Формирование готовности к школьному обучению детей с проблемами речевого развития.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование готовности к школьному обучению детей с проблемами речевого развития.
Автор: Овчаренко Эльвира Павловна

Тема: «Формирование готовности к школьному обучению по принципу детский сад- семья - школа» (февраль, 2018г.) «Школа для родителей всегда выступает в качестве новой формы власти над их ребёнком. А ребёнок для родителей всегда является частью их самих, причём наиболее незащищённой частью”. А. И. Луньков.Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида играет главную роль в развитии, обучении и воспитании детей с нарушениями речи, в коррекции первичных и вторичных нарушений, в подготовке к школьному обучению.Успех логопедического воздействия обусловлен уровнем профессиональной подготовки логопеда, его умением комплексно и дифференцированно оценивать состояние речевой функциональной системы, планировать коррекционно-воспитательную работу с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Логопед работает в тесном контакте с воспитателями группы.В работе я опираюсь на логопедические тетради, по которым изначально с детьми проводит занятия учитель-логопед.Т. А. Ткаченко «Слоговая структура слова».При нормальном речевом развитии и в условиях его патологии становление и функционирование всех компонентов языковой системы – фонетики, лексики и грамматики – органически связано с таким понятием, как слоговая структура слова.А. К. Макарова указывает на связь овладения слоговым составом с мотивационной стороной деятельности ребёнка, уровнем его артикуляционных возможностей, состоянием слухового (Фонематического) восприятия. Она же подтверждает, что вследствие искажений слогового состава слова затрудняется общение дошкольников, усвоение ими звукового анализа, а затем – грамоты.В работе «Слоговой структуре слова» опираюсь на памятки воспитателю:Памятка звуко-слогового анализа.1. Произнеси слово вслух.2. Раздели слово на слоги. Составь слоговую схему. Прочитай её.3. Произнеси первый слог. Определи количество звуков в слоге. Назови каждый звук в слоге. Охарактеризуй каждый звук и обозначь его фишкой. Прочитай слог по схеме.4. Аналогично проанализируй другие слоги.5. Прочитай слово по схеме.6. «Позови слово». Найди ударный гласный звук. Поставь знак ударения над ударным гласным.Памятка списывания предложения.1. Прочитай предложение.2. Повтори предложение по памяти.3. Произнеси первое слово по слогам.4. Запиши его по слогам, проговаривая каждый звук.5. Прочитай написанное слово по слогам, проставляя точки под гласными буквами.6. Пропусти место после слова.7. Аналогично проведи работу с остальными словами.8. Прочитай написанное предложение.9. Соотнеси каждое слово написанного предложения с образцом.Несомненная связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги и т. п.Без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетание звуковых элементов в единое целое) дети не овладевают грамотным чтением и письмом.В группе мы занимаемся по логопедическим тетрадям Т. А. Ткаченко «Фонематическое восприятие».Упражнения соответствуют тематическому плану еженедельных занятий. Упражнения ориентированы на формирование и развитие фонематического восприятия у детей.Словарь пятилетнего ребёнка (по данным А. Н. Леонтьева, а также А. Н. Гвоздева) в норме составляет 3000-4000 слов, в нём представлены все части речи; ребёнок активно использует словообразование и словотворчество, что свидетельствует о наличии у него «чувства языка». По мнению К. Д. Ушинского, именно чувство языка или, как его ещё называют, языковое чутьё, подсказывает ребёнку место ударения в слове, подходящий грамматический оборот, способ сочетания слов и пр. Можно добавить, что чувство языка позволяет дошкольнику подобрать самое точное слово, услышать ошибки в речи окружающих, а также исправить собственные. Логопед знакомит детей с новыми лексико-грамматическими категориями на групповых занятиях, выявляет дошкольников, с которыми необходимо закреплять материал, и осуществляет эту работу на индивидуальных логопедических занятиях; руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса детей на занятиях в свободное время.Воспитатель проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и с художественной литературой по особой системе.С учётом лексических тем; пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей в процессе режимных моментов (сборы на прогулку, дежурство, умывание, игры и пр.) контролирует грамматическую правильность речи детей в течение всего общения с ним.Только при таком подходе формируется чувство языка, а также появляется возможность ввести за два занятия в активную речь ребёнка отсутствующий в ней предлог, сократить за одно занятие количество аграмматизмов в падежной форме имени существительного и т. п.Благодаря использованию нескольких тем, исключается лексическая замкнутость, а словарь ребёнка, как активный, так и пассивный, расширяется без ограничений. Так, например, на занятии по согласованию числительных один, одна с именами существительными могут быть задействованы темы: «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Продукты», «Одежда», «Животные», «Рыбы» и т. д.Высокая умственная и речевая нагрузка при выполнении каждого упражнения позволяет не только добиться значительного обучающего эффекта, но и поддерживает интерес ребёнка к занятиям.Логопедическая тетрадь «Лексико-грамматические представления» Т. А. Ткаченко - неотъемлемый помощник в решении этих вопросов.Логопедическая тетрадь «Звуковой анализ и синтез» Т. А. Ткаченко помогает при обучении, как чтению, так и письму, так как исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на его составляющие (звуки, установления их количества и последовательности.Перед началом письма ребёнку необходимо произвести анализ слова, а уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое.Прочитать слово – значит синтезировать сочетание отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, так, чтобы они составили реальное, «живое» слово.Таким образом, полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слова.Работая по логопедическим тетрадям Т. А. Ткаченко, мы решаем основную задачу – предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста.Осознанному овладению произносительной стороной речи способствуют упражнения с использованием символики букв. Как показывает практика, использование такого условного обозначения формирует быстрый и стойкий навык определения заданного звука в слове.Дети на полоске картона, от точки слева выкладывают заданное воспитателем слово. Воспитатель или произносит чётко слово, или слово пишется по слогам на доске.Дидактический материал Н. С. Руслановой для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет содержит комплекс упражнений, направленных на развитие лексико-грамматического строя речи, а также развитие связной речи. Данный дидактический материал необходим при подготовке детей к школе по лексическим темам. Задания располагаются с постепенным усложнением речевого материала и могут изменяться на усмотрение воспитателя в зависимости от уровня развития детей.В работе воспитателя помогают настольные логопедические игры в разработке З. Т. Бобылёва «Игры с парными карточками шипящих, свистящих звуков». Эти игры помогают:- автоматизировать и дифференцировать звуки;-расширить словарный запас;-овладеть звуко-слоговым анализом слов и предложений;-навыками словообразования и словоизменения;-развивать зрительное и слуховое внимание, память, мыслительные процессы;-различать цвета и формы;-развивать связную речь;Дети в течение длительного времени не теряют интереса к играм, так как в них присутствуют эффект неожиданности, состязательности и ощущение достижения положительного результата. За время одного варианта игры ребёнок многократно повторяет изучаемый звук. Если выбирается более сложный вариант (когда дети уже могут читать и решать примеры в пределах пяти, то ребёнок прочитывает слова, записанные по слогам на обратной стороне карточек с картинками, и решает пример, а затем, переворачивая карточку, убеждается в правильности выполненного задания. В процессе игры воспитатель применяет специальные приёмы, которые будут способствовать распространению фразы.Настольные книги для воспитателя в группе детского сада – «Играем пальчиками – развиваем речь» – Валерия Цвынтарного, «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика» В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. Просто доступно изложенный теоретический материал дополнен ценными рекомендациями по развитию в игровой форме мелкой моторики рук и высших корковых функций (память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность).Большое внимание уделено знакомству с геометрическими фигурами и счётом, даны полезные советы по формированию двигательных навыков путём дифференцированных движений пальцев рук. В данных пособиях приведены правила массажа кисти рук и каждого пальчика у детей, активные упражнения для рук, игры-потешки с работой пальцев, упражнения без речевого сопровождения, дыхательно-голосовые упражнения, органично сочетающихся с артикуляционными упражнениями.Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет чёткая, точная, координационная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба) .Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Проводить артикуляционную гимнастику с ребёнком необходимо ежедневно по несколько минут.Это уникальные пособия по простоте и эффективности помогающее с помощью игровых упражнений пальцами рук развивать речь детей.Ежедневно провожу с детьми; мимические упражнения, упражнения для мышц шеи, упражнения для жевательно-артикуляционных мышц, упражнения для щёк и губ, упражнения для языка, упражнения на развитие речевого дыхания и голоса, речевую зарядку, психогимнастику, выполнение пластических этюдов.Любознательность, самостоятельность, активность – качества, которые необходимы ребёнку для успешного усвоения учебной программы в начальной школе. Главное – не погасить интерес ребёнка к знаниям.Известно, что разнообразные практические задания способствуют выявлению у детей представления об окружающем мире, развитию логического мышления и общему развитию детей. В книге Л. А. Грищука «Школа дошкольника» предлагаются занимательные задания, игры, упражнения, чтобы ребёнок учился логически мыслить, рассуждать, отстаивать своё мнение. В данном пособии решаются следующие педагогические задачи:- адаптация ребёнка к новым условиям (к школе, учителям, классу) ;- преодоление трудностей детьми при общении друг тс другом;- развитие связной устной речи;- развитие мелкой моторики;- выработка первичных навыков счёта и геометрических представлений.Работая по этому пособию, педагог имеет возможность для собственного творчества. Воспитатель может по желанию выбрать материал, который заинтересует детей, или подобрать подобные задания. Такой подход, стимулирует педагога к собственному решению, создаёт предпосылки поискового отношения к подготовки дошкольника к школе, что является необходимым условием педагогического творчества.Работа по тетрадям Е. В. Колесниковой «Я решаю логические задачи» преследует цель – предоставить детям систему игровых заданий, выполнение которых позволит, используя уже имеющиеся знания и умения, упражняться в решении более сложных логических задач и лучше подготовиться к последующему обучению в школе.Занятия могут быть использованы как часть занятия по развитию математических представлений для детей, которые хорошо усваивают программу воспитания в детском саду, или в свободное время, предусмотренное в режиме дня.Формирование логических форм мышления (понятия, суждения и умозаключения) связано с освоением мыслительных операций (анализ и синтез, сравнения и обобщения, классификация, интенсивно развивающихся в дошкольном возрасте. Эти задания способствуют развитию у ребёнка концентрации внимания, мыслительных операций анализа и синтеза. Это помогает решать логические задачи по следующим разделам: поиск недостающей фигуры, продолжение ряда, нахождение ошибки, умозаключения, словесные игры и упражнения.Пособие Т. И. Ерофеева, М. Ю. Стожарова «Математические сказки», Из. Просвещение, Росмен 2008г. знакомит детей со сказочными героями в стране Геометрии. Персонажи сказки помогают уточнить элементарные представления о геометрических фигурах, их свойствах, которые складываются у дошкольника. Кроме этого, создаётся возможность общения ребёнка с взрослым. Основой такого общения становится так называемое включенное чтение. Оно построено на познавательном содержании, знакомстве ребёнка с фактами, предметами, их свойствами.Рабочая тетрадь К. В. Шевелева «Подготовлен ли ребёнок к школе по математике? » построена на тестах и заданиях.Собеседования при поступлении в школу – большой стресс для ребёнка. Дети начинают нервничать, путаться, не могут сосредоточиться, поэтому дают ошибочные или не точные ответы на поставленные вопросы. Эта рабочая тетрадь поможет подготовить будущих дошкольников к испытаниям и помогает педагогу определить темы, которые ребёнок плохо усвоил, помогает выявить характер допускаемых ошибок и установить их причину. Тесты и задания подобраны с учётом психофизиологических особенностей старших дошкольников и были неоднократно апробированы в практической работе автора с детьми.Очень помогает в работе воспитателю методическое пособие для подготовки дошкольника к письму «Чему учит клеточка», Т. С. Голубина, М., Мозаика-Синтез 2006г. В данном пособии даются задания, которые помогают формированию у детей старшего дошкольного возраста графических умений, необходимые для подготовки руки к обучению письму, по след. системе:1. Строгая последовательность заданий с учётом их постепенно возрастающей сложности. Нарушать эту последовательность нельзя.2. Временная регламентированность (в дошкольном образовательном учреждении – два раза в неделю по 10 минут как часть занятия по ознакомлению с элементарными математическими понятиями, по развитию речи или как самостоятельное занятие во второй половине дня; дома – ежедневно в течение 10 мин., в любое удобное время).3. Учёт индивидуального уровня и темпа развития (количество заданий, их вариантов варьируется для разных детей в зависимости от вышеуказанных факторов) .4. Ориентировка педагога на успешность ребёнка, выполняющего задания: они предлагаются таким образом, чтобы ребёнок обязательно выполнил их, справился с предложенной задачей, добился успеха. Это чрезвычайно важно, чтобы не травмировать ребёнка, повышать его самооценку, настраивать на победу.Ни в коем случае нельзя ругать ребёнка, повышать на него голос за неправильно выполненное задание! Это может вызвать у ребёнка чувство неуверенности и тревожности.Ошибки не исправляются, воспитатель лишь указывает на них, предлагает ребёнку самому решить, как сделать правильно.Ребёнка необходимо хвалить даже тогда, когда успехи его минимальны, при этом хвалить так, чтобы другие дети не испытывали дискомфорта, не чувствовали, что их так или иначе сравнивают с другими, ставят в пример. Надо следить за тем, чтобы воспитанники не исправляли ошибки, зачеркивая, или стирая ластиком, правильно держали карандаш (ручку, не обводили линии два раза, аккуратно хранили письменные принадлежности.В поиске новых образовательных средств, обеспечивающих преемственность и системность в образовании и развитии детей, не следует забывать о старых. Среди них большую ценность представляет всем известная мозаика – специальные наборы геометрических фигур. Это достаточно яркий, красочный полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка.Мозаика – это не только ритмический рисунок, чередование цвета и формы, уложенный в узор, хаотично разнообразные геометрические фигуры, но и создание своеобразной композиции, где геометрические фигуры непроизвольно объединяются с помощью детского воображения в детали отдельных предметов, цветовых пятен, широких зигзагообразных линий, выполненных на плане. Платой может служить плотный картон, ограниченный определённым размером, в зависимости от изображаемой модели, например, 20-29см.Знакомя детей с геометрической мозаикой, желательно дать им представления о том, что мозаика – одна из разновидностей монументальной живописи. В мозаике создаются изображения из простейших цветовых элементов – кусочков разноцветных натуральных камней, глушенного стекла, керамики, дерева и других материалов. Уже первые занятия с использованием геометрической мозаики в учебно-воспитательном процессе, показывает удивительную возможность развивать у детей такую систему анализа и переработки знаний, которая сохранит свою эффективность и в последующих возрастах, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса, развития творческого мышления и других психических процессов, столь необходимых для восприятия информационных технологий.В достижении положительных результатов помогает специальное наглядно-дидактическое пособие: Новикова В. П., Тихонова Л. И. Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях. Раздаточный материал. – М. :Мозаика-Синтез, 2007г.Так же помогают развивающие игры «Весёлые клеточки». Воспитатель диктует, а дети выполняют рисунки по клеточкам. Внимание, сосредоточенность, усидчивость, аккуратность в счёте, ориентирование на листе бумаги – всё это положительный итог выполнения работы ребёнка.Часто от школьных педагогов можно услышать упрёки в адрес родителей: «У вашего ребёнка леность ума». Ленивый ум. Что это такое? По словам В. Даля, «лень – это отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью». Значит, леность ума – отсутствия подвижности мысли, нежелание «пошевелить», поработать мозгами» - мешает человеку быть умным, проницательным. Но, все эти качества умного человека редко рождаются вместе с ребёнком, они приходят, как правило, если родители и воспитатели заботливо развивают их в процессе роста и развития.То, что ребёнку с первых дней его жизни необходимы упражнения для развития всех мышц, понимают все. Уму также необходима постоянная тренировка. Мы что-то понимаем, о чём-то догадываемся, но это не формирует нашу культуру – физическую, умственную, которая лежит в основе культуры познания, общечеловеческой (познавательной) культуры в целом. Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни. Он быстрее находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональные решения; мобилен, оперативен, проявляет точные и быстрые реакции.Формирования культуры ума является залогом успешного обучения в школе.Знаково-символическая деятельность – необходимое условие высокого уровня развития мышления ребёнка 5-7 лет. Обновление образовательных программ нового поколения ориентирует нас на расширение информационного поля, направленного на личность ребёнка, его развитие.Родители должны понимать, что основное значение в подготовке ребёнка к школе имеет его собственная деятельность. Поэтому их роль в подготовке дошкольника к школьному обучению не должна сводиться к словесным указаниям; взрослые должны руководить, поощрять, организовывать занятия, игры, посильный труд ребёнка.Взрослым нужно создать ребёнку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом. Успех должен быть реальным, а похвала заслуженной.При подготовке к школе родители учат ребёнка сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научиться внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно, излагать свои мысли, грамотно строить предложения.Родители должны помнить, что потребность ребёнка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребёнка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе.Также в формировании культуры речи детей пример родителей имеет большое значение. С ребёнком следует разговаривать, не употребляя в речи слова «паразиты», которыми в нынешнее время так заполнена разговорная речь. Чётко произносить слова, правильно ставить ударения, окончания слов. Таким образом, в результате усилий родителей, с их помощью, ребёнок учиться правильно говорить, а значит, он готов к овладению чтением, письмом в школе.От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления и речи. В игре развивается процесс замещения, с которым ребёнок встретится в школе при изучении математики, языка. Ребёнок, играя, учится планировать свои действия и это умение поможет ему в будущем перейти к планированию учебной деятельности.Воспитывая и обучая ребёнка, следует помнить о том, что нельзя превращать занятия в нечто скучное, нелюбимое, навязанное взрослыми и не нужное самому ребёнку. Общение с родителями, в том числе и совместные занятия, должны доставлять ребёнку удовольствие и радость.Роль родителей в подготовке детей к школе огромна: взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако, не все родители в условиях оторванности от дошкольного учреждения могут обеспечить полную, всестороннюю подготовку своего ребёнка к школьному обучению, усвоению школьной программы.Поэтому консультации логопеда и воспитателей необходимы в таком важном и значимом вопросе. Планируя свою работу обязательно включаем на своей группе такие формы работы с родителями:
  • Консультации по пройденной лексической теме (1 раз в неделю) с прилагаемым материалом в родительском уголке «Логопед и я».
  • Групповые и индивидуальные консультации по проблемам речевого развития ребёнка (по мере необходимости).
  • Папки –передвижки, фотоотчёты, раскладушки;
  • Дни открытых дверей (посещение занятий);
  • Родительские собрания, анкетирования.
  • Задания логопеда детям в домашних тетрадях.
  • Надеемся, что наши воспитанники будут успешно учиться в образовательных учреждениях города, благодаря нашему взаимодействию по принципу детский сад-семья-школа.