Система поддержки одаренных обучающихся на уроках музыки
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Система поддержки одаренных обучающихся на уроках музыки
Автор: Дьяконова Татьяна Александровна
Индивидуализация образовательного процесса: система поддержки одарённых обучающихся на уроках музыкиучитель музыки Дьяконова Татьяна АлександровнаМКОУ «Шептуховская средняя общеобразовательная школа»Кореневского района Курской области Каких детей называют одаренными? Вообще под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Как происходит их дальнейшее развитие? Что можно сделать для их поддержки? Понятие «одаренность» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития. С 1975 года существует Всемирный совет по одаренным и талантливым детям, который координирует работу по изучению, обучению и воспитанию таких детей, организует международные конференции. В развитых странах широко практикуется выявление, диагностирование одаренных детей. В зарубежном опыте весьма поучительная разработка особых учебных программ, рассчитанных на детей с повышенными возможностями. Уже создано и применяется множество таких программ, они конкурируют между собой. При этом уделяется особое внимание подготовке учителей для работы с особо восприимчивыми к обучению и творческими детьми. Задача педагога состоит в том, чтобы выстроить свою педагогическую деятельность так, чтобы создать условия, при которых любой ребенок мог продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно, открывая и осваивая свой собственный потенциальный дар, т.е. одаренность. Дифференцированный подход, использование современных образовательных технологий на уроках создается благоприятные условия для активизации познавательной деятельности учащихся, расширение их знаний по данному предмету. Для развития их интеллектуально-творческого потенциала на уроках музыки я использую современные развивающие образовательные технологии. Использование этих технологий помогает активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер и, таким образом, передает учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.мВ связи с современной насыщенностью учебным материалом невозможно только на уроке создавать условия для полного совершенствования творческих и интеллектуальных способностей. Эту проблему поможет решить дополнительное образование. Система дополнительного образования имеет все возможности для того, чтобы, учитывая индивидуальные особенности и интересы детей, учить всех по-разному, причем содержание и методы обучения могут быть рассчитаны на разные уровни умственного развития детей и корректироваться в зависимости от конкретных возможностей, способностей и запросов ребенка. В результате для большинства детей создаются оптимальные условия обучения: они реализуют свои способности, осваивают программы, при этом никто не «выпадает» из учебного процесса. Выявлять и развивать одаренных учащихся можно через факультативы, кружки, конкурсы, олимпиады, а также через систему воспитательных работ. Для этого можно использовать разнообразные формы работы: – ролевые тренинги– предметные викторины – творческие и интеллектуальные конкурсы – «мозговые штурмы»– интеллектуальные марафоны и т.д. Также можно создавать группы детей для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих индивидуальных заданий. Эффективность работы с детьми в этом направлении определяется успехами учащихся на различного рода конкурсах. Благодаря такой работе наблюдается положительная динамика заинтересованности учащихся в посещении кружков, растет интерес детей к занятиям, расширяется кругозор учащихся, повышается «качество знаний», развиваются коммуникативные, интеллектуально-коммуникативные и творческие способности учащихся. В свой план непременно включаю простейшее определение характера музыки, устойчивость или неустойчивость звуков, их тяготение к тонике. Упражнения на умение удерживать интонацию. Всегда указываю детям на неправильное, нечистое пение, неправильное или неясное, произношение согласных. Обязательно отмечаю положительные стороны их работы. При пении упражнений или песен большое внимание уделяю процессу певческого дыхания, напоминая, где его нужно брать, тем самым регулирую процесс дыхания и управляю им. Это приучает слух и голос ученика к отчётливости в интонации. Так, как слуховая координация, певческий голос и музыкальные способности взаимосвязаны, на занятиях в вокальной группе большое внимание уделяется постановке певческого голоса. Главным критерием должно являться не количество, а качество выученного материала и никогда не показывать на открытых мероприятиях недостаточно вокально и технически отработанные музыкальные произведения. Постепенно, в процессе работы, стараюсь добиваться: - пения естественным звуком без напряжения; - чистого интонирования в удобном диапазоне; - пения без музыкального сопровождения, под аккомпанемент фортепиано, под фонограмму; - слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии; - слышать и оценивать правильное и неправильное пение; - самостоятельно попадать в тонику; - эмоционально исполнять соответствующие возрасту и вокальным возможностям песни, в вокальной группе и индивидуально; - чувствовать и соблюдать в пении метроритм. Развитие голоса детей на занятиях должно быть постепенным, без торопливости, постепенно расширяя диапазон. Использовать при этом только те звуки, которые не вызывают напряжения ещё не сформированного голосового аппарата. Ни в коем случае не перегружать голос, пытаться петь громче, чем позволяют его возможности, иначе можно просто испортить голос. Кроме того, необходимо следить за тем, чтобы дети не увлекались пением репертуара взрослых, не приобретал вредных вокальных привычек, которые потом будет трудно исправлять.Подбор репертуара: 1. Репертуар, несомненно, должен быть подобран таким образом, чтобы он способствовал развитию и укреплению детского голоса, на основе которого можно отрабатывать навыки правильного дыхания, звукообразования, дикции, тренировать вокальный аппарат. 2. Для работы необходимо брать не одно, а несколько контрастных между собой произведений, песни разнообразного характера (бодрые, спокойные, лирические, шуточные, весёлые) и различные по тематике. 3. Использовать в работе малоизвестные, не “запетые” в школьной аудитории песни. 4. Песенный репертуар должен быть доступным пониманию и кругу настроений, образов, расширял “интонационный багаж” учащихся, приучая их к восприятию современных образцов гармонии, других средств музыкальной выразительности. 5. Использовать народные песни, произведения фольклора, как одно из совершенных средств музыкального воспитания детей. 6. Обязательно включать в репертуар ряд несложных музыкальных произведений классики в переложении для детского хора. (П.И. Чайковского, Й. Брамса, Г. Иващенко, Ж. Бизе, И.С. Баха, С. Рахманинова и. т. д.) 7. По возможности исполнять образцы церковной музыки, как примера высочайшего достижения музыкального искусства. 8. Выбирая песни учитывать воспитательные задачи, вокальные возможности школьников, их интересы. 9. Все песни должны соответствовать вокальным возможностям, возрастным, физиологическим и музыкальным возможностям детей. В завершении хочется вспомнить слова В.А.Сухомлинского «Одаренность человека – это маленький расточек, едва проклюнувшихся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильно плод».