Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников
Автор: Доржиева Алевтина Викторовна

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВОРАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВАннотация. В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективного средства формирования личности, развития и совершенствования психических процессов и творческих способностей детей.Annotation. Annotated article examines the role of non-traditional drawing as an effective means of identity formation, development and improvement of mental processes and creative abilities of children.Ключевые слова: изобразительная деятельность, нетрадиционные техники рисования, творчество, творческие способности, воображение, фантазия.Keywords: visual activities, non-traditional techniques of painting, creativity, creative abilities, imagination, fantasy.Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления. Поэтому в современном мире востребованы творческие личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Именно таких, творчески активных людей, и должны воспитывать современные педагоги.Важным условием развития детского творчества является создание эмоционально – благополучной творческой атмосферы на занятиях по нетрадиционному рисованию.Поэтому мы и начали с организации развивающей среды. Изготовили практический материал: разработали и систематизировали комплекс дидактических игр для развития воображения и фантазии, создали условия для самостоятельной деятельности детей (доступный материал для творчества, наличие его разных видов: краски, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из бумаги, различный иллюстративный материал). Подобрали сказки и легенды.Формы проведения занятий выбирали разные: путешествия, экскурсии в сказку, превращения в мастеров – художников.Занятия с использованием нетрадиционных техник рисования проводили два раза в месяц, длительность зависила от возраста детей. При планировании учитывали возрастные особенности, подготовленность детей, доступность. Дети рисовали и в тетради, и в альбоме, и на кусках обоев, и на старой газете, и на срезе дерева… Самое главное не навязывать ребенку свою помощь, дать возможность рисовать так, как ему нравиться. Иначе мы рискуем внушить ему, что он «ничего не умеет делать так, как надо». А ведь перед нами творческая личность.Трех-четырех летнему малышу трудно усидеть на месте более 15 минут. Детям постарше удается работать несколько дольше – чуть более получаса. Дольше заниматься не имеет смысла – ребенок устает, его внимание станет рассеянным или вообще охладеет к занятию.Младшие дошкольники опираются на предметное восприятие, что способствует их внутренним переживаниям. Дети непроизвольно и эмоционально откликаются и легко входят в игровую ситуацию. Старшие дошкольники более подготовлены, много знают и активно проявляют себя в изобразительной деятельности.Развивая интерес к занятию, предоставляли детям, как можно больше самостоятельности, помогали в выполнении поставленных задач. Мы не ставили задачу точно повторить образец, а с его помощью стремились вызвать у детей желание творить самому, изменять, усовершенствовать.На первых занятиях мы с детьми играли с цветом и красками, познакомились с возможностями гуаши и акварели, затем занялись экспериментированием с краской, различными материалами.Затем постепенно знакомили детей с разнообразными техниками рисования: по мокрой бумаге с солью, размыванием краски под плёнкой, рисованием чернильными кляксами, мыльными пузырями, разбрызгиванием по фону с маской, рисованием ниткой, ватными палочками, рельефной краской, восковыми мелками по картону, пастелью, рисованием по фольге тающими карандашами, созданием коллажей, рисованием с помощью оттиска, познакомили детей с техникой рисования на ткани.Создавали ситуации, где дети рисовали коллективно. Предлагали им всем вместе выполнить ту работу, которая не под силу одному. Например, рисование гуашью картин холодных и светлых тонов, рисование цветов на ткани (водный батик). Совместное обсуждение, рассматривание картин, работа над оформлением настольного театра, ваз из бутылок – все это способствовало развитию опыта общения между детьми.Часто рисовали под музыкальное сопровождение. Классическая музыка, записанная на аудиокассету, создает положительный настрой работе, помогает лучше представить образ, будит воображение.Кроме этого, мы вместе с ними готовили материал: разрезали бумагу, оформляли работы в рамки. Читали с детьми сказки, на сюжеты которых мы опиралась при выборе темы занятия. Также читали стихотворения, развивающие фантазию, выдумку. Придумывали рассказы и рисовали к ним иллюстрации.Наша работа интересовала и родителей. Они с удовольствием познакомились с литературой, которую мы им рекомендовали.Мы с детьми постоянно устраивали выставки рисунков, оформляли декорации к спектаклям, украшали группу и детский сад своими картинами и панно, готовили подарки малышам и взрослым к праздникам.Для развития творческих способностей, воображения, мышления так же использовали следующие задания:1. «Рисование музыки». Во время прослушивания музыкального произведения предлагали сосредоточиться и «увидеть», что передает музыка.2. Нарисуй «Самое грустное», «Самое доброе», «Самое красивое», «Самое счастливое» и т. д.3. «Рисуем вместе!». В этом задании предлагали первому ребенку, задумать какое-нибудь изображение и нарисовать только один элемент. Второй ребенок предполагает, что это может быть, и проводит еще одну линию. Следующий должен дорисовать линию в соответствии со своим замыслом.4. «Дорисовывалки». Вместе с детьми обводили свои ладошки и при помощи нетрадиционного рисования превращали их в забавных животных, птиц, рыб и т. д.Больше разнообразия вносили и в организацию деятельности: дети могли рисовать сидя за отдельными столами или стоя за мольбертами; могли сдвинуть вместе столы по два и т. д. Важно, чтобы организация соответствовала санитарным нормам и правилам и чтобы, конечно, детям было удобно и интересно вместе работать!Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, инте-ресно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно предлагает ребёнку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то своё, необычное - это особенно полезно всем детям, это помогает им увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета.На основе проделанной работы мы увидели, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел и самостоятельно находят средства для его воплощения.Литература:Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. В двух частях. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008 .