«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность»
Автор: Филоненко Ольга Сергеевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Одесский детский сад»Одесского муниципального района Омской областиМетодический семинар на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность»Воспитатель:Филоненко Ольга СергеевнаОдесское, 2016Уважаемые коллеги. Я Филоненко Ольга Сергеевна воспитатель Одесского детского сада «Сказка». Работаю с детьми в подготовительной к школе группе. Хочу представить вашему вниманию свою работу по теме «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность». Вопрос о развитие творческих способностей детей в рисовании, в аппликации и в лепке меня стал особо интересовать, когда я анализировала работы детей. В процессе наблюдения за художественным творчеством детей, я отметила, что зачастую, детские работы бывают, схематичны и однообразны, некоторые ребята не выбирают ярких цветов, используют неудачные композиционные решения.Детский сад, в котором я работаю, хотя и располагает материальной базой, подбором необходимого игрового и учебного оборудования, дидактических материалов, но работая по традиционной программе Натальи Михайловны Крыловой Детский сад – Дом радости, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом я пришла к выводу, что авторы не развивают творческие способности в полной степени, не побуждая детей к экспериментированию с различными материалами и красками. Основное значение продуктивных видов труда состоит в том, что в процессе деятельности у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными. Этому способствует отличная мышечная нагрузка на пальчики. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами именно через тактильные ощущения. Я часто размышляла над тем как добиться того, чтобы каждый ребенок стал творцом? Как спланировать свою работу так, чтобы в процессе деятельности происходила реализация знаний, впечатлений, повышалось эмоциональное состояние детей, выраженное особой радостью, как вызвать чувства гордости и удовлетворения от результата своего труда. Прежде всего, мне предстояло самой как следует подготовиться к работе. С этими мыслями я принялась изучать всевозможную литературу по обучению детей изобразительной деятельности. И мне удалось найти то, что я считаю нужно. В дошкольном детстве закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Федеральный государственный образовательный стандарт учитывает индивидуальные потребности ребенка, к каждому ребенку необходим индивидуальный подход. Как показывает мой опыт работы, именно при использовании нетрадиционных техник в продуктивной деятельности происходит сохранение самоценности дошкольного детства и сохраняется сама природа дошкольника. Педагог – практик В. А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев». От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем талантливее ребенок.  Изучив психолого – педагогическую литературу я сделала вывод, что решить эти проблемы возможно лишь при условии нового подхода к организации образовательной деятельности с детьми по данному направлению, а именно – включение разнообразной продуктивной деятельности детей как в непосредственно образовательной деятельности, так и при организации вечернего отрезка времени.В связи с этим возникла идея формировать творческие способности у дошкольников с помощью разных нетрадиционных техник в изобразительной деятельности, над которой я работаю 4 год. За этот длительный период я использовала множество методов нетрадиционной техники в продуктивных видах деятельности. В связи с этим возникли противоречия: 1) между традиционными и нетрадиционными методами обучения в изобразительной деятельности; 2) между необходимостью развития творческих способностей ребенка и возможностями обучения. Целью моей работы является развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности. Цель предопределила необходимость постановки следующих задач: 1. Формировать умение детей нетрадиционным техникам, сочетая различный материал и технику изображения, определять замысел, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от творческой работы. 2. Развивать мелкую моторику через продуктивную деятельность; 3. Содействовать детскому творчеству и творческому воображению путём создания творческих ситуаций в изобразительной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги. 4. Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы. 5. Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка. Свою работу я начала по данной теме по принципу « от простого к сложному» учитывая возрастные особенности детей. Активно применяя нетрадиционные методы в изобразительной деятельности так, как детям было очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы: кистью, карандашами, мелками. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они мало способствуют развитию воображения, фантазии. А применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними. Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Выполнять работу можно чем угодно и как угодно! Существует много техник нетрадиционного рисования, аппликации, лепки их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет не интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе. Далее большое внимание уделяла развитию аппликационных умений. Развиваем мелкую моторику и тактильные ощущения, не только используя бумагу, но и другие материалы: ткань, крупа, сухоцветы, соломка. Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Детям предлагаю свободный выбор различных материалов как природный, так и бросовый и сразу становится видно, кто к чему отдает предпочтение. Федеральный государственный образовательный стандарт учитывает индивидуальные потребности ребенка, т.е. к каждому ребенку необходим индивидуальный подход. Как показывает мой опыт работы, именно при использовании нетрадиционных техник рисования происходит сохранение самоценности дошкольного детства и сохраняется сама природа дошкольника. В своей работе я использовала разработки профессора, доктора педагогических наук Тамары Семеновны Коморовой. За основу я взяла методические рекомендации и различные техники, по развитию творческих способностей у детей в рисовании, лепке, аппликации. Также использую программу кандидата педагогических наук Ирины Александровны Лыковой «Цветные ладошки». Программа «Цветные ладошки» стала открытием и опорой в моем педагогическом опыте. Ведь главное в моей работе, чтобы совместная деятельность приносила детям только положительные эмоции. Мои образовательные деятельности не просто содержательны, но и увлекательны тем, что содержат очень много разработок с использованием нетрадиционных техник по мокрому, рисование ватными палочками, рисование пальчиками, рисование нитками, рисование песком, солью, рисование щёткой или расческой, аппликация из поролона, из крупы и семян, природного материала, аранжировки из цветов и плодов (цветочные вазы и корзинки). Результатом моей работы является, то, что дети научились понимать и создавать художественные образы с применением разнообразных материалов, осуществляется целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей, получают возможность для самовыражения и воплощения своих эмоций и фантазии при работе с нетрадиционными материалами, повышается уровень самостоятельности, инициативности, активности; развивается творческое воображение, дети испытают чувства удовлетворения и гордости за созданные ими рисунки, что, несомненно, повышает их самооценку. Основываясь на принципе ФГОС ДО сотрудничество педагога с семьей к работе активно привлекаю родителей, именно они должны быть первыми помощниками своим детям. Совместно с родителями создали уголок природного, бросового материала, различных традиционных и нетрадиционных инструментов. Уголок постоянно пополняется. Родители совместно с детьми участвуют в конкурсах, активно применяя в своих работах нетрадиционные методы. В результате проведенной работы повысился осознанный интерес родителей к процессу воспитания и обучения детей через содержание образовательной области «Художественное творчество». Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ним цели. Художественное творчество с использованием нетрадиционной техники даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников, способствует развитию у ребёнка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, зрительного восприятия и глазомера. Поэтому, побуждать пальчики работать - одна из важнейших задач по изобразительной деятельности, которая приносит много радости дошкольникам. В будущем для совершенствования работы по данной проблеме я наметила следующие перспективы: - продолжить работу над развитием мелкой моторики рук, творческого потенциала в дальнейшем; -продолжить знакомить детей с различными техниками изобразительной деятельности;- следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития творческих способностей у детей;- осуществлять взаимодействие с семьей.Я надеюсь, что мой опыт работы и дальше будет давать желаемые результаты, а показатель моего труда с каждым годом будет только расти, я постоянно ищу новые пути создания такой пространственно-предметной среды, такой системы развивающих отношений, которые бы расширяли мир детей и стимулировали их разнообразную и творческую деятельность на протяжении всей жизни.