Конспект НОД в старшей группе по теме «ОСЕНЬ»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект НОД в старшей группе по теме «ОСЕНЬ»
Автор: Кудинова Светлана Ивановна
Конспект НОД в старшей группе по теме «ОСЕНЬ»(образовательная область познавательное развитие).Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”, развивать музыкально-ритмические и творческие способности, формировать привычки к здоровому образу жизни.Задачи:Образовательные:• уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;• активизировать словарь детей по теме занятия;• совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;• сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.• закрепить знания детей об основных признаках осени, цвете и форме. Учить подбирать листочки для дерева по цвету. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.Развивающие:• развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;• развивать интерес к выполнению заданий.• развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.Воспитательные:• воспитывать у детей бережное отношение к природе;• создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.Здоровьесберегающие:• сохранение и укрепление физического и психического здоровья; создание условий, обеспечивающих эмоциональный комфорт и психологическую безопасность.Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, музыкально-ритмическое развитие.Оборудование:• Конверт с письмом и заданиями от Бабы Яги;• Макеты деревьев берёзы, клёна, дуба и их листочки;• Листочки из картона для дорожки;• Познавательный мультфильм: «Почему листья желтеют»;• Оборудование для опыта (сосуды, пипетки, красящий раствор, пена, вода);• Обручи для кочек.Ход НОД: 1 Слайд осенних деревьев в окне.(Звучит музыка Мэри Поппинс) Здравствуйте ребята! Давайте знакомиться. Меня зовут Мэри Поппинс. Я воспитатель волшебница, помогаю воспитывать детей. А сейчас вы все вместе скажите своё имя. Молодцы! Ребята послушайте, что я вам хочу рассказать, сегодня утром, когда я открыла окно, чтобы проветрить зал, к нам залетело письмо. Но чтобы узнать от кого письмо, необходимо отгадать загадку, вот послушайте:Время года отгадай:Собираю урожайРазноцветный лес красивый,Мокнут скошенные нивы,Тучи по небу гуляют,Грибники в леса спешат,Листья желтые летят,Ежик листья собираетСвою норку утепляет.Дети: Осень.Мэри Поппинс: Да, ребята, правильно это письмо от Осени.Давайте посмотрим, что же в конверте? (открывает конверт, достаёт письмо и читает).Письмо:Я проказница такаяИ разбойница большая.Соберу сейчас я тучи,Всю осеннюю листвуЯ с собою заберу!Не хотите Осень, дети?Так не быть же ей на свете!Будет сразу вам – зима!Холод, лёд и снега – тьма!Мэри Поппинс: Ой, ребятки, это проделки Бабы Яги, чтобы помочь освободить Осень нам необходимо выполнить все её задания. Ну что, готовы?Дети: Да!Мэри Поппинс:Но чтобы выполнить первое задание, необходимо пройти поосенним листочкам и не сбиться с пути. Дружно за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь. Какое у вас настроение стало? Вы готовы? Тогда в путь. Ребята, вы аккуратно наступайте и не сходите с тропинки. В это время некоторые обитатели леса впали в спячку, и мы, наступая на листики, нечаянно можем на них наступить.2 Слайд осеннего леса.( Ребята идут по осенним листьям, разложенным змейкой на полу красиво и плавно шагая с носочка). (Звучит песенка «Где ты осень?»)Вокруг нас красивый лес. Ребята, а какой здесь чистый и свежий воздух. Вдохните медленно носом глубоко и тихонько через рот выдыхайте. Чувствуете, какой свежий и ароматный воздух. (Дыхательная гимнастика). *А вот и первый листок с заданием. Посмотрите перед нами Календарь природы. Слушайте внимательно.3 Слайд календарь природы.1. Назовите, пожалуйста, времена года? (Зима, весна, лето, осень).2. Какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь).3. Скажите, пожалуйста, как называют осень в сентябре? (Ранняя.) А почему? (Потому что листья на деревьях ещё зеленые, солнышко светит ярко, греет тепло).4 Слайд ранняя осень.4. А как называют осень в октябре? (Золотая.) А почему? (Потому что листья меняют цвет и становятся желтыми, красными, оранжевыми, начинается самое красивое явление природы листопад, солнце уже светит не так ярко).5 Слайд золотая осень5. Ну а как же мы называем осень в ноябре? (Поздняя.) Почему? (Потому что на улице становится очень холодно, ветрено, дождливо, деревья готовятся к зиме, сбрасывая последние листья).6 Слайд поздняя осеньМэри Поппинс: Ребята, какие осенние приметы вы ещё знаете? Зачем деревья сбрасывают листья?Ответы детей: – Трава желтеет, лес становится разноцветным, опадают листья. Дни становятся короче, а ночи длиннее, птицы улетают в теплые края, небо становится серым, часто идут холодные дожди. Звери готовятся к зиме, делают запасы, меняют летние шубки на зимние. Люди собирают урожай овощей и фруктов. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя. Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега. Мэри Поппинс: А почему листочки осенью жёлтые? Ответить на этот вопрос поможет мой друг Профессор Почемушкин. Внимание на экран.Познавательный мультфильм «Почему листья жёлтые».7 слайд осенний лесМэри Поппинс: Нам пора продолжать путь. Физминутка «Мы идем в осенний лес»Мы идем в осенний лес, - маршируем на местеА в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рукЭто очень хорошо, - хлопаем в ладошиБудем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторонуИ в корзинку собирать, - сводят руки перед собой в «корзинку»Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочкаНа пеньке – опята,А во мху – лисички,Дружные сестрички, - делают манящие движения руками«Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой рукиПолезайте в кузовок! – присесть, обнять себя рукамиНу, а ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороныУкрашай осенний бор!»Мэри Поппинс: Вы очень внимательные ребята и с этим заданием справились успешно. Ребята, смотрите, Баба Яга от скуки совсем разбаловалась и перемешала все листочки с деревьев. Нам нужно помочь деревьям вернуть свои листочки, чтобы ещё раз полюбоваться красотой осеннего леса. Предлагаю не скучать, а в игру «С какого дерева листок?» поиграть. Послушайте правила игры: перед вами на ковре рассыпаны листья, вам необходимо найти с какого же дерева листок. Если вы взяли листок с березы, как он будет называться (берёзовый, а если взяли листок с клёна - клиновый, а если с дуба - дубовый). Итак, 1,2,3 начало игры. Дети относят к макету деревьев листочки. (Звучит песенка осени, подвижная игра). Мэри Поппинс: Молодцы! Справились с заданием! Пора отправляться в путь. Ребята, путь нам преградило болото, ну мы же с вами не боимся трудностей? Что будем делать?Дети: Идём дальше.8 Слайд осенние деревья.Только аккуратно перешагивайте, чтобы не пропасть в болоте.Дети перешагивают из обруча в обруч, перешагивая болото по кочкам.Мэри Поппинс: Какие же вы ловкие преодолели и это препятствие, осталось совсем немного и мы освободим Осень из плена Бабы Яги.*А вот Баба Яга оставила нам листок с заданиями. Слушайте внимательно.Мэри Поппинс: Просит Яга дать ответы эти вопросы. «Игра ДА или НЕТ» - Я буду читать вопросы, «будите мне отвечать «да» или «нет».Осенью цветут цветы?Осенью растут грибы?Тучи солнце закрывают?Колючий ветер прилетает?Морозы осенью бывают?Ну а птицы гнезда вьют?А букашки прилетают?Звери норки закрывают?Урожай все собирают?Птичьи стаи улетают?Часто-часто льют дожди?Солнце светит очень жарко?Можно детям загорать?Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?Мэри Поппинс: И с этим заданием справились. Мы выполнили все задания Бабы Яги, но что-то она не спешит освобождать нашу пленницу. Ребята, продолжим путь по нашей лесной тропинке. (Дети выходят на полянку). Посмотрите, какая поляна, и пенёчки на ней есть. Вы немного устали. Присаживайтесь на пенёчки. *Так посмотрим, здесь ещё какая - то записочка от Яги. И, так давайте прочитаем. Что же в ней написано (Мэри Поппинс достаёт записку и читает):Освобожу я вашу Осень, если вы, научите меня не грустить когда идёт дождь.9 Слайд идет дождьМэри Поппинс: Ребята, давайте выполним пожелание Бабы Яги. Я научу вас, как можно весело играть с дождиком. А Баба Яга увидит, обязательно подобреет, и освободит нашу красавицу Осень. Дети по показу Мэри Поппинс выполняют движения, имитируя звук дождя. Ритмичные хлопки по коленкам в заданном темпе, с одновременно выполняемыми топающими движениями. Поглаживающий массаж ног.Мэри Поппинс: Ребята, а вы знаете, как идёт дождь? Приглашаю вас в лесную лабораторию. Сегодня я предлагаю вам посмотреть и самим провести опыт, как получается дождь. Подойдите к столу. Сначала я сделаю облако из пены. Но почему идет дождь? Для наглядного примера я возьму подкрашенную воду. Так вот, на земле происходят процессы испарения воды, и пар поднимается в верхние слои атмосферы. Когда пар поднимается, то температура воздуха понижается, и в результате появляются капельки воды. В облаках капли воды собираются вместе и становятся тяжёлыми. Под тяжестью веса эти капли падают на землю. Посмотрите, я капаю цветной раствор воды, ни чего не происходит. Предлагаю взять цветной раствор и при помощи пипетки накапать подкрашенной воды в свой сосуд с облаком. Обратите внимание, когда эти капли собираются вместе и становятся тяжелее, мы видим, как цветная жидкость начинает капать вниз.Мэри Поппинс: Посмотрите, как здорово у нас получилось! Ребята, послушайте, музыка зазвучала. (Звучит песенка осени). Сдержала своё обещание Баба Яга и освободила нашу Осень. А сейчас закройте глаза, пришла пора волшебства. Превращаю вас в листочки. Раз, Два, Три - листик нас домой верни. Закружились листочки по залу и возле меня остановились. (Звучит музыка волшебства). 10Слайд осень в окне. 1,2,3, деток нам листок верни. Вот мы и дома! Посмотрите в окно, как красиво на ветру шевелятся листочки, это Осень нас благодарит за то, что мы освободили её. Давайте помашем ей.ПРИГЛАШАЮ ВАС СО МНОЙ ПОТАНЦЕВАТЬ. Танец с Мэри Поппинс.Мэри Поппинс: Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей).Сегодня мы вспомнили, что осень бывает разной. Ответили на все вопросы-загадки об осени. И показали себя настоящими знатоками природы! Что мы сегодня узнали? Кому помогли? В какие игры играли? Что больше всего вам нравится в осенней поре?Мэри Поппинс: Вы все молодцы! А вот эти листочки вам в группу на память об осени. Вы можете стать настоящими художниками и раскрасить их в разные цвета. (Подарок раскраски листочков). (Звучит песенка осени).