Этика в профессиональной культуре педагога


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Этика в профессиональной культуре педагога
Автор: Островерхова Наталья Владимировна

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Среди этих категорий - профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет. Профессиональный педагогический долг - одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями (рассмотрение этой проблемы явилось темой настоящего реферата), коллегами по работе, глубоко осознавать свой отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом. Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге педагога запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты школьной жизни. Профессиональная честь в педагогике - это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчётливо. Если учителем в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь учителя - общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга. Наконец, педагогический авторитет учителя - это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки учителя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т.д. Корпоративная этика педагога подразумевает определенные требования к его поведению по отношению к себе, коллегам, администрации образовательного учреждения, учащимся и их родителям, а также ко всему социальному окружению.Профессиональная этика предполагает высокий уровень общей культуры специалиста. Педагогическая культура – это некоторая совокупность ценностных отношений к образованию, к ребенку, которые предметно и практически реализуются в образовательных процессах. Задача современной педагогики, направленная на создание условий для саморазвивающейся свободной и ответственной личности, под силу только педагогам с высоким уровнем культуры. Профессиональное сознание, профессиональную культуру педагога возможно формировать только как культуру специалиста в области человеческого общения, хотя, бесспорно, с предметным «уклоном». И не случайно существует такое понятие как педагогический такт. Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях воспитателя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства воспитанника, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.Основные элементы педагогического такта проявляется он в следующем:
  • во внешнем облике педагога;
  • в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
  • в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
  • в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к детям;
  • в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
  • в самокритичной оценке своего труда.
  • Педагогический такт является важным компонентом нравственной культуры учителя.Речевой этикет и его функции. Этикет в официальных и неофициальных ситуациях общения. Особенности русского речевого этикета Сами этикетные формулы не содержат прямых сообщений, но содержат косвенные. Слово "здравствуйте" в повседневном общении означает: "я хочу поддерживать с вами отношения", а отсутствие этого этикетного знака читается, как нежелание поддерживать отношения. Вот почему нормой является приветствие сотрудников, партнеров не только в начале беседы, но и при отсутствии намерения вступить в речевой контакт. Если вы вошли в кабинет коллеги или начальника, где сидят посторонние люди, принято приветствовать всех присутствующих. Особенностью русского языка является наличие в нём двух местоимений - "ты" и "вы", которые могут восприниматься как формы второго единственного числа. Выбор той или иной формы зависит от социального положения собеседников, характера их отношений, официальной/неофициальной обстановки. Обращаться на "ты" не принято: - с незнакомыми людьми; -в официальной обстановке; - со старшими по возрасту, чину иногда должности. В то же время на "вы" не стоит обращаться к друзьям и родственникам, или коллегам по работе в неофициальной обстановке. В официальной ситуации (начальник - подчиненный, педагог – родитель, педагоги и другие сотрудники в процессе непосредственной деятельности, в том числе в присутствии родителей воспитанников или других присутствующих (гостей, партнеров, коллег из других учреждений) и т. д.) действуют самые строгие правила речевого этикета. Эта сфера общения наиболее четко регламентирована этикетом. Поэтому в ней наиболее заметны нарушения речевого этикета и именно в этой сфере нарушения могут иметь наиболее серьезные последствия для субъектов общения. В неофициальной ситуации (знакомые, друзья, родственники и т. д.) нормы речевого этикета наиболее свободны. Часто речевое общение в данной ситуации вообще не регламентировано. Близкие люди, друзья, родственники, влюбленные в отсутствии посторонних могут говорить друг другу все и в любой тональности. Их речевое общение определяется нормами нравственности, входящими в сферу этики, но не этикетными нормами. Но если в неофициальной ситуации присутствует посторонний, то на всю ситуацию сразу же распространяются действующие правила речевого этикета. Обращение друг к другу на «вы и по имени и отчеству». Правила устного делового общения.
  • Будьте во всем пунктуальны
  • Не говорите лишнего
  • Думайте не только о себе, но и о других
  • Одевайтесь как принято
  • Говорите и пишите хорошим языком
  • Телефонный разговор -
  • Начинать телефонный разговор следует словами приветствия и последующей просьбой пригласить к телефону того, с кем вы хотите говорить. Далее необходимо четко обозначить себя.