СОЦИАЛИЗАЦИЯ-важнейший аспект построения толерантного общества
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: СОЦИАЛИЗАЦИЯ-важнейший аспект построения толерантного общества
Автор: Островерхова Наталья Владимировна
СОЦИАЛИЗАЦИЯ-важнейший аспект построения толерантного обществаОстроверхова Н.В. МБДОУ «ДС « Золотая рыбка» Образование призвано способствовать взаимопониманию, воспитанию толерантности, дать возможность всем быть полезными участниками демократического общества. В этом понимании образование перестает рассматриваться как инструмент государства, используемый им для формирования определенного типа социализации личности. Человеческое достоинство – это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека.В настоящее время, несмотря на определенные на первый взгляд позитивные тенденции в социально-экономическом развитии России в 2000-е годы, российское общество, включая подрастающее поколение, продолжает находиться в состоянии духовно-нравственного кризиса. Масштабы кризиса в целом таковы, что по ряду показателей, характеризующих его проявления (наркомания, количество самоубийств детей, чудовищное потребление алкоголя и табака, количество абортов среди несовершеннолетних, количество социальных сирот, уровень насилия в обществе и др.), общество (то есть МЫ!!!) вплотную приблизилось к грани, за которой могут последовать необратимые процессы духовно-нравственной и физической деградации, фактического вырождения российского народа.Как помочь беззащитному ребенку противостоять злу, обману, непониманию? Как научить дарить и принимать добро, противостоять злу?Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. Только немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид становится действительно частью общества. Человек культуры как субъект, способный усваивать, критически оценивать и преобразовывать социокультурный опыт, извлекать из ценностей культуры личностные смыслы, проектировать и осваивать новые образцы культурной жизни, является общей целью личностно-ориентированного воспитания культурологического типа.Обучение большинству важнейших ролей начинается обычно в раннем детстве, одновременно с началом формирования установок, направленных на определение роли и статуса. Большая часть этого этапа ролевого обучения проходит бессознательно и безболезненно. Дети играют в игрушки, “разыгрывают” представления, помогают отцу и матери, читают истории из жизни разных социальных групп, слушают семейные разговоры и пассивно участвуют в семейных инцидентах. Из такого повседневного опыта они выносят представление о действиях мужчины и женщины в различных ситуациях, о том, как муж и жена должны относиться друг к другу. Так как общество представляет собой сложное образование, его институты функционируют эффективно только в том случае, если люди исполняют ежедневно огромное число обязанностей, строго обозначенных внутригрупповыми и межгрупповыми отношениями. Простейший путь достижения согласованного исполнения обязанностей – разделение всех видов деятельности на множество предписанных ролей и обучение каждой личности с момента ее рождения заранее определенному набору ролей. После первого ролевого обучения, которое начинается в раннем детстве, предписанные роли должны назначаться в соответствии с некоторыми критериями, известными как "путь достижения успеха". Пол и возраст универсально используются в обществе как основа для ролевого предписания. Раса, национальность, классовая и религиозная принадлежности также используются во многих обществах в качестве основы для предписанных ролей. Хотя ролевое обучение бывает чаще всего бессознательным, оно не делается от этого менее реальным. Для любого общества не менее важно предписывание ролей в соответствии с возрастом. Приспособление индивидов к постоянно меняющимся возрасту и возрастным статусам – извечная проблема. Не успевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тут же надвигается другой, с новыми статусами и новыми ролями. Едва юноша начинает справляться со смущением и комплексами юности, как он уже стоит на пороге зрелости; едва человек начинает проявлять мудрость и опытность, как приходит старость. Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями для проявления способностей человека, более того, предписывает новые статусы и требования обучения новым ролям. В определенном возрасте индивид может испытывать проблемы, связанные с приспособлением к новым ролевым статусным требованиям. Ребенок, о котором говорят, что он старше своих лет, т.е. достиг статуса, присущего старшей возрастной категории, обычно полностью не реализует свои потенциальные детские роли, что отрицательно сказывается на полноте его социализации. Часто такие дети чувствуют себя одинокими, ущербными. В то же время статус незрелого взрослого человека представляет собой комбинацию статуса взрослого с установками и поведением, свойственными детству или юности. У такой личности обычно возникают конфликты при исполнении релей, соответствующих ее возрасту. Эти два примера показывают неудачное приспособление к возрастным статусам, предписанным обществом. В нашем обществе особенно заметна неудачная социализация при подготовке к юности и старости. У нас в отличие от примитивных обществ нет четко определенных возрастных статусов, за исключением совершеннолетия, которое наступает в 18 лет.Следует отметить, что процесс социализации личности протекает в основном под влиянием группового опыта. При этом личность формирует свой “Я” - образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой “Я” - образ, личность социализируется. Однако не существует ни одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим. Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (девиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение – это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, передовому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества. Дошкольные образовательные учреждения сегодня призваны внести свою лепту в формирование нравственности детей дошкольного возраста. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст.18, п.1) «…родители являются первыми педагогами детей. Вместе с тем, в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В то же время одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «…взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка…». Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений между образовательным учреждение и семьей, иных подходов и технологий. Практика показывает, что сотрудничество семьи и ОУ становится все более актуальным и востребованным. Педагогические коллективы пытаются определить точки взаимодействия, формы работы с родительской общественностью. Повышение педагогической культуры родителей является способом совершенствования семейного воспитания.Современная модель сотрудничества педагогов с семьями понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирования у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. Сущность формулирования подхода сотрудничества состоит в формировании базовой культуры личности, обеспечивающей социализацию ребенка, организацию его жизнедеятельности, установление связей поколений и коммуникаций в детском сообществе, создание условий для творческой самореализации и саморазвития, передачи и сохранения, развития изменения системы ценностей и др. Семья – уникальный социальный институт, фундамент развития личности. Механизмы эффективного осуществления социализации – подкрепление, идентификация и понимание – рассматривались И.Коном, А.В.Запорожцем, А.В.Петровским, Д.Б.Элькониным, С.Г.Якобсон и др.Таким образом, на родителях лежит особая, профессиональная роль воспитателя, заключающая в принятии на себя полной меры ответственности за условия формирования ценностных ориентаций. Учитывая многие распространенные в настоящее время явления, негативно влияющие на развитие и воспитание ребенка, воспитание «ответственного родительства» предполагается на всех уровнях общественной жизни. Помочь преодолеть трудности может целенаправленно организованное взаимодействие семьи и детского сада.Наше дошкольное учреждение ставит следующие задачи сотрудничества с родителями: установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга; активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.Важнейшим фактором содействия формированию значимых социальных и духовных качеств личности ребенка является создание единого воспитательно-образовательного пространства «семья - образовательное учреждение». Руководящая и организующая роль ДОУ характеризуется комплексом факторов: планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей; практическая помощь семье в воспитании детей; организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания; вовлечение родителей в педагогическую деятельность; активизация их педагогического самообразования и др. Управление ДОУ во взаимодействии включает следующие функции: целеполагание,прогнозирование,проектирование,организация,контроль,трансляция наработанного материала, которые лежат в основе организации деятельности ДОУ. Особая роль при любой форме организации взаимодействии с родителями отводится социологическим опросам, анкетированию, тестированию родителей и педагогов (информационно-аналитическая форма организации общения). Досуговые формы организации общения помогают установить теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Познавательные формы организации общения используются для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Наглядно-информационные формы решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания.Управленческая стратегия взаимодействия детского сада и семьи строится по следующим направлениям: совместные мероприятия педагогов и родителей; совместные мероприятия педагогов, родителей и детей.Образование призвано способствовать взаимопониманию, воспитанию толерантности, дать возможность всем быть полезными участниками демократического общества. В этом понимании образование перестает рассматриваться как инструмент государства, используемый им для формирования определенного типа социализации личности.Главное во взаимодействии с семьями: установление диалога – это стремление к общим целям, схожее видение ситуаций, общность в направлении совместных действий. Благодаря таким активным формам взаимодействия родители чувствуют себя полноценными участниками воспитательно-образовательного процесса и учатся отвечать за результаты воспитания и обучения ребенка наравне с педагогами детского сада.