Конспект НОД в старшей группе по теме «ОСЕНЬ»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект НОД в старшей группе по теме «ОСЕНЬ»
Автор: Кудинова Светлана Ивановна

Конспект НОД в старшей группе по теме «ОСЕНЬ»(образовательная область познавательное развитие).Цель: обобщить знания детей по теме: Осень”, развивать музыкально-ритмические и творческие способности, формировать привычки к здоровому образу жизни.Задачи:Образовательные:• уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;• активизировать словарь детей по теме занятия;• совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;• сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.• закрепить знания детей об основных признаках осени, цвете и форме. Учить подбирать листочки для дерева по цвету. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.Развивающие:• развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;• развивать интерес к выполнению заданий.развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.Воспитательные:• воспитывать у детей бережное отношение к природе;• создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.Здоровьесберегающие:сохранение и укрепление физического и психического здоровья; создание условий, обеспечивающих эмоциональный комфорт и психологическую безопасность.Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, музыкально-ритмическое развитие.Оборудование:• Конверт с письмом и заданиями от Бабы Яги;• Макеты деревьев берёзы, клёна, дуба и их листочки;• Листочки из картона для дорожки;• Познавательный мультфильм: «Почему листья желтеют»;• Оборудование для опыта (сосуды, пипетки, красящий раствор, пена, вода); Обручи для кочек.Ход НОД: 1 Слайд осенних деревьев в окне.(Звучит музыка Мэри Поппинс) Здравствуйте ребята! Давайте знакомиться. Меня зовут Мэри Поппинс. Я воспитатель волшебница, помогаю воспитывать детей. А сейчас вы все вместе скажите своё имя. Молодцы! Ребята послушайте, что я вам хочу рассказать, сегодня утром, когда я открыла окно, чтобы проветрить зал, к нам залетело письмо. Но чтобы узнать от кого письмо, необходимо отгадать загадку, вот послушайте:Время года отгадай:Собираю урожайРазноцветный лес красивый,Мокнут скошенные нивы,Тучи по небу гуляют,Грибники в леса спешат,Листья желтые летят,Ежик листья собираетСвою норку утепляет.Дети: Осень.Мэри Поппинс: Да, ребята, правильно это письмо от Осени.Давайте посмотрим, что же в конверте? (открывает конверт, достаёт письмо и читает).Письмо:Я проказница такаяИ разбойница большая.Соберу сейчас я тучи,Всю осеннюю листвуЯ с собою заберу!Не хотите Осень, дети?Так не быть же ей на свете!Будет сразу вам – зима!Холод, лёд и снега – тьма!Мэри Поппинс: Ой, ребятки, это проделки Бабы Яги, чтобы помочь освободить Осень нам необходимо выполнить все её задания. Ну что, готовы?Дети: Да!Мэри Поппинс:Но чтобы выполнить первое задание, необходимо пройти поосенним листочкам и не сбиться с пути. Дружно за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь. Какое у вас настроение стало? Вы готовы? Тогда в путь. Ребята, вы аккуратно наступайте и не сходите с тропинки. В это время некоторые обитатели леса впали в спячку, и мы, наступая на листики, нечаянно можем на них наступить.2 Слайд осеннего леса.( Ребята идут по осенним листьям, разложенным змейкой на полу красиво и плавно шагая с носочка). (Звучит песенка «Где ты осень?»)Вокруг нас красивый лес. Ребята, а какой здесь чистый и свежий воздух. Вдохните медленно носом глубоко и тихонько через рот выдыхайте. Чувствуете, какой свежий и ароматный воздух. (Дыхательная гимнастика). *А вот и первый листок с заданием. Посмотрите перед нами Календарь природы. Слушайте внимательно.3 Слайд календарь природы.1. Назовите, пожалуйста, времена года? (Зима, весна, лето, осень).2. Какие осенние месяцы вы знаете(Сентябрь, Октябрь, Ноябрь).3. Скажите, пожалуйста, как называют осень в сентябре? (Ранняя.) А почему? (Потому что листья на деревьях ещё зеленые, солнышко светит ярко, греет тепло).4 Слайд ранняя осень.4. А как называют осень в октябре? (Золотая.) А почему? (Потому что листья меняют цвет и становятся желтыми, красными, оранжевыми, начинается самое красивое явление природы листопад, солнце уже светит не так ярко).5 Слайд золотая осень5. Ну а как же мы называем осень в ноябре? (Поздняя.) Почему? (Потому что на улице становится очень холодно, ветрено, дождливо, деревья готовятся к зиме, сбрасывая последние листья).6 Слайд поздняя осеньМэри Поппинс: Ребята, какие осенние приметы вы ещё знаете? Зачем деревья сбрасывают листья?Ответы детей: – Трава желтеет, лес становится разноцветным, опадают листья. Дни становятся короче, а ночи длиннее, птицы улетают в теплые края, небо становится серым, часто идут холодные дожди. Звери готовятся к зиме, делают запасы, меняют летние шубки на зимние. Люди собирают урожай овощей и фруктов. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя. Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега. Мэри Поппинс: А почему листочки осенью жёлтые? Ответить на этот вопрос поможет мой друг Профессор Почемушкин. Внимание на экран.Познавательный мультфильм «Почему листья жёлтые».7 слайд осенний лесМэри Поппинс: Нам пора продолжать путь. Физминутка «Мы идем в осенний лес»Мы идем в осенний лес, - маршируем на местеА в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рукЭто очень хорошо, - хлопаем в ладошиБудем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторонуИ в корзинку собирать, - сводят руки перед собой в «корзинку»Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочкаНа пеньке – опята,А во мху – лисички,Дружные сестрички, - делают манящие движения руками«Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой рукиПолезайте в кузовок! – присесть, обнять себя рукамиНу, а ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороныУкрашай осенний борМэри Поппинс: Вы очень внимательные ребята и с этим заданием справились успешно. Ребята, смотрите, Баба Яга от скуки совсем разбаловалась и перемешала все листочки с деревьев. Нам нужно помочь деревьям вернуть свои листочки, чтобы ещё раз полюбоваться красотой осеннего леса. Предлагаю не скучать, а в игру «С какого дерева листок?» поиграть. Послушайте правила игры: перед вами на ковре рассыпаны листья, вам необходимо найти с какого же дерева листок. Если вы взяли листок с березы, как он будет называться (берёзовый, а если взяли листок с клёна - клиновый, а если с дуба - дубовый). Итак, 1,2,3 начало игры. Дети относят к макету деревьев листочки. (Звучит песенка осени, подвижная игра). Мэри Поппинс: Молодцы! Справились с заданием! Пора отправляться в путь. Ребята, путь нам преградило болото, ну мы же с вами не боимся трудностей? Что будем делать?Дети: Идём дальше.8 Слайд осенние деревья.Только аккуратно перешагивайте, чтобы не пропасть в болоте.Дети перешагивают из обруча в обруч, перешагивая болото по кочкам.Мэри Поппинс: Какие же вы ловкие преодолели и это препятствие, осталось совсем немного и мы освободим Осень из плена Бабы Яги.*А вот Баба Яга оставила нам листок с заданиями. Слушайте внимательно.Мэри Поппинс: Просит Яга дать ответы эти вопросы. «Игра ДА или НЕТ» - Я буду читать вопросы, «будите мне отвечать «да» или «нет».Осенью цветут цветы?Осенью растут грибы?Тучи солнце закрывают?Колючий ветер прилетает?Морозы осенью бывают?Ну а птицы гнезда вьют?А букашки прилетают?Звери норки закрывают?Урожай все собирают?Птичьи стаи улетают?Часто-часто льют дожди?Солнце светит очень жарко?Можно детям загорать?Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?Мэри Поппинс: И с этим заданием справились. Мы выполнили все задания Бабы Яги, но что-то она не спешит освобождать нашу пленницу. Ребята, продолжим путь по нашей лесной тропинке. (Дети выходят на полянку). Посмотрите, какая поляна, и пенёчки на ней есть. Вы немного устали. Присаживайтесь на пенёчки. *Так посмотрим, здесь ещё какая - то записочка от Яги. И, так давайте прочитаем. Что же в ней написано (Мэри Поппинс достаёт записку и читает):Освобожу я вашу Осень, если вы, научите меня не грустить когда идёт дождь.9 Слайд идет дождьМэри Поппинс: Ребята, давайте выполним пожелание Бабы Яги. Я научу вас, как можно весело играть с дождиком. А Баба Яга увидит, обязательно подобреет, и освободит нашу красавицу Осень. Дети по показу Мэри Поппинс выполняют движения, имитируя звук дождя. Ритмичные хлопки по коленкам в заданном темпе, с одновременно выполняемыми топающими движениями. Поглаживающий массаж ног.Мэри Поппинс: Ребята, а вы знаете, как идёт дождь? Приглашаю вас в лесную лабораторию. Сегодня я предлагаю вам посмотреть и самим провести опыт, как получается дождь. Подойдите к столу. Сначала я сделаю облако из пены. Но почему идет дождь? Для наглядного примера я возьму подкрашенную воду. Так вот, на земле происходят процессы испарения воды, и пар поднимается в верхние слои атмосферы. Когда пар поднимается, то температура воздуха понижается, и в результате появляются капельки воды. В облаках капли воды собираются вместе и становятся тяжёлыми. Под тяжестью веса эти капли падают на землю. Посмотрите, я капаю цветной раствор воды, ни чего не происходит. Предлагаю взять цветной раствор и при помощи пипетки накапать подкрашенной воды в свой сосуд с облаком. Обратите внимание, когда эти капли собираются вместе и становятся тяжелее, мы видим, как цветная жидкость начинает капать вниз.Мэри Поппинс: Посмотрите, как здорово у нас получилось! Ребята, послушайте, музыка зазвучала. (Звучит песенка осени). Сдержала своё обещание Баба Яга и освободила нашу Осень. А сейчас закройте глаза, пришла пора волшебства. Превращаю вас в листочки. Раз, Два, Три - листик нас домой верни. Закружились листочки по залу и возле меня остановились. (Звучит музыка волшебства). 10Слайд осень в окне. 1,2,3, деток нам листок верни. Вот мы и дома! Посмотрите в окно, как красиво на ветру шевелятся листочки, это Осень нас благодарит за то, что мы освободили её. Давайте помашем ей.ПРИГЛАШАЮ ВАС СО МНОЙ ПОТАНЦЕВАТЬ. Танец с Мэри Поппинс.Мэри Поппинс: Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей).Сегодня мы вспомнили, что осень бывает разной. Ответили на все вопросы-загадки об осени. И показали себя настоящими знатоками природы! Что мы сегодня узнали? Кому помогли? В какие игры играли? Что больше всего вам нравится в осенней поре?Мэри Поппинс: Вы все молодцы! А вот эти листочки вам в группу на память об осени. Вы можете стать настоящими художниками и раскрасить их в разные цвета. (Подарок раскраски листочков). (Звучит песенка осени).