Технологи развивающего обучения.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Технологи развивающего обучения.
Автор: Атаманцева Зинаида Владимировна

(Слайд 1). Технологи развивающего обучения. (Слайд 2)"Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, – я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому,и я научусь".(Конфуций)Учителя начальных классов очень хорошо знают как важно заинтересовать детей на уроке, сделать процесс обучения понятным и доступным и как трудно решать те учебные задачи, которые не вызывают интереса у детей. К сожалению, сейчас у многих детей уровень развития познавательной деятельности средний или слабый. А это значит, что у таких детей слабо развита речь, не сформированы интеллектуальные умения, ограничен кругозор, низкая познавательная активность, непродуманная и хаотичная деятельность.Задача современного учителя состоит в том, чтобы направить свои усилия на формирование всесторонне образованной и инициативной личности, довести до её сознания систему взглядов, культурных, идейно-нравственных и этических принципов, норм поведения в современном обществе, готовности к активной деятельности и непрерывному образованию.  Особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий развитие личности учащегося главной целью.Развивающая система обучения Л.В. Занкова, учит детей не только формулировать вопросы, но и  обеспечивает достижение планируемых результатов посредством особого отбора и структурирования содержания учебных предметов, создаёт условия для реализации системно-деятельностного подхода и личностного развития каждого ребёнка. Раскрывая на уроках учащимся целостную картину мира, использую не только содержание предметов, достижения науки, искусства, литературы, но и природную любознательность младшего школьника, его личный опыт и стремление к общению.Цель моей педагогической работы создать для каждого учащегося такие условия учебной деятельности, которые создадут атмосферу сотрудничества между учеником и его одноклассниками, между учеником и учителем. Но, используя личностно-ориентированное обучение, не ставлю перед собой цель "подтянуть" слабых учеников до уровня сильных, а стремлюсь раскрыть индивидуальность, творческие способности каждого ученика, независимо от того, считается ли он в классе "сильным" или "слабым".Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся. Приведу примеры используемых в работе технологий развивающего обучения: (Слайд 3)
  • Технология исследовательской работы даёт возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Данная технология основывается на дидактическом принципе развивающего обучения системы Занкова - обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности. Поисковая деятельность заставляет младшего школьника анализировать, сравнивать и сопоставлять, обобщать.
  • Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению. При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы. (Слайд 4)
  • Технология проблемного обучения - наиболее ярко проявляется в
  • системе развивающего обучения Занкова. Данная технология основана на создании в учебной деятельности проблемных ситуаций, которые способствуют организации самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются творческие и мыслительные способности.Приведу пример использования этой технологии на уроке русского языка по теме «Непроизносимые согласные».На доске записано слово вестник.Прошу прочитать это слово орфографически, орфоэпически. (Вестник,[в,э?сн,ик].) (Слайд 5)На вопрос: – Что вас удивило?, они ответили: - Буква т в слове пишется, а при чтении звук [т] не произносится. Задаю вопрос: – Какой вопрос у вас возникает?Отвечают: - Почему некоторые согласные пишутся там, где звук не произносится? Как узнать или проверить, надо ли в слове писать букву, обозначающую согласный звук, если мы его не слышим?Дети самостоятельно вышли на новую тему и поставили цель урока. Термин «непроизносимые согласные», как и вообще все термины и факты, учитель может сообщить в готовом виде. Даю возможность ученикам предложить собственные названия, а затем сравнить их с научными терминами. В данном случае учащихся можно приблизить к правильному названию:– Звук НЕ ПРОИЗНОСИТСЯ, поэтому называется…Еще пример, изучая на уроке математики в 4 классе тему «Определение площади многоугольника разными способами», ученики в группах сами выявляли проблемы нахождения площади многоугольника, предлагали пути их разрешения, опираясь на раннее полученные знания, нахождение площади прямоугольника и площади прямоугольного треугольника. Каждая группа представила своё решение данной проблемы. (Слайд 6)Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаются и сравниваются с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей. (Слайд 7)
  • Разноуровневое обучение  реализует желание сильных учащихся
  • быстрее и глубже овладевать новыми знаниями, а слабые ученики получают возможность испытывать учебный успех.В своей практике работы разноуровневое обучение применяю на разных этапах учебного процесса:
  • работа над новым материалом;
  • закрепление пройденного;
  • практические, самостоятельные, контрольные работы, написание изложений;
  • домашнее задание.
  • Домашнее задание, к примеру, по литературному чтению предлагаю ученикам на выбор в трёх вариантах, в зависимости от степени сложности.Например, изучая на уроке сразу несколько стихотворений, учащиеся самостоятельно выбирают то стихотворение, которое они смогут выучить наизусть. Самостоятельно выбирают вопрос, на который смогут ответить и то творческое задание, которое смогут выполнить. Примеры творческих заданий: рисунок-иллюстрация к литературному произведению, придумать вопрос товарищу, сочинить продолжение к изучаемому произведению, собственное сочинение стихотворений и др. Я заметила, что даже слабые ученики при выборе варианта домашнего задания, предпочитают более сложные задания, стремясь не отстать от своих более сильных товарищей.(Слайд 8) Информационные технологии. Использование компьютера в учебном процессе позволяет интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а  также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру. (Слайд 9)Работу с компьютерами используем на всех уроках. Выполняем тесты, работаем в программах «Академия младшего школьника», «Фантазеры». Для составления заданий использую сервисы Веб 2.0 (Слайд 10) Американский писатель и бизнесмен Элберт Хаббард  писал «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы  сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя».Разноуровневое обучение даёт возможность учителю изучить свойства личности ученика, выявить его задатки в какой-либо области знаний, раскрыть талант и одарённость каждого учащегося.Рассмотренные технологии развивающего обучения направлены на приобретение знаний, умений и развитие каждого школьника. Работа учащихся, организованная по этим технологиям, чаще всего выходит за границы изучаемого предмета и включает как обязательные элементы целеполагание и рефлексию, требует от учащихся субъектного отношения к своей деятельности и не ограничивает их в способах работы с информацией в современном мире. Считаю, что эти технологии в наибольшей степени отвечают задачам организации процесса обучения, т.к. учитель, используя их, помогает ученику организовать своё обучение. При этом учитель может контролировать и влиять на процесс обучения, но не на результат - образовательный индивидуальный продукт. (Слайд 11)