«Игры и упражнение на развитие эмоционального общения с ребенком, на развитие общего подражания, на развитие активной речи»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Игры и упражнение на развитие эмоционального общения с ребенком, на развитие общего подражания, на развитие активной речи»
Автор: Полякова Людмила Ивановна
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:
Игры и упражнение на развитие эмоционального общения с ребенком, на развитие общего подражания, на развитие активной речи
Людмила Ивановна Полякова,
учитель-логопед МБДОУ Колокольчик
ЯНАО, г. Ноябрьск
Роль речи в становлении ребенка как личности невозможно переоценить.
Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, расширяет кругозор маленького человека.
Задача взрослых помочь ему овладеть устной и в дальнейшем письменной речью.
Родители маленьких болтунов часто сокрушаются по поводу неиссякаемого потока речи, который ребёнок обрушивает на них день за днём. Но те, в чьих семьях растёт молчун, напротив, готовы на всё, чтобы крохотный партизан наконец заговорил.
На практике встречается много детей, которые попадают в руки логопеда в 5 - 6 лет с ограниченным словарным запасом, искаженной слоговой структурой, грубо нарушенным грамматическим строем речи, не говоря уже о многочисленных проблемах звукопроизношения. У большинства этих детей наблюдались проблемы в развитии речи уже в 1-1,5 года: словарь нарастал очень медленно, долгое время ребенок пользовался сокращенными словами и звукоподражаниями, фразовая речь появилась после 3-4 лет. И даже после начала коррекционной работы положительная динамика проявляла себя очень медленными темпами. К началу школьного обучения проблемы устной речи не удавалось устранить окончательно, что практически всегда приводило к серьезным трудностям в овладении чтением и письмом.
В то же время, если с детьми, имеющими отставание в раннем речевом развитии, занятии по активизации речи начинали в 2-2,5 года, большинство из них уже через несколько месяцев значительно увеличивали свой словарный запас, начинали пользоваться новыми грамматическими формами, гораздо легче шли на речевой контакт с окружающими.
Исходя из опыта работы, на вопрос В каком возрасте необходимо начинать занятия с учителем-логопедом?, можно с уверенностью ответить – С момента обнаружения отставания в речевом развитии. Не стоит отпускать речевые проблемы на самотек!
Но, конечно, далеко не все родители имеют возможность отдать своего 2-3-летнего малыша в надежные руки специалиста. Поэтому эти мамы и папы должны стать домашними логопедами своим детям, чтобы (слегка перефразируем классика) не было мучительно обидно за бесцельно прожитые годы, не жить спокойно в ожидании чуда.
И сегодня мы расскажем о таких несложных методах, которые помогут развить речь ребенка и заодно укрепят эмоциональную связь между мамой (папой) и малышом.
Важно отметить, что это касается только тех детей, психическое развитие которых проходит нормальными темпами и физический слух сохранен. В противном случае необходимо обязательно обратиться к специалистам, не надеяться на то, что все рассосется. И если доктора заверили вас, что здоровье в порядке, приступаем к работе!
Итак, с чего начнем учить малыша говорить?
ГОВОРИТЕ!
Есть мамы и папы, которые полагают, что разговоры с ребёнком-молчуном – пустая трата времени, ведь он всё равно не вступает в диалог, то это большее заблуждение. Наоборот, чем чаще и дольше вы разговариваете с малышом, тем больше у него поводов усвоить новые слова и понятия и захотеть вам ответить! При любом удобном (и неудобном) случае беседуйте: рассказывайте, как работает пылесос, что вы кладёте в суп, озвучивайте действия свои и ребёнка. Только не стоит употреблять детские слова, если ребенок вышел из младенческого возраста. Лучше говорить с ним, используя простые, но правильные слова.
ДОГОВАРИВАЙТЕСЬ!
Логопеды призывают сделать общение с ребёнком деловым, то есть, преследующим какие-либо цели. Но, как известно, невозможно договориться, если одна из сторон не желает говорить. Тем важнее проявлять большое внимание, если малыш пытается вам что-то объяснить: пусть он использует для этого нечленораздельные звуки или жесты – вы же не хотите, чтобы он обиделся и совсем перестал стараться? Однако не усердствуйте: предугадывание желаний ведёт к тому, что у него пропадает мотивация к разговору. Часто родителям маленьких молчунов даже советуют на время перестать понимать ребёнка, чтобы у последнего возникла необходимость заговорить. Это часто дает неплохие результаты. Не случайно, начав посещать детский сад, у детей значительно активизируется словарь, они начинают больше говорить. И дело здесь даже не в том, что в детском саду воспитатели проводят специально организованные занятия по развитию речи детей (хотя это несомненный плюс системы дошкольного образования). В детском саду ребенок попадает в новый для себя круг общения, к незнакомым педагогам, которые действительно не могут по отдельным звукам пи понять, что малыш хочет в данный момент – пить или в туалет. У ребенка возникает мощный мотив – объяснить свои желания окружающим. А значимый мотив всегда является основополагающим моментом развития. Правило общения в данном случае очень простое – если я никому и ничего не хочу сказать, зачем тогда мне вообще учиться говорить? Значит, малыш должен захотеть общаться, для того чтобы начать стараться говорить. Но при таком мотивировании ребенка к речи обязательно нужно почувствовать момент, когда малыш начинает проявлять излишнюю нервозность, готов заплакать. После появления слез ребенка, мамы, как правило, сразу перестают добиваться, чтобы малыш произнес нужное слово. До этого момента доводить общение ни в коем случае нельзя, иначе ваш малыш быстро поймет, стоит ему заплакать – мама перестанет мучить его своим непониманием. Так формируются стереотипы поведения, ребенок готов начать плакать при малейшем нежелании что-то делать. Наши бабушки это называли слезами своего добиваться. Если вы видите, что ребенок готов зареветь – отвлеките его внимание на что-то другое. В другой ситуации, когда ребенок будет увлечен игрой или каким-нибудь занятием, вновь продолжите свои попытки создать малышу необходимость говорить.
ИГРАЙТЕ!
И чем активнее вы будете увлечены игрой, тем лучше. Озвучивайте игрушки, просите показать тот или иной предмет или где спрятался зайчик. Игры формируют тесную эмоциональную связь между вами, а это помогает детям раскрыться и заговорить. Если ребенок увлечен действиями с игрушкой, то для него совершенно естественным является кормить ее, укладывать спать. Простые слова На!, ешь!, спи!, ай-яй-яй, обращенные к игрушке, получаются у малыша намного легче, чем если бы вы требовали: Скажи как я!, Повторяй!
ЖЕСТИКУЛИРУЙТЕ!
Используйте общеупотребительные жесты совместно с речью – говорите на, протягивая открытую ладонь, и отрицательно качайте головой, произнося нет; разводите полукруглые руки в стороны – большо-о-о-й; приближаете ладони – ма-а-а-ленький. Короткие стихотворные тексты, сопровождаемые такими жестами, превращаются в маленький кукольный театр.
Например:
У медведя дом бо-о-ольшой (руки широко над головой),
А у зайки ма-а-аленький (приближаем ладони).
Мишка шел к себе домой … ой-ой-ой! (шагаем игрушкой-мишкой)
Прыгал зайка маленький – ай-яй-яй! (прыгаем игрушкой-зайкой)
ПОВТОРЯЙТЕ!
У малышей сильно развиты механизмы подражания: они сейчас напоминают обезьянок, и грех не воспользоваться этим в целях развития речи. Начните с простых пальчиковых игр или речи с движением: пусть сначала ребёнок научится повторять за вами серию одиночных движений, а потом уже – их совмещать. Говорите достаточно громко и чётко артикулируйте. Не исключено, что вскоре подражание движениям перерастёт в звукоподражание.
МОТИВИРУЙТЕ!
Затейте игру, в которой речь будет главным условием. Например, вы – паровозик, а малыш прицепляется сзади вагончиком. Вы, громко гудя или чух-чух-чухая, ведёте состав в дальние страны. После этого есть смысл предложить вашему малышу побыть паровозом. Только предупредите его, что без звукового сопровождения состав двигаться не сможет!
ПОМОГАЙТЕ!
Пусть малыш на первом этапе использует любые доступные ему средства общения – звуки, жесты, движения. Если ребёнок указывает на игрушку, озвучьте его желание: Хочешь поиграть с мишкой?. При этом требуйте ответной реакции: пусть кивает или, наоборот, мотает головой. Не бойтесь задавать наводящие вопросы и намеренно создавайте ситуации, требующие речевого общения. Хорошо в этом помогает совместная художественная деятельность: лепка, рисование, аппликация – советуйтесь с ребёнком по поводу каждого действия.
НАБЕРИТЕСЬ ТЕРПЕНИЯ!
На самом деле, ребёнку совершенно всё равно, во что и какими игрушками играть – лишь бы вы принимали в этом активное участие. Просто будьте рядом, делайте что-нибудь вместе, терпеливо и настойчиво говорите, несмотря на то, что вам пока не отвечают. Скорее всего, пройдёт немного времени – и малыш порадует вас первыми словами.
А сейчас вам будут предложены разнообразные игры. Как известно, игра – это самая важная форма деятельности для малыша.
Игры для развития эмоционального общения с ребенком
Дай ручку!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Родитель подходит к ребенку и протягивает ему руку.
–Давай здороваться. Дай ручку!
Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик – лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.
Привет! Пока!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Взрослый подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.
–Привет! Привет!
Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.
–Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!
При прощании игра повторяется – взрослый машет рукой.
–Пока! Пока!
Затем предлагает малышу попрощаться.
–Помаши ручкой на прощание. Пока!
Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.
Лови мячик!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие движений.
Оборудование: небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик.
Ход игры: Берем в руки мячик, предлагаем ребенку поиграть с ним. Лучше организовать игру на полу: садимся напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.
–Давай поиграем в мячик. Лови мячик!
Взрослый катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.
–Кати мячик! Оп! Поймала мячик!
Игра проводится в течение некоторого времени, прекратить игру следует при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.
Петрушка
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Оборудование: кукла Петрушка (би-ба-бо).
Ход игры: Незаметно для ребенка взрослый надевает на руку игрушку, затем начинает игру. Петрушка подходит к малышу, кланяется.
–Я Петрушка – веселая игрушка! Привет-привет!
Затем Петрушка предлагает малышу поздороваться, берет его руку в свои.
–Давай здороваться! Дай ручку!
После этого Петрушка выполняет различные действия: хлопает в ладоши, танцует и поет, предлагая ребенку повторить эти действия.
–Давай хлопать в ладошки – хлоп-хлоп-хлоп! А сейчас я песенку спою: ля-ля-ля! ля-ля-ля!
Затем Петрушка прячется и появляется вновь. Игра заканчивается тем, что игрушка прощается и уходит.
Котёнок
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Оборудование: мягкая игрушка котёнок.
Ход игры: Взрослый показывает ребенку игрушечного котёнка и предлагает погладить его.
–Смотри, какой к нам пришёл котёнок – маленький, пушистый. Давай погладим котёнка – вот так. Действие сопровождается стихотворением: Киса, кисонька, кисуля!— Позвала котёнка Юля. Не спеши домой, постой!— И погладила рукой.
Можно продолжить игру с котёнком: напоить его молочком, показать, как котёнок умеет прыгать, махать хвостиком.
Игры на развитие общего подражания
Мы ногами топ-топ-топ!
Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.
Ход игры: Предложите малышам такую игру.Мы ногами топ-топ-топ! (топаем, высоко поднимая ноги)А в ладоши хлоп-хлоп-хлоп! (хлопаем в ладоши)Ай да малыши!Ай да крепыши! (руки на пояс, кружимся).
Вот такие мы!
Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.
Ход игры: Предложите детям новую игру.
–Ну-ка, давайте покажем, что мы умеем делать! Повторяйте за мной!Мы ногами топ, топ, топ! (топаем)Мы руками хлоп, хлоп, хлоп! (хлопаем)Головою круть, круть, круть! (вертим головой из стороны в сторону)Мы себя ударим в грудь! (расправляем плечи, несильно ударяем себя в грудь)Погладили животики! (круговыми движениями гладим живот)Улыбнулись ротики! (указательными пальчиками растягиваем уголки рта)
Вот какие мы молодцы!
Желтые сапожки
Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.
Ход игры: Предложите малышам игру в сапожки.
–Представьте, что у вас есть красивые желтые сапожки. Давайте наденем сапожки!
(покажите, как можно имитировать движения надевания сапог)
–Все надели сапожки – ну-ка потопайте! А теперь слушайте внимательно и повторяйте за мной движения.Бежали по дорожкеЖелтые сапожки.Желтые сапожкиУ малышей на ножках. (легкий бег)Устали наши ножки,Бежали по дорожке.Погладим наши ножки (легкие поглаживания ног ладонями)И отдохнем немножко. (спокойно лечь на спину и отдохнуть).
Развитие речевого подражания -это воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз. Речевое подражание вначале похоже на эхо: взрослый говорит – ребенок тут же повторяет. Чтобы подражание ребенком речи взрослого было осмысленным, речь должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка.
Активизация речи детей должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с наглядной ситуацией, с игрой. Только в этом случае возникают мотивы, побуждающие ребенка говорить.
Активизация подражательной речевой деятельности ребенка подразумевает определенные требования к речи взрослого:
- речь должна быть правильной и чистой, без речевых нарушений;
- артикуляция должна быть четкой, ребенок должен видеть движения губ взрослого;
- речь должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с выделением ударного слога;
- слова и фразы, предлагаемые ребенку для повторения, должны произноситься неоднократно;
- взрослый стимулирует активную речь ребенка при помощи вопросов;
Взрослый дает ребенку только образцы правильной речи, не следует повторять за ребенком воспроизводимые им слова-заменители.
Требования к речи ребенка: ответы принимаются в любом виде. На этапе развития речевого подражания не следует слишком многого требовать от ребенка и его речи. Главное – добиться того, чтобы ребенок начал говорить. Не следует требовать от ребенка точного звукопроизношения. В этом возрасте наиболее важным представляется развитие коммуникативной функции речи.
В каких ситуациях можно вызвать речевое подражание ребенка? Побуждать ребенка к повторению слов и фраз можно как в ситуациях повседневной жизни, так и в ходе специально организованных игр и занятий, во время чтения стихов, загадок, пения песен.
Варианты речевого подражания в перечисленных ниже играх предлагаются в такой последовательности: звуки – аморфные слова – слова – фразы. Такая форма предложения материала позволяет гибко подбирать подходящую игру, в зависимости от уровня развития речи детей и их возраста. Кроме того, можно предлагать разные варианты одной игры, постепенно усложняя речевое сопровождение
Игры для развития речевого подражания
Самолеты
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого, повторение звука У
Ход игры: Предложите детям поиграть в самолетики.
- Послушайте стихотворение про самолет:
По земле разбежался,
В небо поднялся!
Летит самолет
Прямо вперед!
- Давайте поиграем в самолетики! Полетели в небе самолеты, загудели: У-У!
Расставив прямые руки в стороны, бегаем по комнате, сопровождая движения произнесением длительного непрерывного звука У. необходимо следить за тем, чтобы дети бегали аккуратно, не сталкивались друг с другом.
Паровозы
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звукоподражательных слов ЧУ-ЧУ и ТУ-ТУ
Ход игры:
- Послушайте стихотворение про паровоз:
Веселый паровозик
Вагончики возит!
Трубой пыхтит,
Колёсами стучит!
- Давайте поиграем в паровозы! Поехал паровозик: ЧУ-ЧУ-ЧУ! Сигналит паровоз: ТУ-ТУ!
Ходим, изображая при помощи круговых движений руками, согнутыми в локтях, движения колес поезда. Движения сопровождаются речью.
Поиграем на дудочке
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звукоподражательных слов ДУ-ДУ-ДУ
Ход игры: Предложите детям поиграть на дудочке. Перед началом игры продемонстрируйте детям настоящую дудочку, поиграйте на ней. Затем изобразите игру на дудочке с помощью движений кистей рук и озвучьте ее.
- Давайте поиграем на дудочке! Как дудочка дудит? ДУ-ДУ-ДУ! Повторяйте за мной!
Дудим (произносим слово-звукоподражание ДУ-ДУ) и одновременно движениями рук изображаем игру на дудочке.
Аналогично можно провести игры: Поиграем на балалайке (ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ), Позвеним колокольчиком (ДОН-ДОН, ДИН-ДОН, ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ), Бьем в барабан (ТА-ТА-ТА, БОМ-БОМ-БОМ, БАМ-БАМ-БАМ)
Дом большой, дом маленький
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфных слов ОЙ-ОЙ-ОЙ, АЙ-АЙ-АЙ; слов ДОМ, МИШКА, ЗАЙКА, БОЛЬШОЙ, МАЛЕНЬКИЙ; фраз ДОМ БОЛЬШОЙ, МИШКА ПОШЁЛ.
Ход игры: Предложите детям поиграть в мишку и зайку.
- Я буду говорить стишок и показывать движения, а вы повторяйте за мной!
У медведя дом большой: ОЙ-ОЙ-ОЙ! (говорим низким голосом, поднимаем руки вверх)
А у зайки маленький: АЙ-АЙ-АЙ! (говорим тонким голосом, приседаем на корточки)
Мишка наш пошёл домой: ОЙ-ОЙ-ОЙ! (говорим низким голосом, идем вразвалку)
Да и крошка заинька: АЙ-АЙ-АЙ! (говорим тонким голосом, прижав ладошки к груди, прыгаем на двух ногах)
После отработки в речи звукоподражательных слов (ОЙ-ОЙ-ОЙ, АЙ-АЙ-АЙ), можно приступать к отработке слов и фраз. Например, взрослый говорит: У медведя дом.. и делает паузу. Дети договаривают: большой!. Далее: А у зайки…, а дети договаривают: …маленький! и т.д. Или говорим: Мишка наш… и делает паузу, а дети договаривают уже фразу: …пошел домой!
Также можно отрабатывать воспроизведение слов и фраз в ходе беседы, задавая вопросы. Например, Какой у мишки дом? (большой), Что делает мишка? (мишка идет)
Большие ноги идут по дороге
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение слова-звукоподражания ТОП-ТОП; слов НОГИ, НОЖКИ, ДОРОГА; фраз БОЛЬШИЕ НОГИ, НОГИ ИДУТ; развитие общей моторики.
Ход игры: Давайте поиграем в игру Ноги и ножки - будем ходить и бегать. Слушайте стихотворение и повторяйте за мной!
Большие ноги идут по дороге:
ТОП-ТОП-ТОП! (говорим низким голосом. Высоко поднимаем ноги, делаем широкие шаги)
Маленькие ножки бежали по дорожке:
ТОП-ТОП-ТОП, ТОП-ТОП-ТОП! (говорим тонким голосом, бежим мелкими шажками)
Побуждайте детей выполнять движения вместе с вами, в нужных местах стихотворения вставляя звукоподражание ТОП-ТОП-ТОП. В дальнейшем побуждайте детей повторять слова и фразы – задавайте вопросы (Что это? – ноги, Какие ноги? - большие ноги, Что делают ноги? - Ноги идут)
Во время игры можно двигаться в одном направлении, а затем в обратном (соответственно первой и второй частям стихотворения) или двигаться по кругу.
Список использованных источников
Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г.. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. – М., 2004.
Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. – СПб., 2000.
Верясова Т.В. Игротренинг по развитию моторного праксиса у дошкольников с нарушениями речи. – Екатеринбург, 2003.
Верясова Т.В. Система упражнений по развитию ручного и артикуляционного праксиса. – Екатеринбург, 2000.
Волосовец Т.В. Преодоление ОНР у дошкольников. – М., 2003.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Логопедия. – Екатеринбург, 2004.
Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И.Селиверстова. – М.: Просвещение, 1989
Краузе Е.Н.. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: практическое пособие.– СПб., 2004.
Лопухина И. Логопедия: Речь. Ритм. Движение. – М., 2000.
Пирогов И.. Оздоровительное дыхание. – М, 2000.
Поваляева М.А.. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. – Ростов– на – Дону, 2002.
Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. – СПб. 2003.
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков. – М., 2001.
Селиверстов В.И.. Речевые игры с детьми.– М., 1994.
Семенова Н.А.. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.– М.– СПб., 2003.
Ткаченко Т.А. Логопедические упражнения. – М., 2008.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с ОНР. – М., 1999.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.– М, 1998.
Хватцев М.Е.. Логопедия (работа с дошкольниками). – М. – СПб, 1996.
Швайко Г.В. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1998.