"Роль музыки в познавательном развитии дошкольников"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Роль музыки в познавательном развитии дошкольников"
Автор: Яковчук Софья Петровна

Музыка оказывает сильное эмоциональное воздействие на детей, способствует развитию их познавательных способностей. Развитие познавательных способностей и формирование гармоничной личности ребёнка происходит через восприятие музыки, умение её слушать, анализировать, а также через активность ребёнка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Без слушания невозможно представить себе и другие виды музыкальной деятельности: перед тем, как разучить песню, танец, оркестровую пьесу или начать работу над игрой — драматизацией, их нужно обязательно прослушать. На музыкальных занятиях, дети, внимательно слушая музыку, узнают о многом. Они знакомятся с музыкальными произведениями разных жанров, яркими средствами выразительности (ритм, динамика, темп, высота), учатся понимать настроение музыки ( веселая, грустная, медленная, быстрая и тд,,учатся сравнивать разные по характеру произведения. Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, настроения.Так, например, слушая пьесу «Клоуны» Д. Кабалевского, дети улыбаются и делают комические движения. Это показывает, что дети почувствовали весёлый задор в музыке, что до них дошли черты смешного в образе клоуна, каким его даёт композитор. Известный русский композитор Борис Асафьев писал: «Слушая, мы не только чувствуем или испытываем те или иные состояния, но и оцениваем, следовательно, мыслим».Можно утверждать, что музыкальное искусство включает в себя и интеллектуальное начало. У ребенка развивается познавательная активность, мышление и воображение тогда, когда он слушает, воспринимает и анализирует музыку.У детей дошкольного возраста развивается речь в процессе восприятия музыки и её анализа. Она становится более содержательной, образной и выразительной.Слушая музыкальные произведения, ребёнок приобретает знания и представления о мире.Познание ребёнком окружающего мира осуществляется в разных видах музыкальной деятельности.Пение - любимый детьми вид музыкальной деятельности, который может дать им очень много. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. При разучивании песен, обогащается словарный запас, совершенствуется артикуляционный аппарат, улучшается детская речь, расширяется детский кругозор, увеличивается объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы. В пении дети имеют возможность импровизировать, создавать свой вариант мелодии, содержание песен.Обучаясь пению, дети приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция и т.д.). В музыкально-ритмической деятельности, дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, узнают названия элементов танцевальных движений, усваивают названия танцев, хороводов. Дети, в музыкально-ритмической деятельности с удовольствием придумывают движения пляски, танец, выразительные движения, мимику, характерные какому -либо персонажу. Таким образом, у детей активизируется мышление, воображение, фантазия, равивается координация движений Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети так же получают определенные знания о тембрах, способах, приёмах игры на разных инструментах. Психологи провели исследования и пришли к выводу, что дети, которые играют на музыкальных инструментах, обычно грамотнее других. Музыка даёт и образное мышление, и пространственное представление, и привычку к ежедневному кропотливому труду. Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.На утренниках музыка играет особую роль. Обладая большой силой эмоционального воздействия, она создаёт у детей соответствующее настроение.День Матери, 8 Марта - эти праздники отмечаются с большой теплотой и сердечностью. Лирические песни о маме, бабушке мягкими задушевными интонациями помогают детям выразить свою любовь и признательность к ним. Новый год-зимний волшебный праздник, несущий дошкольникам встречу со сказочными героями Дедом Морозом, Снегурочкой, лесными зверюшками. В играх, хороводах вокруг ёлки звучит весёлая, задорная музыка, которая передаёт настроение общей радости, веселья, обогащает разнообразными, надолго запоминающимися впечатлениями.Праздник, посвящённый Дню защитника Отечества, Дню Победы имеет патриотическую направленность. В песнях рассказывается о различных родах войск( моряках, лётчиках,пограничниках), о борьбе за мир. Музыка звучит проникновенно, вызывая чувство гордости за наш народ, непобедимую Армию, и за свою прекрасную Родину.Музыкальное воспитание дошкольников осуществляется не только во время занятий , праздников, развлечений, но и в часы досуга , самостоятельных игр, во время прогулок, утренней гимнастики.Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений .Ребёнок и здесь учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с её характером. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой и изобразительной деятельностью музыка также может найти широкое применение.Включение музыки в повседневную жизнь детей в условиях детского сада, сделает жизнь детей ярче, разнообразнее. Дети должны слушать красивую музыку. Это породит красоту человеческого духа, человеческих чувств, мыслей. Великий советский композитор Д..Шостакович отмечал: «Музыка так полно и огромно вошла в жизнь, что её принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат не задумываясь, не замечая… На сколько бы беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка помогающего людям лучше понимать друг друга». Любителями и знатоками музыки не рождаются, подчеркивал композитор, а становиться. Эти слова Д. Шостаковича об огромном значение воспитания в человеке любви к музыки, умение её воспринимать. И чем раньше музыка войдет в жизнь человека, тем глубже и точнее это искусство займет место в его душе.