление рассказа по его названию;
  • придумывание рассказа по нескольким опорным словам.
  • Подробнее рассмотрим некоторые из них.
  • Метод противоречий. Один из элементов диалектики (закон единства и борьбы противоположностей) – наличие двух противоречивых качеств в одном объекте. В бытовой ситуации они встречаются ребенку на каждом шагу: надо поесть – будешь сытым, здоровым; не надо кушать – растолстеешь, будет тяжело; драться плохо – сделаешь больно; бейся – ты защищаешь слабого, обиженного. Работая по этому методу, открываем перед детьми «тайну двойного» во всем, в каждом явлении (событии, факте, веществе) – когда что-то в нем хорошо, а что вредно; что-то мешает, а что-то нужное.
  • Используем игры: «Хорошо – плохо», «Польза – вред», «Наоборот» — это игры на умение видеть противоречия, «обе стороны одной медали». Например, игра «Хорошо – плохо». Дети делятся на две команды. Одна – «хорошо», другая — «плохо». Они передают игрушку (собачку) как эстафету друг другу, называя положительные и отрицательные качества: хорошо, что песик пушистый; но плохо, что быстро сбивается шерсть.
  • Метод решения проблем или «дерево решений».  Сначала нужно выбрать проблему, которая не имеет однозначного решения (эпизоды из сказок, ситуации из жизни), например: «Что нужно цветочку для счастья?».
  • Затем рассматриваем схему – «дерево решений». Ствол «дерева» обозначает проблему, крона – пути ее преодоления, а листочки – ее решение. Предлагаем детям разбиться на подгруппы и, общаясь между собой, найти решение данной проблемы нарисовать его на листе бумаги и прокомментировать. Дети, достигнув взаимной договоренности путем обсуждения, находят свое решение: бабочку, пчелку, солнышко, дождик и тому подобное. Затем каждая группа размещает свой рисунок на дереве решений и объясняет свой выбор.Нужно учить детей выслушивать каждого, кто хочет высказаться. Воспитатель оценивает детей только положительно. При оценивании, желательно, не называть слово «правильно», а говорить: «интересно», «хорошо», «прекрасно», «оригинально», что стимулирует детей к дальнейшим высказываниям.
  • Придумывание рассказа по логически стройной цепочке высказываний.
  • Чем выше интеллект, тем интереснее рассказ. Например, что можно рассказать о бабе Яге? Кодируем информацию в пиктограммы и составляем рассказ. Сам процесс создания пиктограмм является творческим, т.к. ребёнок может пользоваться не только готовыми пиктограммами, но и придумывать и зарисовывать их самостоятельно. Один из вариантов рассказа:
  • Придумывание рассказа с продолжением.
  • Например, воспитатель говорит, что ему на глаза попался рассказ «Прогулка в лес», но он не закончен: «Папа с Димой пошли на прогулку в зимний лес. Погода была хорошая, слегка пощипывал морозец, светило солнце. Снег блестел на солнце и поскрипывал под ногами. Вдруг Дима увидел чьи-то следы на снегу…»Попробуем придумать:
  • радостный, веселый конец рассказа;
  • поучительный;
  • фантастический вариант.
  • Рассказ-зарисовка по опорным словам.
  • Сейчас вы будете художниками и нарисуете две картины. Я назову только слова-действия.
  • Скрылось, набежали, подул.
  • Закачались, сверкнула.Согнулись, ударил, и полил.
  • Прошла, выглянуло.
  • Распрямились, зазеленело, запели. Вышли погулять.А теперь, глядя на свои рисунки, составьте рассказ.
  • Рассказы – небылицы.
  • Они учат детей фантазировать, развивают ассоциативную память, внимание, воображение, чувство юмора.
  • Небылица может начинаться с предложения: «На окне стоял цветок, в лепестках цветка жили крошечные человечки…».
  • Небылица возможна по заданной теме («Если бы я был волшебником», «Фантастические страны», «Винегрет из сказок»).
  • По множеству предложенных картинок, по силуэтам, фигуркам.
  • Небылицы могут быть и в стихах.
  • Сочинение сказок «наизнанку». Использовать этот приём можно в различных вариантах:
  • «Свойства наоборот». Берётся любая знакомая сказка, и её героям приписываются прямо противоположные свойства. Или меняются духовные свойства, внешность. Это даёт возможность крупному стать маленьким, но ловким и незаметным, а маленькому и слабому – великим и могучим. Например, сказка «Красная шапочка». Волк в ней будет маленький и добрый, а Красная шапочка большая и злая.
  • «Задом наперёд». Этот вариант предлагает рассказывать сказки не с начала, а с конца. Это довольно сложная задача, поэтому первоначальное использование приёма предполагает опору на картинки или иллюстрации. Постепенно можно переходить к рассказыванию без наглядного материала.
  • «Из собственного опыта». Предложите ребёнку пофантазировать. Пусть он попробует придумать сказку или рассказ, в котором обязанности, поступки, мысли взрослых и детей поменялись местами.
  • Модификация сказок. Ребёнок изменяет знакомые сюжеты сказок. Использовать этот приём также можно в различных вариантах:
  • «Введение в название сказки нового объекта». В название хорошо знакомой ребёнку сказки добавляется слово, обозначающее какой-либо предмет. Например, «Колобок и воздушный шарик», «Волк, семеро козлят и компьютер», «Теремок и паровоз».
  • Салат из сказок – создание новой сказки на основе эпизодов, выбранных детьми из разных сказок.
  • Продолжение сказки – каждый придумывает продолжение сюжетной линии сказки.
  • «Я – герой сказки». Предложить ребёнку представить, если одним из героев сказки станет он сам, или герои сказки придут к нему в гости.
  • «Смена места действия». Сюжет сказки перемещается в другое место и пространство. Например, жили-были старик со старухой в наши дни, Красная шапочка в космосе.
  • Умение ребёнка придумывать разные истории, сказки, загадки, считалки поможет ему в дальнейшем. Например, писать сочинения в школе. Возможно, кто-то из них станет писателем или поэтом.Используемая литература:
  • Большева Т. В. Учимся по сказке.
  • Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
  • Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.
  • Рудик О. С. Развитие речи детей в свободной деятельности.
  • Филатова н. А. Моделирование в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.
  •